Рачков Николай Борисович


РАЧКО́В Николай Борисович [23.9.1941, с. Кирилловка Арзамасского р-на Горьковской (ныне Нижегородской) обл.] - поэт.

Родился в крестьянской семье. В это время его отец был на фронте, где вскоре погиб в боях за родину. Мать - домохозяйка. Она «для меня - святая, - пишет поэт. - Можно сказать, что она надорвалась, выводя меня и брата „в люди”, и умерла рано. Время было трудное, жизнь бедной, почти нищенской. Но никакого уныния не было, помнится из детства и юности только светлое и радостное» (Автобиография . ИРЛИ РАН).

В 1964 Р. окончил ист.-филол. фак-т Горьковского пед. ин-та им. М. Горького, работал учителем в сельской школе, ред. многотиражной газ. на з-де в г. Арзамасе (1967–87). С 1987 поэт живет в г. Тосно Лен. обл., руководит ЛИТО «Тосненская сторонка».

Перв. стих. Р. « Моему другу » было напеч. в 1957 в газ. «Арзамасская правда». С этого времени он начал посещать ЛИТО при этой газ., кот. руководил поэт А. Плотников, ставший другом и учителем Р. В 1964 в институтской газ. опубл. перв. подборка стихов Р. со вст. статьей поэта-горьковчанина М. Шестерикова. В ту пору стихи Р. публ. в областной прессе. Перв. сб. его стихов «Колодцы» вышел в 1967. Р. писал о войне («Я не помню войны») и мирном труде, о седой старине и завтрашнем дне. Повышенный интерес к событиям давно минувших веков нашел выражение в стих. «Чудаки», «Зелен день», «Костер». Р. обращался к образам «Слова о полку Игореве», пытаясь заново осмыслить поражение русского войска.

Особенно выразителен в сб. небольшой цикл пейзажной лирики («Русалка», «Утро», «Апрель» и др.). «И травы шли зеленой ратью / В сиянии поющих рос. / И на холме, как на эстраде, / Белели клавиши берез» («Русалка»). К пейзажному циклу примыкает стих. «Сенокос» : «Сенокос! Сто кос / По лугу - враскос. / Встало солнце, / сохнут росы, / Но поют, / как осы, / косы... / Что ни вал - / сеновал, / за восьмым - / девятый вал...»

Критика находила в стихах Р. «богатство красок, яркость эпитетов <...> причудливые опенки цветов <...> выразительность (В. Чевачин). К «Колодцам» «тепло отнеслись <...> В. Боков и Ф. Сухов, давшие <...> рекомендации для вступления в Союз писателей СССР, а также С. Викулов и Н. Старшинов» (Автобиография. ИРЛИ РАН). В 1981 Р. стал членом СП. Его стихи публ. в ж. «Юность», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», «Нева» и др.

Вслед за сб. «Колодцы» выходят в свет 2 поэтич. кн. Р. - «Отчее крыльцо» (1979), «Неповторимый этот мир» (1983). Как определяющий в кн. звучал мотив возвращения на родину. Критика заговорила об эволюции поэта, отметив, что у него «чувство долга становится потребностью сердца, движения разума и души сливаются в его стихах в цельный и действенный образ, слово поистине становится делом» (Егоренкова Г. «Сохрани себя, свое сердце и слово» // Волга. 1985. № 1).

В посл. десятилетие XX в. Р. выпустил неск. поэтич. сб.: «Памятный дом» (1991), «Средь туманов и трав» (1994), «Избранная лирика», «Свет мой лазоревый» (оба - 1997). Два последних получили высокую оценку критики. Р. «своим неброским, но проникновенным стихом отстаивает дух, быт и стиль родной земли» (Ганичев В. Лит-ра на берегах Невы // Лит. Россия. 1998. 12 июн.).

