Чуркин Александр Дмитриевич
ЧУ́РКИН Александр Дмитриевич [2.5(19.4).1903, д. Пирогово Приозерного р-на Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.) - 9.9.1971, Л-д] - поэт.
Родился в бедной крестьянской семье. Детство было нерадостным: «Деревянной древней телегой / Проскрипело детство мое». Именно поэтому родное крыльцо поэт будет вспоминать «с нехорошей жесткой улыбкой» (« Юность »). А вот сама Онега - сторона северная, былинная, песенная, с далекого детства запала в душу Ч., и «повинуясь ее всепокоряющей силе, он сам начал слагать песни» (А. Прокофьев).
Ч. учился в сельской школе, когда в деревню пришла весть о революции. 14 лет от роду будущий поэт «ушел из постылого дома / Черной ночью за сорок верст». В 1918 он добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в боях на Севере и Юге России. Романтика борьбы за правое дело и красота украинской природы выпустили на простор звучавшие в душе песни. По просьбе боевых друзей Ч. написал « Дивизионный марш », кот. бойцы пели в строю. После окончания Гражданской войны Ч. учился в Одесской артиллерийской школе береговой обороны, газ. «Одесские новости» напеч. его перв. стихи (1924).
Будучи курсантом, во вр. отпуска Ч. впервые приезхал в Л-д (1925) к писателю А. Чапыгину, кот. одобрил его лит. опыты, внушил веру в себя. Вскоре Ч. получает назначение в Кронштадт - с этих пор Л-д и Балтика станут одними из осн. тем его тв-ва. После демобилизации (1927) Ч. работает в ж. «Резец». В 1929 выходит колл. сб. «Разбег», объединивший четырех молодых рев. поэтов - А. Прокофьев, Б. Лихарев, А. Гитович и Ч. В 1930 появляется автобиографич. «олонецкая повесть» Ч. « Бубновый край », а затем начинают регулярно публ. сб. стихов и песен - « Выход весны » (1931), « Вторая очередь » (1932), « Избранные стихи » (1935), « Песни и стихи » (1938), « Хорошо жить !» (1939), « Избр. стихи » (1940).
Проблематика произведений Ч. роднит его с др. молодыми поэтами-современниками: революция и Гражданская война, романтика боевых походов и боевой дружбы, созвучная настроениям молодежи 1930-х в преддверии Второй мировой войны. К этому присоединяются картины новой жизни никогда не забываемого родного Олонецкого края (стих. « Моему поколению», «Девятнадцатому», «Из дорожной тетради», «Белая ночь на Онеге » и др.) Обращается Ч. (со значительно меньшим успехом) и к жанру лиро-эпической поэмы - « Шли полки через Сиваш » (1934–37) - о судьбе крестьянского паренька, прошедшего через Первую мировую войну и революцию. Расширяется тематика произведений Ч.- события в Испании, отмечаемое всей страной столетие со дня гибели Пушкина, воспринимаемого как декабриста: «Откатились от Зимнего пушки, / Караул у подъездов встал / Александр Сергеевич Пушкин / Быть повешенным опоздал». Смерть поэта для Ч. - гибель товарища по оружию, скорбный путь в Святогорский монастырь - трагедия всей страны: «Комья снега стучат о сани / Избы. Гумна. Седая мгла. / И Россия в морозном тумане / В пояс кланяясь, отошла» (« Пушкин» ).
Заметный вклад внес Ч. в создание сов. массовой песни, к кот. был подготовлен самой сутью своей поэтики. По словам Вс. Рождественского, «в природе стихов Ч. лежит нечто такое, что сразу привлекает внимание музыканта. В оригинальных сборниках поэта можно отчетливо проследить сознательное выдвижение песенного начала. Это совершенно закономерно, если принять во внимание, как тесно связано дарование Чуркина с истоками народной поэзии». Именно мелодические напевные стихи, фольклорные традиции в сочетании с современным патриотическим звучанием привлекли к Ч. внимание композитора И. Дзержинского. Тесная творческая связь между ними установилась на всю последующую жизнь. В 1930-е Дзержинский пишет ряд романсов на «северные стихи» Ч., а затем включает его песни в оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Правда, текст наиболее известного финального хора « От края и до края » был несколько отредактирован братом композитора, но в основе его все-таки лежало стих. Ч. « Слет ». И впоследствии Ч. будет продолжать работать над циклом казачьих песен.
