Аксененко Елена Михайловна
АКСЕНЕ́НКО Елена Михайловна [ 10.3.1957, г. Караганда КазССР] ― литературовед.
Детство прошло в Казахстане, родители ― Михаил Федорович и Ирина Николаевна Низкодубовы. Окончила филологич. фак-т Карагандинского гос. ун-та в 1979, затем до 1985 ― преподаватель Целиноградского пед. ин-та им. С. Сейфуллина. В 1988 закончила аспирантуру при кафедре русской лит-ры ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1989 работает в РО ИРЛИ.
Занималась обработкой картотеки Б. Л. Модзалевского, научно-технич. описанием архивных фондов «Союза взаимопомощи русских писателей», П. М. Невежина, М. С. Лесмана, подготовкой выставок, в частности экспозиции, посвящ. 175-летию со дня рождения А. А. Фета (1995). Принимала участие в колл. трудах: «Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь» (Т. 3, 4. М., 1994, 1999); «Ежегодник РО Пушкинского Дома» и др. Автор 27 статей-справок для кн. «Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005» (СПб., 2005). Участник конференций «Православие и русская культура» в ИРЛИ (2000, 2002, 2003, 2007), «Валаамский монастырь» (Валаам, 2003), Фетовских чтений (Курск, 1998, 2000, 2001), Никитских чтений «Духовные начала русского искусства и образования» (Новгород, 2003, 2004, 2007), Рождественских чтений (М., 2006), Антониевских чтений (Николо-Угрешский монастырь, 2007), IV Свято-Игнатиевских чтений (Ставрополь, 2012), Некрасовских чтений (ИРЛИ, 2013), конф. «Дневники и воспоминания в русской литературе XX в.» (ИРЛИ, 2013), «Возрождение церковной жизни в русской литературе и публицистике XIX–XX в.» (ИРЛИ, 2015), Блоковских чтений в музее А. А. Блока (СПб., 2015) и др. Участвовала в сост., комм. и подгот. текста: А. А. Фет. О нашем сельском самоуправлении // А. А. Фет и русская лит-ра. XVI Фетовские чтения. Курск, 2002 (совм. с Е. Виноградовой).
Гл. тема ист.-лит. исследований А. ― духовные писатели XIX в. Среди них писательница и переводчица София Снессорева, духовная дочь святителя Игнатия Брянчанинова. А. удалось установить осн. факты ее биографии (на основании архивных мат-лов из РО ИРЛИ). В ПСС свт. Игнатия Брянчанинова А. опубл. его письма к С. И. Снессоревой (1845–67), а также ее автобиографич. записку от 1871 (Письма святителя Игнатия Брянчанинова к С. И. Снессоревой // Игнатий Брянчанинов, свт. ПСС. Т. 5. М., 2003; Снессорева С. На память другу: Автобиогр. очерк // Ежегодник РО ПД на 2001 г. СПб., 2006).
В 2000-е А. занималась наследием поэтессы Елизаветы Шаховой (монахини Марии, 1822–99) и игумена Антония (в миру А. П. Бочкова, 1803–72) ― незаурядных личностей, кот. за время их многолетней дружбы сблизило не только духовное родство, но и поэтич. сотворчество. Их десятилетняя переписка представляет собой уникальный биографич. источник. А. удалось восстановить детали их взаимоотношений: громко заявившая о своем таланте неск. поэтич. сборниками молодая поэтесса Е. Шахова в 1845 стала послушницей Бородинского монастыря. Святитель Игнатий (Брянчанинов) поддерживал и направлял присущий послушнице дар слова и поручил ее своему духовному другу — игумену Антонию. О. Антоний сумел вновь пробудить в м. Марии утерянную веру в дарованный ей Богом талант. С 1862 имя поэтессы вновь появляется на страницах ж-лов. «Ее муза предстает перед читателем иной, в чем видно несомненное влияние творческого союза с игуменом Антонием, ― свидетельствует А. ― Идя стезей монашеского подвига, Елизавета Шахова смогла вернуться в поэзию, внеся в нее оригинальный взгляд на современность. Она смогла найти не только адекватное религиозному самосознанию поэтическое выражение, но и остаться деятельным участником духовной жизни общества. Имена игумена Антония (Бочкова) и монахини Марии (Шаховой) до сих пор не вписаны в историю русской литературы, кот. в наши дни, наконец, становится единой, являя собой всю полноту творческого потока, как духовного, так и светского». В ПСС свт. Игнатия А. публикует статью о Шаховой и ее автобиографию 1894-го (Автобиографич. очерк писательницы Елизаветы Шаховой — монахини Марии // Ежегодник РО ПД на 2002 г. СПб., 2002; То же // Игнатий Брянчанинов, свт. ПСС. Т. 8. М., 2007). Участвовала в сост., комм. и подгот. текста «И дружба сохранит немногие листки…»: Письма игумена Антония (Бочкова) монахине Марии (Шаховой). Ч. 1. 1862–64 // Ежегодник РО ПД на 2005–06 гг. СПб., 2009.
