Абрамов Фёдор Александрович


АБРА́МОВ Федор Александрович [29.2.1920, д. Веркола Пинежского у. Архангельской губ. — 14.5.1983, Л-д; похоронен в д. Веркола] — прозаик.

Родился в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921. Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя — от тех детских лет. Душу будущего писателя формировали суровая требовательная мать и особенно — добрейшая и набожная тетушка Иринья. От нее получил А. «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой — отрок Артемий Праведный, во имя кот. в XVII в. был создан Веркольский монастырь.

Начальную школу в Верколе окончил перв. учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка. Среднюю школу окончил в 1938 в Карпогорах с отличием, тогда же поступил на филол. фак-т ЛГУ.

В перв. дни Великой Отеч. войны ушел добровольцем в народное ополчение защищать Л-д. Дважды был тяжело ранен, второй раз едва избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после госпиталя вернулся на Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу перв. романа А. «Братья и сестры» (1958).

В апр.-июл. 1942 — учитель средней школы в Карпогорах. Снова призван в армию как нестроевик: служил зам. политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища.

В апр. 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?».

После демобилизации (окт. 1945) — учеба в ЛГУ, аспирантура при кафедре сов. лит-ры, защита канд. дис. по тв-ву М. Шолохова, работа на кафедре сов. лит-ры (1951–58) — старший преподаватель, доцент, зав. кафедрой. В 1949 не по своей воле, но по настоянию партбюро филфака подписал (вместе с Н. Лебедевым) не им написанную ст. «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвящ. итогам борьбы с космополитизмом. Сам А. на собраниях выступал более мягко, старался не «громить» проф. Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г. Гуковского, ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов ― за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.

В сер. XX в. А. познал новые беды и трагедии народа — не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Был возмущен анкетным подбором кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии. Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он видел резкое несоответствие народных бед и лит-ры, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кубанские казаки», 1950; «Кавалер Золотой Звезды», 1951). В 1954 опубл. в ж. «Новый мир» ст. «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (№ 4), где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллич. лит-ры о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, едва не лишили работы.

Почти каждое произведение А., кроме перв. романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработанной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» ― А. был исключен из состава редколл. ж. «Нева». Повесть принесла А. мировую известность. Она была переведена в Англии под назв. «Хитрецы», затем изд. во мн. странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Тетралогия А., названная по перв. роману,— «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1973) — значительное произведение втор. пол. XX в. — по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (с. Пекашино), романы А. повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942. Более 25 лет создавалась тетралогия, и автор вместе с героями искал ответы на мучительные вопросы: что же такое эта Россия? что мы за люди? почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие отношения в обществе, основ. на братстве, взаимопомощи, справедливости? А. призывал к социально-политич. и нравственному прозрению, необходимости значительных перемен. Перв. роман ― «Братья и сестры» ― стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, А. не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина. А. увидел в народе светящиеся души, пробуждение векового нравств. опыта, исконных начал терпения, совестливости, братского единения, трудового подвижничества, заботливой любви к земле-кормилице. Пекашинский мир представлен яркими, разнообразными характерами — семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Ставров. А. пришел в лит-ру со своим словом, в романе звучала многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства. Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный ж. «Звезда», он был опубл. в «Новом мире» после сражений в цензуре. Сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Лит. Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» — ст. «Живут Пряслины!». Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоен. годы (1947–48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за кот. ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы — центр. главы романа. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу. Роман насыщен соц. проблемами, трудными вопросами, критикой «волевого» руководства. Плачущий фронтовик Илья Нетесов, кот. не может помочь больной дочери,— укор тому времени. Михаил Пряслин не раз задает вопросы: «Что делать? Как жить дальше?.. Неужели и дальше так будет? Неужели нельзя иначе?» Третий роман — «Пути-перепутья» — не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» — самый социальный и публицистически страстный роман А. Почему царят нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока? Кто подлинный хозяин в стране? Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм, трагедия народа, страны, личности ― таков круг жгучих проблем, поставленных в романе. События разворачиваются в нач. 1950-х — это время дальнейшего разъединения и ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом. «Дом» — лучшая книга А. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. Михаил является как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Даже в семье Пряслиных распалось былое братство. Только Лиза верна прежним устоям. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом. Судьба ставровского дома, Михаила и Лизы — центральные в кн. А рядом — десятки др. домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Разнолики дома, разноголосы люди. Дела и поступки героев выверяются именно домом — большим и малым, духовным и материальным, кот. мы создаем на земле и в душах. Народ и Россия — на распутье и в выборе жилья, и в уровне достатка, в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров — идей и идеалов. Русский народ... Русский характер... Русская женщина — сквозные темы русской лит-ры главенствуют и в романе «Дом», где представлены разнообразные характеры: от романтика-революционера Калины Дунаева до жизнелюбивого эгоистичного Егорши. А. не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже — сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. На примере Калины и Евдокии Дунаевых (главы «Из жития Евдокии-великомученицы») А. предостерегает от прямолинейного понимания прошлого, героев Гражданской войны и первых пятилеток и задает гл. вопрос: можно ли созидать дом-страну фанатичным подвижничеством, не заботясь о благополучии отд. людей? Судьбы др. героев подводят к иным вопросам: можно ли созидать личное благополучие, дом-семью, малый дом в отрыве от общих проблем дома-страны и всего общечеловеческого Дома?.. «Дом» — кн. эпохальная, о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества. Писатель взывает: ищите праведный путь, учитесь жить без перекосов в бездуховное потребительство, бескрылое делячество или романтич. идеализм.

