Агнивцев Николай Яковлевич
АГНИ́ВЦЕВ Николай Яковлевич [8(20).4.1888, М. — 29.10.1932, М.] — поэт.
Родился в семье юриста. Детство прошло на Дальнем Востоке, где отец по долгу службы часто переезжал из города в город, отчего А. был вынужден учиться в различных гимназиях, пока в 1906 не окончил одну из них в Благовещенске. После этого А. уехал в СПб., поступил на филол. фак-т СПб. ун-та, но образования там не завершил, занявшись поэзией. Перв. стих. А. «Родной край» было опубл. в ж-ле «Весна» (1908. № 9).
«Лит. энциклопедия», вышедшая еще при жизни А., делила его тв-во на 3 периода: «дореволюционный — экзотика, эротика и идеализация феодально-аристократического мира; эмигрантский — основное настроение — сменовеховский национализм; последний — будни советского быта» (Т.
До революции А. во множестве печ. стихи и драм. сценки в «Петербургской газ.», «Биржевых ведомостях», в ж. «Солнце России», «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и др. Стихи А. были словно созданы специально для устного исполнения: они легко запоминались, были просты и изящны по форме, в них часто применялись повторы и рефрены, а строфы стих. А. часто напоминали куплеты и припевы песен. Неслучайно композиторы охотно писали музыку на стихи А., и эти песни охотно исполнялись Н. Ходотовым, А. Вертинским и др. С публичным чтением своих стихов постоянно выступал и сам А. на подмостках театров, кабаре, в лит.-арт. ресторане «Вена».
В 1913 в СПб. вышла перв. кн. А. «Студенческие песни. Сатира и юмор », где наряду со сценками из студенч. быта, веселыми, залихватскими, достаточно острыми и злободневными, были напеч. и эпиграммы А., широко ходившие в устном исполнении и пользовавшиеся успехом. Мгновенно разошедшаяся кн. в том же году была выпущ. 2-м изд.
Перв. мировую войну, как и многие его собратья по перу, встретил воодушевленно. Он заполнял периодику патриотич. стихами и в 1915 выпустил сб. «Под звон мечей », отражавший его настроения перв. месяцев войны. Очень быстро сам А. понял, что вирши, вошедшие в эту кн., поэзией не являются, и никогда больше ни одного стих. из патриотического сб. не переизд.
Февральская революция 1917, вызвавшая эйфорию у А., подтолкнула его на создание стихов с явной политич. окраской. Выступая в роли «русского Беранже», темы и сюжеты А. брал в основном из эпохи французской революции и из русской истории. Написанные А. стих. «Гильотина», «Павел I» и др. звучали по всему Пг., а стих. «Рассеянный король», ставшее песней в исполнении А. Вертинского, быстро получило широкую известность.
Еще в янв. 1917 А. вместе с актером Ф. Курихиным и реж. К. Марджановым создал театр-кабаре «Би-Ба-Бо» (переименованный затем в «Кривой Джимми»), писал для него значительную часть репертуара, сочинил гимн театра на муз. Ю. Юргенсона. После Октября театр отправился на гастроли в Киев. Там, как вспоминал И. Эренбург, «в маленьком театре, известном петербуржцам, актеры подпрыгивали, пели куплеты, написанные Агнивцевым: „И было всех правительств десять, / Но не успели нас повесить”» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т. 1). Затем последовали гастроли в Харькове, Ростове, Тифлисе. Маршрут театра соотносился с направлением отступления белых войск. Из Тифлиса отступать уже было некуда, и театр вернулся в М. Часть труппы, в т.ч. и Курихин, оказались вскоре в Ростове-на-Дону, где открыли сатирич. театр малых форм «Гротеск», ставивший, в частности, и пьесы А.: «Санкт-Петербург», «Дама в карете», «Фуфыра и сморчок», «Черный паж » и др. О. Мандельштам, приехавший в нач. 1922 в Ростов и посмотревший спектакли «Гротеска», написал в «Обозрении театров гг. Ростова и Нахичевани» об увиденном: «В ростовском „Гротеске” господствует... изысканный Агнивцев с браслетами, щеночками и собачками, этот Кузмин на сахарине с маргариновым старым Петербургом, где стилизация не прячется в углах губ, а прет из каждой строчки, как лошадиное дышло» (Мандельштам О. Сочинения. М., 1990. Т. 2).
А. после отъезда театра остался в столице Грузии и, по свидетельству бывшего в то время там Эренбурга, «ждал французской визы». В Тифлисе начался втор. период тв-ва А., когда он еще до отъезда театра выпустил новый сб. стих. «Санкт-Петербург » (1921). Вскоре А. получил ожидаемую визу и в 1921 через Константинополь выехал в Париж. В Берлине вышла книга стих. А. «Мои песенки» (1921) («Небольшая книжка Агнивцева — хорошее средство, чтобы не разучиться иногда улыбаться» — Новая русская книга. 1922. № 2).
