Адамацкий Игорь Алексеевич
АДАМА́ЦКИЙ Игорь Алексеевич (псевд. — Игорь Тамарцев, Адельфина Бездомная) [27.1.1937, Л-д — 4.11.2011, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] — поэт, прозаик, публицист, кинодраматург.
Родился в семье военного. Отец ― офицер артиллерии, мать ― мед. работник. Предки: по отцовской линии ― иеромонах Епифаний А., преподаватель Казанской семинарии; по материнской — георгиевский кавалер Перв. мировой войны, финн Местеляйнен. Крещён в СПб. в церкви преосв. Троицы. Отец и мать ― фронтовики Великой Отеч. войны. А. — блокадник, освобождение Л-да от блокады встретил «ощущением блистательной, восторженной, радостной весны», кот. пришло «навсегда»: «Город не сдался ни перед кем и ни перед чем. И я не знал, что через полстолетия сюда придут полчища <…> лавочников с “верхним” образованием и глубиной ума инфузории-туфельки, и возьмут город голеньким. Без оружия. Но с деньгами. Чтобы явилось пророчество: “Петербургу быть пусту”. Или чтобы лечь, как девка, под унылое однообразие стандартной глобальной цивилизации. “Маска Гиппократа” обозначилась на лице города, начиная с третьего тысячелетия» (« Птицелов ». 2010).
После развода родителей жил в Кустанае, приобщался к физич. труду. В Пензе в 1954 закончил среднюю школу. В 1955–56 учился в лен. Библиотечном ин-те. Посещал лит. кружок (рук. В. Мануйлов). Вместе с др. студентами ин-та (в т.ч. Б. Вайлем) выпускал рукописный ж. «Ересь» (вышли два номера). Официальной реакцией на появление ж-ла стала рец. «Смертяшкины» в газ. «Веч. Л-д», подписанная М. Медведевым (наст. фамилия — Берман, один из авторов ст. «Окололитературный трутень», с кот. началась кампания против И. Бродского). За участие в нелегальной организации Р. Пименова, ставившей перед собой задачи демократизации сов. об-ва, А. был отчислен из ин-та. Впоследствии продолжил учёбу на филол. фак-те ЛГУ (закончил в 1968, отлично защитив дипломное соч. о Бунине). Дважды (1957, 1971) проходил по полит. процессам, в т.ч. свидетелем по судебному процессу Пименова. Был отчислен из аспирантуры ИРЛИ (ПД) АН СССР. В разное время работал грузчиком, токарем, плотником, занимался организационной и лекторской деятельностью в об-ве «Знание», преподавал русский яз. и лит-ру в веч. школе, окончил ун-т марксизма-ленинизма.
Творч. способности проявились у А. в школьные годы. В семье имелась большая биб-ка. Собр. соч. русских и мн. зарубежных классиков были прочитаны А. досконально. В институтские и университетские годы увлекся русской философией, потом и зарубежной (в них ― источники стиля прозы А., щедро инкрустированной цитациями из мировой лит-ры, философии, фольклора — от античности и «живых» словес русских летописей XVII в. до студенч. афористики).
Перв. лит. пробы А. ― стихи, кот. сам автор воспринимал иронически. Сб. стихов разных лет был изд. Luniver Press (2007).
В 1981 стал одним из организаторов и выборным председателем общественного «Клуба–81». Помещал лит. и публиц. материал в «Регулярных ведомостях» Клуба (в т.ч. ст. « Клуб: внутри и рядом », 1986).
Печатался в самиздатских, позднее в официальных ж., в т.ч. «Часы», «Красный щедринец» (с 1985). Перв. официальная худож. публ.— рассказ « Каникулы в августе » (сб. «Круг», 1985). Переводил Э. По, Шекспира.
Автор около 20 романов и повестей — « И был вечер, и будет утро... », « Бегство по кругу », « Натюрморт с женщиной », « Послесловие », (все — 1971), « Утешитель » (1983), « Апокалипсис на кларнете », « Право свободного полета » (обе — 1985), « Вирус Фрайберга » (1986), сотни философских новелл (в т.ч. цикл « ПриТчуды », 1983–86), ряда публицистич. ст., неск. сценариев (совм. с Е. Шмидтом), по одному из сценариев поставлен двухсерийный фильм « ФилиппТраум » (1989, реж. И. Масленников). Встречи с крупными людьми искусства и науки (Л. Гумилёв, В. Мурадели, Н. Альтман, Р. Быков, А. Сахаров и др.), но также и с партийными pyководителями обогатили А. мат-лом для прозаич. тв-ва.
