Адамович Георгий Викторович


АДАМО́ВИЧ Георгий Викторович (лит. псевд. и крипт. А. Викторов, Г. А., Г. В., Пэнгс, С. Сизиф, Сущев Ю.) [7(19).4.1892, М. — 21.2.1972, Ницца] — поэт, прозаик, лит. критик, переводчик, историк лит-ры, мемуарист.

Родился в семье военного; учился последовательно во 2-й моск. и 1-й петерб. гимназиях; затем на ист.-филол. фак-те СПб. ун-та; в университетские годы вошел в лит. круги СПб. Перв. публикация — рассказ « Веселые кони » (Голос жизни. 1915. № 8), перв. поэтич. сб. — « Облака » (М.-Пг.: Альциона, 1916). В кн. вошли 25 стих., подчеркнуто цитатных, полных мифологических и лит. аллюзий и реминисценций, с одн. стороны, и «непоэтических» образов и снижающих прозаизмов, разговорных интонаций — с другой, что сближает их с поэзией И. Анненского и А. Ахматовой. Критич. отклики на кн. были вполне благосклонными, при этом все критики отнесли поэзию А. к чистой лирике. Н. Гумилев отметил, что А. «не любит холодного великолепия эпических образов, он ищет лирического к ним отношения» (Гумилев Н. Письмо о русской поэзии // Аполлон. 1916. № 1). В. Жирмунский утверждал, что «лирика Адамовича носит почти всегда элегический характер» (Биржевые ведомости. 1916. 14 (27) окт. № 15861). Сам автор рассматривал вошедшие в перв. книгу стихи лишь как поиски индивидуальной поэтич. манеры и не включал их в свои последующие сб.

В 1910-х был известен в лит. мире как типичный представитель «петербургской темы» в русской поэзии, «младший акмеист», ученик Гумилева. В 1914 был принят в Первый цех поэтов; в 1916–17 являлся соруководителем (вместе с Г. Ивановым) Второго, в 1920–21 — одним из осн. участников Третьего цеха и его ведущим лит. критиком после расстрела Гумилева в 1921 (третий и последний альм. Цеха почти наполовину состоял из статей и рец. А.).

В 1918–22 переводил для пг. изд-ва «Всемирная лит-ра» стихи французских и английских поэтов: «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Дон-Жуана» Дж. Байрона, «Огнепоклонников» Т. Мура, «Орлеанскую девственницу» Вольтера (совм. с Гумилевым и Г. Ивановым), «Анабазис» С.-Ж.. Перса (совм. с Г. Ивановым), принимал участие в колл. переводе «Трофеев» Эредиа, выполнявшемся членами семинария М. Лозинского.

В 1919, спасаясь от голода, вынужден был уехать в г. Новоржев Псковской губ., где почти 2 года работал школьным учителем. В нач. 1922 опубл. кн. « Чистилище. Стихи. Кн. вторая » (Пг.: Петрополис) с посвящением «Памяти Андрея Шенье», что было вполне прозрачным намеком на расстрелянного Гумилева и манифестацией приверженности «неоклассицизму», осн. эстетические установки кот. А. в то время разделял. В сб. вошло 47 стих. 1916–22 и поэма « Вологодский ангел ». В стих. « Нет, ты не говори: поэзия — мечта …» (1919), пожалуй, впервые выражено понимание сущности поэтич. тв-ва и поэтич. кредо А.: «Пять-шесть произнести как бы случайных строк, / Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, / Растерянно шептал на казнь приговоренный, / И чтобы музыкой глухой они прошли / По странам и морям тоскующей земли». Сов. критика встретила кн. холодно, оценивая не столько эстетику А. и худож. сторону его поэзии, сколько соответствие последней новому курсу в лит-ре: стихи А. были признаны несвоевременными, чрезмерно литературными и безжизненными. «Стихи Адамовича <…> бесплодны и сухи», — писал Н. Тихонов в отзыве о третьем альм. Цеха поэтов (Жизнь искусства. 1922. № 20. 23 мая).

А. покинул Россию в самом нач. 1923; в февр. прибыл в Берлин, где стал одним из рук. зарубежного Цеха поэтов (Берлин, 1922–23; Париж, 1923–26). Пробыв в Берлине всего неск. дней, он уехал в Ниццу, а оттуда — в Париж, куда прибыл в кон. лета того же года и где с ноября в знаменитом кафе «Ла Болле» возобновились вечера Цеха: первоначально каждую субботу, затем — начиная с сезона 1925–26 — все реже. Посл. объявление о собрании Цеха появилось 16 марта 1926.

