Адамович Татьяна Викторовна
АДАМÓВИЧ Татьяна ( Татиана) Викторовна (в замуж. Высоцкая) [1892, М. — 1970] — балерина, хореограф, педагог, мемуаристка.
Мл. сестра поэта, переводчика и лит. критика Г. В. Адамовича (1892–1972). Отец — поляк по происхождению, уездный воинский начальник.
После переезда семьи в СПб. закончила Смольный ин-т благородных девиц (1908). Была одной из лучших учениц класса по французскому яз. После Смольного совершенствовала язык в частной гимназии Оболенской.
С детства увлекалась танцами (отец называл дочь «танцоркой»). Добилась разрешения родителей брать уроки хореографии у талантливого педагога, блистательной в прошлом балерины Императорских театров Е. П. Соколовой. Постигая науку танца, до нюансов поклонов царской ложе и даже галёрке, А. удалось заслужить рекомендательное письмо Е. П. Соколовой к худ. рук. и балетмейстеру первого «Русского сезона» в Париже М. М. Фокину. В Париже А. присутствовала на его репетициях (вплоть до «генеральной» 18 мая 1909-го) в муниципальном театре Шатле.
Вернувшись из Парижа в СПб., А. решила посвятить свою жизнь танцевальному искусству, ритмич. гимнастике. Упрямая и самостоятельная, первым делом она не без труда нашла работу учительницы французского яз. в частной гимназии Хворовой. Из воспоминаний Н. Шкловской: «Татьяна Викторовна ходила из угла в угол, заложив руки за спину, и говорила с нами об акмеизме, о французской поэзии, о концертах Кусевицкого, о художниках “Мира искусства”, о Мейерхольде, Мандельштаме, Кузмине и Царском Селе, о С. Волконском и школе Далькроза…»
По возвращении в СПб. в дополнение к балетной школе Е. П. Соколовой стала брать уроки танца у жены и сподвижницы М. Фокина — балерины Веры Фокиной. К кон. 1912 у А. была уже своя гимнастическая группа (одна из шести в столице) при гимназии, где она преподавала французский яз.
Через посредство брата была близка с акмеистич. кругами. В 1910-х (в период увлечения ритмич. гимнастикой) стала одним из романтических увлечений Н. Гумилева. «Черноволосая, с огромными, как и у брата, бледно-серыми глазами и тонкими изящными руками выпускница Смольного института благородных девиц 1908 года (с правом на серебряную медаль) очаровала синдика “Цеха Поэтов” помимо внешности и необычайно интонированной речью (переливом “р” и “л” и особенно заострённым звучанием всех “и”). Так начался первый “ официальный” роман Николая Гумилёва с 23-летней студенткой Института Далькроза Татьяной Адамович, который продолжался в течение 1914–15 годов и даже получил в историографии поэта собственное имя — “период Адамович”…»
Дружила с А. Ахматовой. «Несмотря на небольшой рост: она <А.> едва доходила Анне Андреевне до плеча, соперниц периодически видели под руку на поэтических вечерах столицы. Уступая другой собственного мужа, поэтесса Ахматова казалась даже великодушной…»
По словам историографа Гумилева, «двухлетний “период Адамович”, уступая дорогу более молодым музам Гумилёва, получил в литературном наследии поэта достойное завершение. Бывшие любовники едут вместе в типографию издателя “Альциона” — Москва Кожебаткина, где Николай Степанович на отдельном листке “Колчана” посвящает свой сборник Татиане Викторовне Адамович, навсегда соединяя их имена…» 15 дек. 1915 «Колчан» вышел в свет.
По окончании ин-та Далькроза А. преподавала ритмическую гимнастику на курсах и давала частные уроки, в т.ч. великой кн. Вере Николаевне в Мраморном дворце по приглашению Министерства Двора.
При участии поляка-петербуржца Стефана Высоцкого, талантливого последователя системы ритмич. гимнастики Ж. Далькроза, впоследствии ставшего мужем А., в Пг. 15 сент. 1916 открылась собственная Школа ритма Татьяны Адамович. Была классной наставницей Нины Берберовой, кот. с благодарностью вспоминает А. в кн. «Курсив мой»: «…я в разговорах с ней пила каждое ее слово» (М., 2010).
После эмиграции в Польшу в 1918 А. содержала балетную школу в Варшаве. Оставила « Воспоминания » — Тatjanna Wysocka. Wspomnienia. Warczawa: Czytelnik, 1962.
Автор статьи - О. Богданова