Не уступают романам повести, рассказы, публицистика А. В них тоже — не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. Об этом лучшие повести — «Пелагея» (1969), «Алька» (1972), «Деревянные кони» (1970) (по этим повестям реж. Ю. Любимовым в 1974 создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980), не опубл. при жизни писателя «Поездка в прошлое».

В рассказах встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них — «Пролетали лебеди» (1964), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979), «Бабилей» (1981), «Куст рукотворный» (1982), цикл «Трава-мурава» (1955–83), а также «Старухи» (1969) и «Франтик» (1984), увидевшие свет только в 1987.

Публицистика А., его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавт. с А. Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978), «От этих весей Русь пошла...» (1979–80), «На ниве духовной» (1980–81), ст. «В краю родникового слова» (1983); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976), «Слово в ядерный век» (1981); выступление в Останкино «Самый надежный судья — совесть» (1981) и др.

Особенно нашумело знаменитое письмо А. землякам «Чем живем-кормимся» (1979). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубл. впервые в районной газ. «Пинежская правда», оно получило широкую огласку. «Молвлено на Пинеге — аукнулось по всей стране». Но в печати письмо было искажено и превратно истолковано, вызвало немало нареканий и среди писателей, кот. обвинили А. в несправедливой критике народа. Но А. убеждал, что надо требовать не только с начальства, но и с каждого труженика. Путь спасения России он видел в соц. и нравств. активности народа. А. не уставал повторять, что социальные, экономич., экологич. проблемы неотрывны от духовных, нравственных. «Нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие»; «социальная перестройка жизни, не подкрепленная душевной работой каждого, не может дать должных результатов».

В архиве А. сохранилось мн. незавершенных произведений. Самые значимые из них — повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), ст. «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках А. постоянно сравнивал экономику и духовное состояние об-ва в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют прагматизм, эгоизм, бездуховность. «Америка задала тон предельной рационализации всему миру... Неужели по этому пути и идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?» — вопрошал А. в 1979.

Лучшим и гл. своим произведением А. считал роман «Чистая книга», мат-лы к кот. он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905–30), все соц. слои об-ва, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в кн. — Махонька (прототип ее — великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в лит-ре. В ней увидел А. безграничные возможности человека, силу духа, нравств. чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» — гл. кредо А.

Лучшие произведения А. инсценированы во мн. театрах страны (М., Л-д, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки — «Братья и сестры», «Дом» — принадлежат лен. реж. Л. Додину. А. награжден орденом Отеч. войны 2-й степ., медалями «За оборону Л-да» и «За победу над Германией в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.», лауреат Гос. премии СССР (1975, за трилогию «Пряслины»).

В 1987 в веркольской школе создан Лит.-мемориал. музей А.