С осени 1923 началось сотрудничество А. в газ., затем в ж. «Звено». Перв. публикация А. в газ. появилась 10 сент. (№ 32), и до прекращения изд. в 1928 он оставался в числе пост. авторов, выступая в различных жанрах и под разными псевд. В «Лит. беседах» были найдены мн. темы и мотивы, занимающие центр. место в тв-ве зрелого А.-критика: любовь, смерть, одиночество, отчаяние, вера, неверие, Бог — то, что он называл «последними вещами». Тогда же были найдены форма (небольшого фрагмента) и — едва ли не самое основное — тон: тон доверительной беседы с понимающим читателем, обеспечивший изданию и критику «обратную связь». Убежденность в том, что о «самом главном» невозможно сказать прямо, определила стилистику критических ст. А. и осн. приемы: намек, недоговоренность, кажущуюся обрывочность, умение «вовремя замолчать» и говорить не столько на тему, сколько «вокруг» нее.

Летом 1928 «Звено» прекратило свое существование, и А. был приглашен на должность лит. обозревателя в самую влиятельную газ. эмиграции — руководимые П. Милюковым «Последние новости». Как и в «Звене», А. выступал в газ. «во многих лицах» и вел неск. постоянных колонок. В годы сотрудничества в «Последних новостях» окончательно сложилась репутация А. как одного из ведущих критиков эмиграции, и именно в эти годы (1927–37) развернулась его полемика с Ходасевичем, сделавшаяся одним из самых значимых событий лит. — и не только — жизни диаспоры в целом.

А. — вдохновитель и идеолог поэтики «парижской ноты», духовный наставник молодых поэтов-эмигрантов. В эмиграции вплотную подошел к младосимволистской идее преображающего тв-ва: искусство должно преображать если не мир, то душу творящего, но для этого необходима полная искренность и поэтич. простота. Это требование стало перв. заповедью «парижской ноты» с ее тенденцией к формальному аскетизму, пессимистич. интроспекции и пристальным интересом к «последним вопросам». В 1930–34 в парижском ж. «Числа» вел отдел критики, где печатал рец. и заметки и знаменитые «Комментарии», назв. Г. Ивановым «антиподами блестящих газетных фельетонов», написанными «только для самого себя» и представляющими собой «разговор, кот. можно вести только в одиночестве, освещающий самую скрытую суть поэзии — и Адамовича».

Зимой 1925–26 познакомился с Мережковскими и сделался непременным участником их «воскресений», а с нач. 1927 — основанной ими «Зеленой лампы». В 1930-е входил в ложу «Объединенное Братство» (о ложе «Юпитер» см. библиогр.). В 1934 совм. с М. Кантором издавал ежемесячный ж. «Встречи» (вышло 6 номеров); в кон. 1935 под их же редакцией был изд. сб. «Якорь», ставший перв. антологией эмигрантской поэзии (на титуле — 1936).

В нач. сентября 1939 сорокасемилетний А. записался волонтером во французскую армию и провел весь период «странной войны» в окопах. После капитуляции Франции перебрался в Ниццу, где прожил годы оккупации; в нач. 1946 вернулся в Париж. С 1946 по 1949 вел возобновленную рубрику «Лит. заметки» в просоветской парижской газ. «Русские новости», за что многие упрекали его в «большевизанстве»; упреки усилились после выхода в свет написанной по-французски кн. воспоминаний « L’AutrePatrie » (« Иное отечество »). В 1949, оставив «Русские новости», А. начинает печататься в парижской «Русской мысли», а с 1954 — в нью-йоркском «Новом русском слове»; сотрудничество в обеих газ. продолжалось до самой смерти критика.

В 1951–61 преподавал русскую лит-ру в ун-те Манчестера; в 1960-х — нач. 1970-х жил в Париже и Ницце, писал «скрипты» (очерки о деятелях русской культуры) для мюнхенской радиостанции «Свобода». В посл. два десятилетия жизни вышли в свет его кн. « Одиночество и свобода » (Нью-Йорк, 1955), « Василий Алексеевич Маклаков: Политик, юрист, человек » (Париж, 1959), « Толстой » (Париж, 1960), « Вклад русской эмиграции в мировую культуру » (Париж, 1961; пер. на англ. и фр. яз. — 1962), « О книгах и авторах: Заметки из лит. дневника » (Париж, 1967), « Комментарии » (Вашингтон, 1967).