А. ― участница первых «Антониевских чтений», состоявшихся в 2007 в Николо-Угрешском монастыре (где о. Антоний провел посл. год своей жизни), для кот. подготовила выставку автографов писем, стихотворений и рисунков игумена Антония из фондов РО ИРЛИ. Вместе с иеродиаконом Антонием (Козиным) А. выступила как составительница кн. «Дон-Кихот русского монашества. Жизнь и тв-во игумена Антония (Бочкова) (1803–72): Иссл. и публикации» (СПб., 2010) ― перв. монографии о жизни и тв-ве духовного писателя игумена Антония. Кн. открыла читателям человека с необычной судьбой, кот. не оставил лит. занятий и после принятия монашества, рассказала о загадках его биографии, воссоздала его образ — романтика и идеалиста. А. в сб. принадлежит обстоятельная публикация « Поэтич. диалог игумена Антония (Бочкова) и монахини Марии (Шаховой) », построенная на мат-лах архива Шаховой в РО ИРЛИ. А. реконструировала историю отношений монахини Марии и игумена Антония, обозначила круг обсуждавшихся ими тем: вопросов богословия, аскетики, лит-ры, искусства, реалий совр. монастырской жизни, событий российской и мировой политики. Особый интерес представляет осмысление ими сущности духовной поэзии и ее ист. развития.
В 2012 А. опубл. очерк « Долг памяти » об исследованиях Д. Е. Максимовым жизни и тв-ва Е. П. Иванова (1879–1942), близкого друга А. А. Блока, публициста и детского писателя; очерк дополнен публикацией писем Максимова к дочери писателя, М. Ивановой.
Подготовила для «Ежегодника РО ПД» (2015–17) описания материалов и док-тов из собрания М. С. Лесмана — М. Альтмана, Е. Антиповой-Альбовой, А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока. Опубликовала дневник И. Д. Зеленской, переписку В. А. Рождественского с Т. Г. Гнедич и Н. А. Бринкман.
Соч.: Эпизод из деятельности «саратовского кружка» // Русская лит-ра. 1989. № 1; Г. П. Блок. К истории отеч. фетоведения // А. А. Фет и русская лит-ра. XV Фетовские чтения. Курск-Орел, 2000; Мат-лы о жизни и тв-ве П. М. Невежина в Пушкинском Доме // Ежегодник РО ПД на 2000 г. СПб., 2004; Библиография произведений Е. Шаховой и дорев. лит-ры о ней // Ежегодник РО ПД на 2002 г. СПб., 2006; Елизавета Никитична Шахова // Игнатий Брянчанинов, свт. ПСС. Т. 8. М., 2007; Духовно-поэтич. путь Елизаветы Шаховой // А. М. Панченко и русская культура. СПб., 2008; Топография выставки «Святители Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов) и развитие русской нац. культуры» (совм. с Е. Монаховой) // Ежегодник РО ПД на 2005–06 гг. СПб., 2009; Мат-лы А. А. Фета в Пушкинском Доме // А. А. Фет: Мат-лы и иссл. Вып. 1. М.-СПб., 2010; Духовное водительство святителем Игнатием Брянчаниновым монахов-литераторов // Мат-лы IV Свято-Игнатиевских чтений. Вып. 1: Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова. Ставрополь, 2012; Долг памяти (Д. Е. Максимов как исследователь жизни и тв-ва Е. П. Иванова) // Христианство и русская лит-ра. Вып. 7. СПб., 2012; «Жизнь оказалась сильнее смерти…»: дневник И. Д. Зеленской // Ежегодник РО ПД на 2014 г. СПб., 2015; «Увижу мой город свободным…»: Переписка Т. Г. Гнедич с В. А. Рождественским (1943–44) // Верили в победу свято: Мат-лы о Великой Отеч. войне в собраниях Пушкинского Дома. СПб., 2015; Игумен Антоний (Бочков) и Оптина пустынь (О судьбах русского монашества в XIX в.) // Оптинский альм.: Добродетель ангелов. М., 2016; «Я пью за прошлое…»: переписка В. А. Рождественского и Н. А. Бринкман. Ч. I (1965–70) / вст. ст., подг. текста и комм. Е. М. Аксененко совм. с М. В. Рождественской // Лит. архив сов. эпохи. СПб., 2018.
Лит.: Любомудров А. Первые Антониевские чтения (к 135-летию со дня кончины А. П. Бочкова) // Русская лит-ра. 2008. № 3; Любомудров А. Предисловие // Дон-Кихот русского монашества. СПб., 2010.
Автор статьи - А. Любомудров