Айзман Давид Яковлевич


ÁЙЗМАН Давид Яковлевич [14(26).3.1869, Николаев Херсонской губ. — 26.9.1922, Детское Село] — прозаик, драматург, публицист.

Родился в семье бедных еврейских интеллигентов. Отец был хорошим знатоком кн., печатался в местных еврейских газ. Старшие братья — Владимир и Григорий — народники. Третий брат — Моисей — изв. беллетрист, писавший на древне-еврейском яз. Братья были владельцами книжной лавки с читальней, где младший брат познакомился с лучшими образцами мировой лит-ры. Кроме того Григорий одно время редактировал газ. «Южанин», потому, будучи учеником шестого класса реального училища (оконч. в 1886), А. помещал в этой газ. свои перв. лит. опусы. Когда А. было 12 лет, умер отец, и, помогая семье, он стал давать уроки, рисовать с натуры портреты местных обывателей на продажу, выполнять различные чертежные работы.

В 1890 А. уехал в Одессу, где поступил на живописное отд. худож. училища. Одновременно стал сотрудничать в «Одесском вестнике», где печатал (под псевд. Кулик) циклы фельетонов « По родным болотам » и « Очерки провинциальной жизни ». Закончив училище с бронзовой медалью, в 1896 уехал в Париж совершенствоваться в Ecole des Beaux-Arts. Жил в глухой французской дер. Шампани, быт кот. описывал в своих ранних рассказах. Призвание к лит. труду пересилило его тягу к искусству изобразительному. Перв. его прозаич. публикация — рассказ « Немножко в сторону » — произошла в 1901 в майском номере ж. «Русское богатство». Вскоре здесь же стали выходить и др. рассказы А.: « Об одном преступлении», «Приятели», «Земляки», «Искупление», «Враги». Его рассказы стали печатать и др. ж. – «Образование», «Ж-л для всех», «Совр. мир»; сб. «Знание», «Восход», «Еврейский мир», различные альм. Среди них – « На чужбине», «Ледоход», «Сердце бытия», «Без неба», «Утро Ануля», «Кровавый разлив » и др.

В 1904 был издан сб. рассказов А. « Черные дни ». В 1906 в доп. виде этот сб. переизд. «Знанием». «Сборник Айзмана был сочувственно встречен критикой, — писал С. Венгеров, — и до сих пор именно помещенные в нем рассказы представляют наиболее интересную часть написанного Айзманом. В них есть теплота и неподдельный лиризм. С большою искренностью разработан главный мотив всей вообще литературной деятельности Айзмана: трагическая психология русско-еврейского интеллигента, в котором “Черные дни” — период погромов — подрывают любовь к родине-мачехе. <…> Вне этого мотива, Айзман в первых своих рассказах рисовал ужасающую нищету еврейского пролетариата и дал интересный тип Дон-Кихота из мелкой еврейской среды. Вместе с тем Айзман вышучивал жалких представителей еврейской буржуазии. Забавные жаргонизмы русско-еврейской речи некоторых героев “Черных дней” придавали им своеобразную колоритность» (Лит. энц. Т. 1. М ., 1930).

В 1904 А. вернулся в Одессу. Оттуда послал М. Горькому рассказ «Ледоход», кот. был одобрен им и напеч. в сб. «Знание» за 1905. Горький почувствовал в нем единомышленника в восприятии еврейских погромов и их последствий, чуждых обоим националистической обособленности, призывы к единению во имя всеобщего освободительного движения. Благодаря Горькому в 1906 и 1911 «Знание» выпустило двухтомник рассказов А. Его имя стало известным в лит. кругах. Однако погромы, организованные черносотенцами в южных городах, вынудили А. вновь покинуть Россию.

Там родилась первая и лучшая пьеса А. — трагедия « Терновый куст » (1906). «17 ноября (1 декабря н. ст.) многочисленная русская “левобережная” колония в Париже, чуть ли не в полном составе, шумно и горячо приветствовала давно уже полюбившегося ей по прежним своим произведениям талантливого беллетриста Давида Айзмана, — сообщал в cпб. ж. «Театр и искусство» его корреспондент. – На этот раз он впервые явился в качестве драматурга… Пьеса дышит жизнью и правдою, перед нами живые люди, все выпукло, образно, красиво. Нигде еще, ни в одном рассказе Айзмана свойственный ему тон прелестной лирико-мистической тихой грусти не разливался такою широкою ласковою волною, как в этой драме. Здесь она развернулась во всю ширь. Под нарастающею грозою, собравшеюся над головою Леи, этой новой Ниобеи, сердце слушателя сжимается бесконечною жалостью к людям, с их задумчивым вековым горем, с их мистическою покорностью судьбе и привычкою страдать, — за что? – неизвестно» (Театр и искусство. 1906. № 49). В России пьеса не преодолела цензуру. Один экземпляр рукописи автор послал Горькому, кот., пересылая ее в Берлин издателю И. Ладыжникову, писал: «Айзман написал превосходную пьесу из быта евреев-революционеров. Работа — яркая, движения — сколько угодно, четвертый акт — вооруженное восстание, так что в смысле сценичности — поскольку я понимаю — все в порядке! Характеры чудесные, вообще, это большая вещь, с высоким подъемом» (Архив М. Горького. Т. VII. М., 1959). Опубл. «Терновый куст» в Берлине в 1907. Переведенный на франц. яз., «Терновый куст» был поставлен в Париже (1906). Первым в России его поставил В. Гардин в своем Териокском театре летом 1907.