Вскоре устанавливается еще одна творч. связь Ч. - с В. Соловьевым-Седым. Успех этого содружества обеспечила тематич. и жанровая разносторонность художников, позволившая им создать и романсы, и маршевые, походные, и лирические, и шуточные песни, а также близкая по характеру народность обоих (см.: Сохор А. Соловьев-Седой В. Песенное тв-во. Л, 1952). Большинство песен Ч. 1930-х объединяет тема родины, в них все больше заметны ноты тревожных предчувствий («И если грянет бой, / Мы все готовы к бою в час любой»). Из любовной лирики 1930-х наиболее изв. « Парень кудрявый», «У рябины», «Далеко-далеко, где кочуют туманы » (все на муз. Г. Носова).
Песня кон. 1930-х открыла новый этап в тв-ве. Ч. - движение от отвлеченного торжественного пафоса к лиризму повседневной жизни и быта современников. Особенно это кач-во поэзии Ч. проявилось в годы Великой Отеч. войны. Он работал в это вр. в творч. бригаде поэтов и композиторов при Балтфлоте, печатался в воен. газ. Осенью 1941 им создана песня « Вечер на рейде ». С перв. исполнения в землянке под Ржевом, а затем на импровизированных сценах фронтовых театров началось ее шествие по всей стране. Особенно полюбил ее Л-д - она звучала по блокадному радио, сплачивала людей. Среди др. песен Ч. о войне - « Песня народного гнева», «Клятва балтийцев », « Кронштадтский вальс», «Песня матери», «Сестра » и др.
В послевоен. годы выходят кн. « Самое дорогое. Стихи и песни » (1947), « Песни на стихи А. Чуркина » (1949), « Избранное » (1953). В 1953 Ч. и В. Сорокин создают ораторию о великой битве на Волге. В характерных для этого вр. темах - воспоминания о войне, о великой Победе, любовь, дружба, борьба за мир - Ч. достаточно традиционен, временами даже повторяет себя, создавая схематичные образы, «подменяет подлинные коллизии времени внешней событийностью» (Г. Борисов).
В 1960-е особенно лирически и задушевно звучит традиционная для Ч. тема родины. Соц. декларации все больше сменяет нравств. пафос углубленных раздумий: «На вольных просторах, / В бескрайних разливах / Синеют озера, / Колышутся нивы. / От Волги до Братска / Огни золотые, - / Все это Россия, все это Россия». Наиболее ярко новые тенденции заявили о себе в «ленинградском цикле» Ч. Лучшие из этих стихов совмещают патриотический пафос с подлинной теплотой и задушевностью: «Зари розоватый багрянец / Окрасил родную Неву, / Я счастлив, что я ленинградец, / Что в городе славном живу» (« Песня о Ленинграде », муз. Г. Носова). Это же можно сказать о « Вечерней песне »: «Город над вольной Невой, / Город нашей славы трудовой, / Слушай, Ленинград, / Я тебе спою, / Задушевную песню свою». Интонация колыбельной придает ей особую нежность. Перв. тактами этой песни открывались передачи Лен. телевидения, она звучала вместо традиционного театр. звонка в Большом концертном зале «Октябрьский», но главное - она осталась звучать в сердцах.
Соч.: Стихи // Гитович А., Лихарев Б., Прокофьев А., Чуркин А. Разбег. Л., 1929; Бубновый край: Онежская повесть. Л., 1930; Выход весны: Стихи. М.-Л., 1931; Вторая очередь: Стихи. Л., 1932; Избр. стихи. Л., 1935; Песни и стихи. Л., 1938; Хорошо жить!: Песни. Л., 1939; Избр. стихи. Л., 1940; Самое дорогое: Стихи и песни. М., 1947; Песни на стихи А. Чуркина. М.-Л., 1949; Избранное. М., 1953; Стихи. Песни. Поэмы. Л., 1963; Стихи и песни. М., 1966; Стихи о Ленинграде. Л., 1967; Стихотворения. Л., 1973; Стихи, песни, поэмы. Л., 1974; Стихи и песни. Л., 1983.
Лит .: Борисов Г. И песня, и стих... Л., 1973; Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973; Пахомова М. Карелия в тв-ве сов. писателей. Петрозаводск, 1974; Прокофьев А. Песня в полете // Прокофьев А. СС. Т. 4. Л., 1980; Пономарев Б. Лит. Архангельск: События, имена, факты. Архангельск, 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кежун Б. О тв-ве А. Чуркина // День поэзии. Л., 1985; Фогельсон С. Мой друг - поэт Александр Чуркин // День поэзии. Л., 1988.
К. Бикбулатова