После установления нового обществ. строя (1990–95) А. стал ред. детского ж. «Баламут», сатирич. ж. «Стебок», альм. «Петербургские чтения», шеф-редактором изд. «“АДИА-М”+Деан». В дальнейшем ― шеф-редактор изд. «Деан» (по 2008).
Собранием осн. прозы А. явился однотомник « Созерцатель » (2009), включивший в себя романы, повести и лирико-философские миниатюры. Автор многообразно защищает кредо ― право личности на индивидуальное осмысление и истолкование мира, в кот. мы живём. «Его проза — соединение реальности и фантазии, бытовой конкретности и философии, иногда — сатира на официальную советскую идеологию. Герои его произведений, пытаясь определить свое место в обществе, вынуждены расставаться с романтическими иллюзиями; их силой часто становится ирония, кот., по словам автора, “противостоит нытью, истерике и достоевщине”. Многие персонажи имеют реальных прототипов среди неофициальных литераторов и партийно-литературных функционеров» (Самиздат Л-да: Лит. энц. М., 2003).
Мир А. строится на опровержении простоты жизни, на утверждении парадоксальных несоответствий представлений и реальности, на постоянстве мировоззренч. оппонирования людей друг другу (отсюда полемич. острота и пикирование в диалогах действующих лиц его повестей, напряженность духовных исканий и сюжетная борьба персонажей). Универсальный скепсис автора выражается в язвительности слова, то и дело перехлестывающего в эпатирующие формы.
А. защитник больших культурных традиций, резко выступающий против снижения культурного уровня нац. жизни: «Древние римляне понимали, что культура — защита народа (cultura protectio populi est). Того Рима нет, а культура осталась. До 1917 года “национальной идеей” государства было то, что Россия дышала воздухом культуры. Наше сегодняшнее государство всё ещё в зачаточном состоянии и упорно мигрирует в ублюдочное. <...>». Что же представляется писателю выходом из текущей ситуации? Он говорит: «...нужно жить и исполнять свои обязанности. Честно. И верить…» Это согласуется с давним признанием А., утверждающим мажорную волевую основу его жизненного поведения: «Вокруг меня было очень мало ничтожных и мелочных, а много больше честных, твёрдых, мужественных мужчин и много светлых, любимых женщин. Ими полнится моё бытие».
Соч .: И был вечер, и будет утро // Часы. 1981. № 29; Извращение личности // Часы. 1981. № 30; Камень // Часы. 1982. № 36; Утешитель // Часы. 1982. № 37; 1983. № 41; Апокалипсис на кларнете // Часы. 1984. № 51; Из кн. «ПриТчуды» // Митин ж-л. 1985. № 3; Из кн. «ПриТчуды» // Нева. 1989. № 9; Арабекс // Киносценарии. 1989. № 2 (в соавт. с Е. Шмидтом); Шестидесятые // Часы. 1989. № 79; Клуб–81: Внутри и рядом (главы из кн.) // Часы. 1990. № 80; Комментарий к вольному переводу // Литератор. 1991. № 28, июл. (в соавт. с Б. Ивановым); Чердак // Петербургские чтения. 1992. № 1; Исход // Петербургские чтения. 1994. № 2; ПриТчуды. СПб., 1995; Экивока. Сокращение. Вирус Фрайберга. Право свободного полета. Luniver Press, 2005; ПриТчуды. Luniver Press, 2006; И был вечер, и будет утро. Провинциалы. Исход. Luniver Press, 2006; Утешитель. Чердак. Отречение. Luniver Press, 2006; Стихи разных лет. Luniver Press, 2007; Созерцатель. Повести и ПриТчуды. СПб., 2009; Птицелов. СПб., 2010.
Лит. : Самиздат Л-да: 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003.
Авторы статьи - Н. Иванова, А. Черёмин