В кон. 1908 (и до сент. 1909) А. приезжал в СПб. по лит. делам. «Права жительства» он не имел и потому обзавелся фиктивным патентом приказчика, числясь на службе в неведомых ему заведениях. Тем же способом он пользовался и после окончательного возвращения в Россию.

После «Тернового куста» А. почувствовал себя драматургом и стал писать драмы и комедии — « Светлый бог » (1908), « Жены » (1909), « Дела семейные» (1910), « Правда небесная » (1911), « Пастухи » (« Искатели », 1915). « Летний роман » (« Роль женщины », 1915), « Латинский квартал » (1916), « Чудо-жена » (1917), « Консул Гранат » (1918). Большинство из них печ. в «Б-ке ж-ла “Театр и искусство”». Не лучшие из них — «Жены» и «Консул Гранат» — пользовались успехом в провинциальном театре. «Жены» были сыграны в Михайловском театре (1908), «Светлый бог» в Александринском (1919). «Он был из числа действительных, признанных писателей для сцены, — считал В. Новоселов, — но живой связи с театром установить ему как-то не удавалось. Мешали какие-то причины внешние. Так и остался Айзман на положении случайного сотрудника при театре…» (Жизнь искусства. 1923. № 39).

Умер скоропостижно в Детском Селе, где проживал в посл. годы.

Соч. : История одного преступления. СПб., 1904; Саван. Киев, 1904; Черные дни: очерки и рассказы. СПб., 1904; Ледоход // Знание. Сб. 5. СПб., 1905; В чужой стране. Харьков, 1905; Рассказы: В 2 т. СПб., 1906–11; Утро Ануля // Красное знамя. Париж, 1906. № 1; Союзники // Новые веяния: Сб. М., 1907; Терновый куст: Трагедия. Берлин, 1907 (Пг., 1920); Кровавый разлив: Повесть // Знание. Сб. 16. СПб., 1908; Враги. СПб., 1908; Жены: Пьеса // Зарница. Сб. СПб., 1909; Дела семейные: Пьеса. СПб., 1910; Доброе дело. СПб., 1911; СС: В 8 т. СПб. (Пг.), 1911–19; Земляки. СПб., 1912; Правда небесная: Пьеса. СПб., 1912; Лесник Зозуля. М., 1913; Дают уроки. Миниатюра. СПб., 1913; История одного преступления // Бар-Мицво. Лит.-худ. сб. СПб., 1914; На чужбине: Сб. СПб., 1914; Летний роман (Роль женщины): Комедия. Пг., 1914; Светлый бог // Энергия. Сб. 2. СПб., 1914; Латинский квартал: Пьеса. Пг., 1916; Чудо-жена: Пьеса. Пг., 1917; Светлый бог: Пьеса-сказка. Пг., 1920; Консул Гранат: Комедия. Пг. 1923; Утро Ануля и др. Сб. Л., 1926; Редактор Солнцев: Сб. рассказов. Л., 1926; Искатели: Пьеса. Л., 1926; История одного преступления: Сб. рассказов. Л., 1927; Земляки. Сб. Л., 1929; Об одном злодеянии. М.-Л., 1929; Враги. М.-Л., 1929; Терновый куст // Драматургия «Знания». М., 1964.

Лит .: Клейнборт П. Без иллюзий // Образование. 1904. Кн. 11; Амфитеатров А. Д. Айзман // Амфитеатров А. Современники. М., 1908; Кораблев В. Защитник еврейской бедноты // Кораблев В. Лит. заметки. СПб., 1908; Коган П. Айзман // Коган П. Очерки по истории новейшей русской лит-ры. Т. 3. Вып. 1. М ., 1910; Кранихфельд Вл. Д. Я. Айзман // Совр. мир. 1913. Кн. 9; Кармин С. Д. Айзман // Театр. курьер. 1918. № 4; [Некролог] // Ежегодник Пг. Гос. Акад. театров. 1922. № 4; Луначарский А. Критич. этюды. Л., 1925; Венгеров С. Айзман // Лит. энц. Т. 1. М ., 1930; Максимович А. М. Горький и Д. Я. Айзман // М. Горький. Мат-лы и иссл. Т. 2. М.-Л., 1936; Касторский С. Реалистич. проза. Горький и «Знание» // История русской лит-ры. Т. 10. М .-Л., 1954; Юзовский Ю. Горький и драматурги-«знаньевцы»: Чириков, Юшкевич, Найденов, Айзман // Юзовский Ю. М. Горький и его драматургия. М., 1959; История русской лит-ры кон. ХIХ — нач. ХХ вв.: Библ. указ. М.-Л., 1963; Залесский М. У истоков соцреализма. М., 1977; Соколов А. История русской лит-ры кон. ХIХ — нач. ХХ в. М., 1979; Русские писатели. 1800–1917: Биографич. словарь. Т. 1. М., 1992.

Автор статьи - Евг. Биневич

  • Айзман Давид Яковлевич