В сб. с характерным для Р. назв. «А Россия была и будет» (2000) Р. декларировал: «Мы будем побеждать любовью». В. Шамшурин в статье, названной данной строчкой, писал: Р. «с завидной настойчивостью окружает нас дорогими приметами „вечной России”, где немало патриархального, но где всегда присутствует тот неизменный образ родного, неповторимого, исключительного, что и является национальной определенностью, неизбытостью, предметностью, кот. есть и никогда не исчезают, даже если истреблена графа в паспорте». Книга Р. «А Россия была и будет» - это высокая исповедь представителя поколения подранков, «детей войны»: «Война. И бедность. И сиротство. / Скорбеть ли о тяжелых днях? / Но не забыли первородства / Мы и в забытых деревнях / <...> Да, мы оттуда. / Мы вкусили / Всего от века на столе, / Мы видели Россию в силе, / Узрели мы ее во мгле» (« Война. И бедность. И сиротство» ). В кн. пульсирует живая, неизбитая мысль о любви к большой и малой родине: «Сгинет, что дивно и ново, / Выцветет, станет, как тень / Без василькового слова / Тихих моих деревень / <...> Вымрут любые искусства, / Прах воцарится в конце. / Все ни к чему, если пусто / Станет на сельском крыльце» (« Сгинет, что дивно и ново...» ). На малой родине истоки тв-ва поэта, работающего по преимуществу в жанре лирич. миниатюры. Через призму этого жанра Р. удалось запечатлеть неброские приметы глубинной России: «Тихой речки / Прозрачное устье. / Городок на горе. Купола... / Столько счастья, / И боли, и грусти / Ты мне, Родина, с детства дала! <...> / Мне чужие / Не надобны сани. / И душа оттого / Не пуста. / Я все песни Твои / И сказанья / Не забуду / Уже до креста» (« Тихой речки прозрачное устье... »). Лирика Р. отличается постановкой жгучих проблем современности, накалом раздумий поэта-гражданина над судьбой своего народа: «Эти адовы круги / Сквозь столетья тьму. / То налоги, то долги - Не поймешь кому. / То война, то недород, / Черный дым вранья. / Как ты выжил, мой народ? / Родина моя?» («Эти адовы круги...» ).

О чем бы ни писал Р. - о войне, мирном труде, седой старине, о завтрашнем дне, о любви, основными в его лирике мотивами выступают русский мир, русская душа, русская судьба, боль за Россию и вера православного человека в ее особое предназначение. В. Ганичев писал: «Николая Рачкова надо знать. Он народный, национальный поэт России. Он из ее глубин, он от ее истоков, от земель нижегородских, от дорожек Серафима Саровского».

Народность поэзии Р. определяется не только проблематикой стихов Р., где поднимаются мотивы судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда - образы Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Лирич. герой Р. несет в себе набор осн. черт русского нац. характера, нац. психологии.

Вышедшая в 2001 и явившаяся важным рубежом в тв-ве Р. кн. « Рябиновая Русь » объединила лучшие его стихи, напис. за четверть века. Поэтич. нерв ее - строки: «Вот умоюсь дождем иль слезами - и чист, / Снова славлю родные края, / Оттого, что я сам - лишь взволнованный лист / На древесном стволе бытия» (« Опалило мне душу небесным огнем... »). Р. создал поэтич. собор во имя родины - великомученицы России. Пониманию законов храмостроения он учился у природы: «Заговорила колокольня / На все притихшее село. / И вот в груди уже не больно. / А только грустно и светло. / А колокол тяжелым басом / Все говорил - раздольно, в лад. / И огненным иконостасом / Стоял над озером закат» (« Заговорила колокольня... »). Как писала Г. Пучкова, «рябиновый мотив горечи-грусти, тоски ожидания с верой во спасение и возрождение, через надрывное духовное страдание согбенной, но не сломленной любящей души лейтмотивом проходит через всю поэзию Рачкова <...> образ рябины-матушки перерастает, сливаясь в образ символ русской женщины и шире - в философский образ русской природы и Родины в целом». Оранжево-красные гроздья рябины - это символ буйства, вызов неумолимому «природы увяданью». «Рябиновая мелодия» Р. негромко, но лишь ему свойственной интонацией вливается в многоголосый хор русской лирики. Слова «свет», «печаль», «любовь», «путь», «судьба» - ключевые в поэзии Р. - слова неоднозначные, с потаенным смыслом. Лирич. герой Р. остро переживает разлад, царящий в мире, где так часто торжествует зло, где так много страдания.

Мн. герои лирики Р. озарены светом святости. Это матери, молодые вдовы, не дождавшиеся с войны своих мужей и сыновей, оставшиеся «вечными невестами». Многозначный образ «вечно женственного» Р. удается глубже постичь в силу сиротской своей судьбы. Вдовство и сиротство на Руси всегда понималось как жертвенность и страдание. В стихах Р. обновляется древняя традиция «характерным только для него образным рядом - взором от земли к Небу, к божественно неуничтожимому началу жизни: рябина ― мать ― дом ― родина ― свет ― храм ― икона ― рай ― Пресвятая Богородица <...> покровительница Руси: „Чистый лик Богородицы - словно посланье / С милосердных небес средь печалей и бед”» (Г. Пучкова). Раненое сердце кровоточит от видений «исковерканной Руси»: «Мы почти уже все потеряли, / Растоптали, разбили, сожгли...» (« Рябиновая мелодия »).