В эмиграции были изд. два из четырех прижизненных поэтич. сб. А.: « На Западе » (Париж: Дом книги, 1939; тираж 200 экз.) и « Единство: Стихи разных лет » (Нью-Йорк: Русская книга, 1967). В первый вошли 49 стих., написанных за двадцать лет, с 1917 по 1937, и печатавшихся в различных периодических изд. эмиграции. Кроме того, А. включил в кн. 9 стих. из «Чистилища». Сб. вышел в свет перед самой войной, через семнадцать лет после второй книги стихов; на него отозвались ведущие критики эмиграции, предлагая различные варианты прочтения книги и поэзии А. в целом. З. Гиппиус, отметив простоту и недосказанность стихов А., объяснила их обостренным чувством ответственности поэта за свои слова: «Простота бывает и своего рода изысканностью, но в этих стихах она прямо, просто (и сознательно) проста» (Последние новости. 1939. 9 март. № 6555. Подпись: Антон Крайний). П. Бицилли усмотрел в стихах А. «тревогу совести — индивидуальной и коллективной, тревогу бл. Августина, ужас перед однажды совершившимся и непоправимым злом» (Совр. записки. 1939. № 69). В сб. «Единство», кот. А. рассматривал как свое поэтич. завещание, он включил 45 своих лучших, по его мнению, стих., написанных на протяжении полувека и выдержавших проверку временем. Из них двадцать восемь входили в сб. «На Западе», в т.ч. четыре стих., публиковавшиеся в «Чистилище»; остальные публиковались в довоенной и послевоенной периодике и лит. альманахах, и лишь одно — « НамTristia — давно родное слово …» — было впервые опубл. в «Единстве». Критич. отзывы о новой кн. «патриарха зарубежной поэзии» (по определению В. Перелешина) были многочисленными, однако не содержали попыток анализа и носили констатирующе-восхищенный характер. Некот. исключение на общем фоне похвал составляли содержавшие элементы критики рецензия Р. Гуля (Новый ж-л. 1967. № 89) и некрологическая ст. И. Чиннова (Новый ж-л. 1972. № 109).

В кон. 1971 А. по приглашению одного из своих бывших парижских знакомых посетил США, где встретился со мн. бывшими русскими парижанами, прочел неск. лекций в американских ун-тах, познакомился с Оденом.

Мл. сестра — Татьяна (Татиана) Викторовна А. (1892–1970) — балерина, хореограф, педагог, мемуарист (оставила «Воспоминания»).

Соч. : Облака. М.-Пг., 1916; Чистилище. Пг., 1922; На Западе. Париж, 1939; Единство. Нью-Йорк, 1967; L’Autre patrie. Париж, 1947; Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955; Василий Алексеевич Маклаков: политик, юрист, человек. Париж, 1959; Толстой. Париж, 1961; Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961; О книгах и авторах: Заметки из лит. дневника. Мюнхен-Париж, 1966; Комментарии. Вашингтон, 1967; Лит. беседы. Кн. 1. «Звено»: 1923–26. Кн. 2. «Звено»: 1926–28. СПб.: Алетейя, 1998; СС. СПб., 1998–99; СС. Лит. заметки: в 5 кн. / сост. О. Коростелев. СПб., 2002; История ложи Юпитер: (Начало) / предисл. (О создании «Истории» ложи «Юпитер»), подг. к публ. и комм. Серков, Андрей Иванович // Записки отдела рукописей. Вып. 52 / ред. В. Лосев, А. Вихрян; РГБ. М., 2004; Полное собр. стихотворений / сост., подгот. текстов, вст. ст., прим. О. Коростелева. СПб., 2005 (Новая БП. МС); История ложи Юпитер: (Окончание) / подг. к публ. и комм. А. Серков // Записки отдела рукописей. Вып. 53 / Сост., отв. ред.С. Сергеев ; РГБ. М., 2008; [Стихи] // Поэзия Серебряного века. О любви. СПб., 2009; Русские стихи 1950–2000 гг.: Антология: в 2 т. М., 2010.

Лит. : Адамович Т. В. Воспоминания. Варшава, 1962; Яновский В. Поля Елисейские: Книга памяти. Нью-Йорк, 1983; Hagglund R. A Vision of Unity: Adamovich in Exile. Ann Arbor (Mich.), 1985; Hagglund R. Georgy Adamovich: An annotated bibliography. Criticism, poetry, and prose 1915–80. Ann Arbor (Mich.), 1985; Тименчик Р. Адамович Георгий Викторович // Русские писатели 1800–1917. Биографич. словарь. М., 1989. Т. 1; Лит. энц. русского зарубежья: в 4 т. Т. 1. М., 1997; Одоевцева И. Избр. М., 1998; Коростелев О. Подчиняясь не логике, но истине… («Лит. беседы» Георгия Адамовича в «Звене» // Адамович Г. СС. Лит. беседы: в 2 т. СПб., 1998. Т. 1; Коростелев О. «Без красок и почти без слов…» (поэзия Георгия Адамовича) // Адамович Г. СС. Стихи, проза, переводы. СПб., 1999; Коростелев О. Комментарии к «Комментариям» // Адамович Г. СС. Комментарии. СПб., 2000 (То же. Т. 3. Книги. М., 2002); Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

Автор статьи - О. Демидова

  • Адамович Георгий Викторович