Агабабова Татьяна Петровна


АГАБÁБОВА Татьяна Петровна [5.10.1947, Л-д] — художник, дизайнер, иллюстратор.

Училась живописи в ср. худож. школе (СХШ), в вечерних рисовальных классах при Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА), в худож. классе школы № 190. В 1967 поступила в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, на отделение «Интерьер». В 1997 принята в СПб. Союз художников. С 1975 препод. в детской худож. школе, с 2010 и на фак-те искусств СПбГУ. Иллюстрирует произведения худож. лит-ры, в т.ч. рассказы и романы писателя Александра Килипенко.

Приоритетным направлением в тв-ве А. следует считать технику пастели и акварели, связ. с жанром натюрморта и пейзажа. Сюжеты пейзажей — живые пленэры — сопоставление природы и архитектурной доминанты в опр. историзме. Если объекты изображения относятся к прошлым векам, акцент делается на световоздушную среду. Если это городской или пригородный пейзаж — на выявление и изображение светотеневых эффектов при пограничных тональных состояниях в контрастном освещении.

А. продолжает традиции лен. графической школы с её высоким худож. уровнем: изысканной линией и особенной, не локально открытой, а сложносочинённой гаммой цвета, в кот. присутствуют приглушённо-зелёные, утончённо серые и земляные оттенки. Палитра А. лаконична и сдержанна. Говоря словами В. Серова, «она не цветиста и, одновременно, утончённо живописна, с врождённым чувством цвета».

А. обладает особенным талантом постановки натюрмортов с их опр. драматургией, умеет не только выбирать объекты для пейзажей, но и находить практически идеальную точку для их изображения.

Большинство работ А. — пейзажи. Из творч. поездки в Суздаль и Владимир А. привезла двенадцать больших листов — изображение соборов в окружении предзимних пейзажей средней полосы России. Колорит нарисованных в монохромных тонах пастелей сдержан и даже суров, с широко взятыми пятнами дали — часовни и небольшие церкви, разбросанные на большом пространстве, в первой позёмке. Созидательно удачной была и творч. поездка в Ср. Азию (Хива, Ургенч). Необычны силуэты восточ. архитектуры, особая цветность и светотень завораживают. Пастельная техника А. позволила выполнить и выразить сюжеты в колористической цельности, обобщённости, заплавленности дальних пространств, конкретной прорисовкой первых планов.

Тема СПб. занимает особое место в тв-ве А. В ее работах Петербург не идеализированный, приукрашенный, величаво-спокойный, неподвластный ист. катаклизмам. Сюжетами являются «интимные» петерб. дворики, старинные особняки, набережные, петерб. крыши. Истинно петерб. творч. стиль и осмысление города, в т.ч. и как бывшей столицы некогда великой империи. А. особенно любит писать объекты в предзакатном состоянии — с резкой сменой цвета и тени. С большой симпатией и вдохновением А. рисует пригородные парки: летом, в пору жизненного азарта природы — цветения и благоухания, в сентиментальном меланхолизме постепенного увядания — приближения печальной осени, с новой дивной гаммой цвета.

С 1997 неоднократно выставляла работы на Междунар. биеннале совр. искусства «Диалоги», в Центр. выставочном зале «Манеж», на юбилейных выставках в Выставочном центре СПб. СХ. Участвовала в посвящ. 300-летию Петербурга Междунар. двухгодичном фестивале «Европастель — 2003». Принимала участие в выставке «Осень — 2015» («Санкт-Петербург в пространстве мировой культуры»). Работы А. экспонировались в шести провинциях Италии, на выставке Северного пастельного об-ва в Сев. Нормандии.

Член СПб. об-ва пастелистов. Работы А. находятся в частных коллекциях в Париже, Гамбурге, Пуэрто-Рико, СПб., М.

Автор статьи - А. Килипенко

  • Агабабова Татьяна Петровна