Горичева Татьяна Михайловна


ГО́РИЧЕВА Татьяна Михайловна [12.8.1947, Л-д] ― русский религиозный философ.

Отец ― топограф (вологжанин), мать ― учитель истории (из семьи тихвинского репрессированного священника).

«Семья была атеистической, воспитание советское и к семнадцати годам даже начала было активно заниматься комсомольской работой. Но в той жизни её всё время сопровождало ощущение внутреннего удушья. Она начинает искать выход - почти инстинктивно. Поступив на философский факультет университета и, хорошо зная немецкий, она увлеклась философией Ницше и другими экзистенциальными мыслителями, в особенности Хайдеггером. Ее переполняла жажда истины. Интерес к индийской философии и йоге задал ее поиску духовное направление, но то была анонимная божественность, “эго” выходило на первый план… Однажды, пытаясь освоить технику медитации, она несколько раз подряд прочла молитву “Отче наш”, сперва механически, но в какой-то момент вдруг ощутила присутствие Бога, откровение Его личности. Созерцание таинства Божьей Матери, как личности, так и юнгианского архетипа, открывает перед ней путь смирения и просветления собственного женского начала. Она становится изгоем общества, ее увольняют с преподавательской работы, а затем из библиотеки, она работает лифтером… Ее внутреннее призвание все больше определяется, соединяя в себе абсолютную верность Церкви и неустанный творческий труд в сфере культуры. Сами названия статей Татьяны Горичевой - “Психоанализ и аскетика”, “Христианство и культура”, “Неофициальная культура и Церковь” говорят о направленности её поисков. Она стала одной из основательниц совершенно уникального в мире феминистического христианского движения “Мария”. Его участницы решили, что лишь христианство поистине раскрывает в женщине личность» (Оливье Клеман).

В 1974 вместе с мужем В. Кривулиным организовала Религиозно-философский семинар, кот. с осени 1975 проводила на своей квартире (Курляндская ул., д. 20, кв. 37). На семинаре собиралось от 30 до 100 слушателей. В 1976 вместе с Кривулиным и Л. Рудкевичем стала изд. ж-л «37» (название ― по номеру квартиры), в кот. опубл. свои перв. ст. ― о философии М. Хайдеггера, о феноменологии, переводы. Иногда использовала псевд. Н. Гиряев, Т. Федоров и др. Печ. в ж. «Часы» и за границей («Вестник РХД», «Посев», «Русская мысль»). Вела переписку с М. Хайдеггером, считала себя его последовательницей.

В 1979 вместе с Н. Малаховской, Т. Мамоновой и Ю. Вознесенской инициировала перв. независимое женское движение в СССР. Была среди составителей альм. «Женщина и Россия» и участвовала в выпуске ж. «Мария».

Неоднократно подвергалась обыскам и допросам. 20 июля 1980 ― накануне моск. Олимпиады ― вместе с Малаховской и Мамоновой под давлением КГБ выехала из СССР.

Некот. время жила во Франкфурте-на-Майне, училась в Католическом ин-те св. Георгия, затем поселилась в Париже. Посещала Православный богословский ин-т (Сергиево подворье), слушала лекции в Сорбонне. В эмиграции выступала с д-дами о России (прежде всего о русской православной церкви) во мн. странах Европы, Азии и Лат. Америки.

В Париже издавала философский журнал «Беседа» совместно с Борисом Гройсом (вышло 12 номеров). Вместе с художником Владимиром Котляровым, писателем Юрием Мамлеевым составила ядро Общества Имперских державных анархистов чтобы обособить себя в среде прагматичной третьей эмиграции.

После 1988 подолгу живет в России, в СПб.

Её философские воззрения базируются на апофатическом богословии. Их развитие происходило по линии: от ницшеанской «гибели Бога», через «гибель человека» (крах всех гуманистических ценностей после первой мировой войны) к «гибели мира» (последовательное уничтожение человеком своей среды обитания).

В 1993 появились её книги на эту тему: « Святая мать-земля » и « Святые животные », где впервые был поднят вопрос о невинном страдании твари, которое является результатом саморазрушения человека, его отказа от Бога. Книга « Молчание животных » стала теоретическим обоснованием православной экологии. В 2012 году она переведена на французский язык. В периодической печати (журнал «Фома», «Живая вода» и др.) вышло несколько десятков её интервью и публицистических статей, разъясняющих введенное ею понятие «православная экология». Участник всех крупнейших экологических форумов в Европе, начиная с 2000 годов. Активный благотворитель помощи животным в России.

Автор пятнадцати кн. на рус. яз (в т.ч. 4 в соавторстве) и около 40 кн. на иностр. яз. (нем., англ., итал., фр., исп., хорв., серб., словенск., норв. польск., греч.)

Соч: Новый град Китеж. Париж, 1988 (в соавт. с Ю. Мамлеевым); Дочери Иова. Христианство и феминизм. СПб.: Ступени, 1992. (1-е изд. - 1986); Нечаянная радость. Париж, 1988; Православие и постмодернизм. Л., 1991; Святые животные. СПб., 1993; Дневник путешествий (1980–92). СПб.,1993; Христианство и современный мир. СПб., 1996; Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. Взгляд русского человека, живущего на Западе. СПб., 1997; Письма о любви. СПб., 1998 (в соавт. с А. Кузнецовой); От Эдипа к Нарциссу. Беседы. СПб., 2001 (в соавт. с Д. Орловым, А. Секацким); Ужас реального. СПб., 2003 (в соавт. с Н. Ивановым, Д. Орловым, А. Секацким); Только в России есть весна! О трагедии современного Запада. Дневники 1980–2003 / предисл. Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). М., 2006; Молчание животных. СПб., 2008; Встречи. Дневники 2004–09 / послесл. Пауля Бадде. СПб., 2009; Блажен иже и скоты милует. Любляна, 2010; О священном безумии. Христианство в современном виде. СПб., 2015.

Т. Ковалькова

  • Горичева Татьяна Михайловна