Стихи А. охотно включали составители различных сб. и антологий как в Русском зарубежье, так и на оставленной им родине. В 1922 в Берлине вышла «Антология сатиры и юмора», где были помещены 5 стих. А. В то же время в составленном в М. «Сборнике лит.-худож. революционных произведений» (1922) нашлось место для его «Баллады о короле».
Оказавшись в Париже, мечте своей юности, месте действия почти половины его стих., А. тем не менее стал писать не о Париже, а о городе своей юности — о СПб. Ни до, ни после этого таких горьких, таких пронзительных стихов А. не писал. Они были лаконичны и просты. В 1923 вышла новая кн. А. «Блистательный Санкт-Петербург». С ее появлением еще резче обозначился противоречивый облик А.-поэта: «...Среди массы повторений, тривиальностей и просто безграмотностей — нет-нет да и выглянет настоящее лицо настоящего поэта, губящего себя, свое дарование по подмосткам театриков кабаре» (Новая русская книга. 1923. № 1). И все же петербургские стихи А., передающие настроения не только поэта, но и мн. его читателей, пользовались большой популярностью. Не пренебрегали этими стихами и издатели. В 1923 в Берлине в антологию «Петербург в стихотворениях русских поэтов» вошло 6 стих. А. Несколько его произведений из этого цикла были включ. в сб. «Вечера под зеленой лампой» (Берлин, 1923) и в др. изд. Интересна книга А. еще и тем, что трудно найти др. такой пример, где бы книга из 38 стих, целиком была посвящ. одному городу.
Материально А. жилось в эмиграции лучше мн. других эмигрантов. Помимо его поэтич. книг в 1923 вышел сб. «Пьесы», содержавший 36 драм. произведений. А. охотно предоставляли свои страницы мн. периодические изд., но чрезвычайно сильная тоска по родине и набиравшее силу сменовеховское движение, подтолкнувшее мн. писателей Русского зарубежья к мыслям о возвращении в Россию, сильно задели и А. В 1923 он вернулся на родину.
Начался третий период тв-ва А. Он сотрудничал в сов. сатирич. ж., писал для эстрады и цирка, писал обо всем на свете — о перестройке М. и о беспризорниках, о декабристах и китайских рикшах, о кирпичах, трамваях, примусах. Но ни разу после эмиграции А. не написал о том, что раньше наполняло всю его поэзию. После 1923 из-под пера А. не вышло ни одной строчки ни о Париже, ни о СПб.
Осн. направлением постэмигрантского тв-ва А. стали стихи для детей. В большинстве своем это были увлекательные рассказы на производственно-технич. и общественно-политич. темы. В одном только 1925 вышли кн. А.: «Винтик-шпунтик», «Война игрушек», «Знакомые незнакомцы», «Как примус захотел Фордом сделаться», «Китайская болтушка», «Октябренок-постреленок», «Спор между домами», «Чашка чая ». Мн. детские книги А. выдержали не одно изд. — «Кирпичики мои » (1926 и 1927), « Шарманочка » (1926 и 1929), «Мыши из цирка» (1927 и два изд. в 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами » (1929 и 1930) и др.
В 1926 в М. в «изд-ве автора» вышла единственная «взрослая» кн. А. этого периода — « От пудры до грузовика », содержащая его стихи за посл. 10 лет и прослеживающая его путь от «салонных» до «производственных» стихов. В предисл. к книге А. писал: это «не просто книжка выбранных стихов различных периодов. Это — мой литературный паспорт со всеми рифмованными визами, своевременно отмечавшими мои стихотворные мечтания с 1916 по 1926 г.».
После смерти А. его произведения долгое время практически не переизд. и вернулись к читателю лишь неск. десятилетий спустя.
Соч.: Стихотворения. Сан-Пауло, 1960; [Стихотворения] // Русская стихотворная сатира. Л., 1974 (БП. БС); Блистательный Санкт-Петербург: Репринт. М., 1989; Гранитный барон. Стихи. М., 1990; Собр. соч.: в 3 т. СПб., 1998; Санкт-Петербург. Н-Й, 2002; Избр. СПб., 2009.
Лит.: Ходотов Н . Близкое-далекое. Л.-М., 1962; Вертинский А. Четверть века без родины // Москва. 1962. № 3; Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971; Кушлина О. Поэт — и больше ничего // Памир. 1983. № 12; Федоров В. [Послесл.] // Агнивцев И. Блистательный Санкт-Петербург. М., 1989; Куферштейн Е. Странник нечаянный: Книга о Николае Агнивцеве — поэте и драматурге. СПб., 1997; Кушлина О. Агнивцев Ник. Як. // Русские писатели. 1800–1917. Биогр. словарь. Т. 1: А–Т. М., 1989; Попов В. В. Агнивцев // Русская лит-ра ХХ в. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. Т. 1. М., 2003; Тверьянович К. Ю. «Блистательный Санкт-Петербург» Ник. Агнивцева: о тривиальности и настоящей поэзии // Petra Philologica: проф. П. Е. Бухаркину ко дню 60-летия. СПб., 2015; Измайлов А. «Ужели белой ночью в мае…» // Невский альм. 2018. № 2 (100).
Автор статьи - В. Попов