Постигая смысл бытия Р. защищает дух как глав. его составляющую и подходит к философско-религиозному осмыслению сокровенной тайны жизни. В лирике Р. ощутима явственная потребность сверхбытийного преодоления страдания. Спасение поэт видит в покаянии и милосердии, обращаясь к Богородице, просит одного: «Пресвятая Мать Богородица, / И Пречистая и Благословенная, / Ниспошли Ты милость, излей ее / На молящую душу страстную. / И прости ее, и наставь ее / На деяния только добрые, / И благие, и беспорочные. / Огради меня от нечувствия, / Малодушия, искушения, / Дай мне слезы и память смертную, / И любовь, что паче смирения» (« Молитва »).

Лауреат лит. премий им. А. Твардовского (2001), Большой лит. премии России (2003, за кн. стихов «Рябиновая Русь» и «Золотой венец»), Всерос. православной лит. премии им. св. блгв. кн. Александра Невского (2009), «Имперская культура» им. Э. Володина (2009). Победитель Первого (2004) и лауреат Второго (2005) международного поэтич. конкурса в М. «Золотое перо» в номинации «Лучшее стихотворение года». Награждён главным призом «За верность теме» Всероссийского патриотического фестиваля «Мы едины – мы Россия» (2007 г .). На протяжении многих лет член Комиссии по присужд. премии им. А. Прокофьева «Ладога» Правительства Лен. области. Дважды лауреат этой премии (1999 и 2016).

Действительный член Петровской АН и искусств (ПАНИ). Почетный гражданин Тосненского р-на.

Соч.: Колодцы. Стихи. Горький, 1967; Сказка про зайца. Горький, 1968; Отчее крыльцо. Горький, 1979; Неповторимый этот мир. М., 1983; «Только любовью». Горький, 1987; Памятный дом: Стих. Л., 1991; Средь туманов и трав. СПб., 1994; Под небом высоким. Арзамас, 1996; Свет мой лазоревый. СПб., 1997; Избр. лирика. СПб., 1997; А Россия была и будет. СПб., 2000; Рябиновая Русь: Избр. СПб., 2001; Золотой венец. СПб., 2003; Новые стихи. М., 2006; Люби и веруй. Арзамас, 2006; Ивы над омутом. СПб., 2006; Летящие в пламени. СПб., 2009; Пушкинский родник (Моя пушкиниана). Арзамас, 2009; Стихи // Арзамасские новости. 2010. 25 февр.; Посылка. Погибаю, но не сдаюсь! // Арзамасские ведомости. 2010. 10 март.; Русь - это нация духа: Ист. цикл. Стихи. СПб., 2014; Еще раз о великой победе: Стихи // Невский альм. 2015. № 2 (81); Стихи // Невский альм. 2015. № 3 (82); Стихи // Свет Победы: Сб. СПб., 2015; О Родине, о жизни, о любви: избр. стих.. СПб., 2015; На берегах Ижоры и Тосны // Невский альм. 2016. № 4 (90).

Лит.: Николай Борисович Рачков. Библиографический указатель литературы. Тосно, 2001; Чевачин В. Обещающая запевка // Волга. 1969. № 1; Чеботарев И. И чувства добрые // Горьковская правда. 1987. 3 июл.; Коршунов А. Сколько золотого на Руси // Морская газ. 1996. 1 июл.; Кондаков С. Я Родину на Родине ищу // Н. Новгород. 1997. № 6; Сергеева И. Для души предела нет // Рачков Н. Избр. лирика. СПб., 1997; Яркова М. Сколько золотого на Руси // О слово русское, родное. СПб., 1998. Вып. 1; Ганичев В. К родному, кровному... // Роман-газ. XXI в. 2000. № 3; Шамшурин В. Побеждать любовью // Лит. Петербург. 2001. № 5; Ромбольский В. Васильковое слово поэта // Русская провинция. 2001. № 3; Пучкова Г. Песня о рябине // Рачков Н. Рябиновая Русь. СПб., 2001; Ефимовская В. На древесном стволе бытия // Москва. 2003. № 7; Кондратьев Б. Родом все из деревни // Рачков Н. Люби и веруй. Арзамас, 2006; Кем бы я был вот без этой околицы? [Рец.] // ЛГ. 2006. № 49; Курбатов В. Преодолённый декабрь // День лит-ры. 2007. № 2 (126); Батурина Т. Другой?.. // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Никольская Т. «Своя у России дорога…» // Невский альм. 2015. № 6 (86); Алешков Н. Предназначение глагола. Исповедь поколения в книге Николая Рачкова // Подъём. 2016. № 10; URL: http://rospisatel.ru/aleshkov-rachkov.htm

В. Запевалов

  • Рачков Николай Борисович