Именем А. названы улицы в Верколе, Карпогорах, Архангельске, СПб. Имя А. носит школа в Верколе, биб-ки в Карпогорах и СПб. В 2000 в Архангельске учреждена Всероссийская лит. премия им. Ф. А. Абрамова. Раз в два года Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова проводит междунар. театральный фестиваль «Родниковое слово». Фестиваль носит имя Федора Александровича Абрамова. Имя А. присвоено малой планете № 3409. В СПб. в доме по адресу Мичуринская ул., д. 1 в 1992 установлена мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович) с текстом: «В этом доме в 1982–1983 годах жил и работал писатель Федор Александрович Абрамов».


Соч.:

СС: в 6 т. Л., 1990–95;

СС: в 3 т. Л., 1980;

Чем живем-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Беседы. Инт. Выступ. Л., 1986;

Так что же нам делать?: Из дневников, записных книжек, писем: Размышления, сомнения, предостережения, итоги / сост., вст. ст. Л. Крутиковой-Абрамовой. СПб., 1995;

Неужели по этому пути идти всему человечеству?: Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка / сост., вст. ст. Л. Крутиковой-Абрамовой. СПб., 2000.

То же. Архангельск, 2002;

Чистая книга: Незавершенный роман. СПб., 2000;

Дом: Повести, рассказы. М., 2002;

Чистая книга: Роман, повести, рассказы, публицистика. М., 2003;

Душа и слово: статьи, выступления, беседы, интервью, заметки / сост., вст. ст. Л. Крутиковой-Абрамовой. Архангельск, 2011.


Лит.:

Федор Александрович Абрамов: библ. указатель. Архангельск, 1993;

Золотусский И. Федор Абрамов. М., 1986;

Земля Федора Абрамова: Сб.: Критич. статьи. Из читательских писем. Прощальное слово. Стихи / сост., вст. ст. Л. Крутиковой. М., 1986;

Турков А. Федор Абрамов: очерк. М., 1987;

Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: Докум. повесть. Л., 1988;

Васильев В. Из колена Аввакумова. Федор Абрамов как писатель и человек // Васильев В. Достоинство слова: Лит-крит. статьи и заметки. М., 1988;

Галимов Ш. Федор Абрамов: Тв-во, личность. Архангельск, 1989;

Ханбеков Л. Веленьем совести и долга: Очерк тв-ва Федора Абрамова. М., 1989;

Оклянский Ю. Дом на угоре: О Ф. Абрамове и его книгах. М., 1992;

Федор Абрамов и Север: сб. ст., рец., воспом., стих. Архангельск, 1992;

Маслов И. Правда как мера таланта: О тв-ве Ф. А. Абрамова. Харьков, 1994;

Маслов И. Федор Абрамов: Повесть-исследование // Маслов И. Избр. Т. 4. Харьков, 2002;

Недзвецкий В. Война и мир в Пекашине (Федор Абрамов) // Недзвецкий В., Филиппов В. Русская «деревенская» проза. М., 1999;

Михайлов Ал. Федор Абрамов: 1. Встреча с Отчим краем; 2. Чтобы свет от тебя воссиял // Михайлов Ал. Моя Гиперборея: Статьи о лит-ре, воспоминания. Архангельск, 1999; Юбилейный венок Федору Абрамову 1980: Приветствия Ф. Абрамову в день 60-летия / сост. Л. Крутикова-Абрамова. СПб., 2000;

Воспоминания о Федоре Абрамове: сб. / сост. Л. Крутикова-Абрамова, А. Рубашкин. М., 2000; Слово Федора Абрамова: сб. статей / сост Е. Ш. Галимова. Архангельск, 2001;

Крутикова-Абрамова Л. Жива Россия. Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения: сб. ст. СПб., 2003;

Кононов А. Б. О службе Ф. А. Абрамова в органах контрразведки // Абрамов Ф. О войне и победе. СПб.: Изд-во «Журнал „Нева“», 2005; Характеры и судьбы: Проза Федора Абрамова: сб. ст. СПб., 2010;

«Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указатель Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012;

Летопись жизни и творчества Федора Абрамова / подгот. Г. Г. Мартыновым. СПб.: Мiръ, 2015;

Крутикова-Абрамова Л. В. В поисках истины. Воспоминания и размышления о прожитой жизни. Архангельск, 2015.


Автор статьи - Л. Крутикова-Абрамова

  • Абрамов Фёдор Александрович