Аксенов Василий Иванович


АКСЁНОВ Василий Иванович [26.1.1953, с. Ялань Енисейского р-на Красноярского края] — прозаик.

Родился в семье, родовые корни кот. связаны с енисейскими казаками и поморами. Воен. службу проходил в Тихоокеанском флоте с 1971 по 1974. В 1982 после окончания историч. фак-та ЛГУ (кафедра археологии) остался жить в Л-де, регулярно навещая свою малую родину. Участвовал в археологич. экспедициях, работал грузчиком, пожарным, дворником. Из-за невозможности по идеологич. и эстетич. причинам печататься в официальных изд. публиковал свои произведения в самиздатских ж. «Часы» и «Сумерки». Сблизился с участниками независимого культурного движения Л-да, с момента основания явл. членом «Клуба–81».

В 1984 А. становится лауреатом неофициальной премии Андрея Белого. При вручении премии А. в ответ на пожелания писателя и редактора ж. «Часы» Б. Иванова выйти «за пределы деревни и за околицу деревенского языка» заявил, что пользуется тем материалом, кот. ему более знаком, и при всем уважении к писателям-«деревенщикам» гл. его интерес «не в социальности, а в самом человеке и в его одном из самых важных вопросов — вопросе о смерти и отношении к ней». В обл. языка А. ставил перед собой задачу «вырваться из литературных рамок, кот. установил ХIХ век» и продолжить новаторские искания Хлебникова, Белого, Платонова.

В перв. официальной публикации А. — « Понедельник, 13 сентября » (сб. «Круг», 1985), — рассказе о трагич. судьбе простого русского человека, отсидевшего сначала в фашистском, а затем в сов. концлагерях, критики ж. «Наш современник» А. Казинцев и В. Васильев увидели едва ли не издевательство над русским народом. В свою очередь В. Астафьев в личном письме к А. высоко оценил его самобытную прозу, отметив «почти абсолютный слух и глаз» писателя.

В 1990 в изд-ве «Сов. писатель» вышла кн. А. « День первого снегопада », объединившая три романа: « Осень в Ворожейке », « Зазимок », « Блики, или Приложение к основному» (два первых впервые увидели свет в самиздате). Эти произведения во многом определили идейно-худож. доминанту последующего тв-ва А. Большинство произведений писателя автобиографично. Он пишет о том, что видел, пережил и передумал лично: родная Ялань, ее люди, с необыкновенной любовью выписанные образы матери и отца, детство, поэтически одухотворенная природа Сибири. В романе «Осень в Ворожейке» А. рисует глухую сибирскую деревню, где доживают свой век старики-староверы. Увлеченность живым, порой архаическим языком, выразительностью народной речи превращает стиль писателя в затейливою вязь, что позволяет говорить о близости А. к лесковско-ремизовской школе. Проза писателя привлекает не столько темой Сибири, знакомой читателю по произведениям Астафьева, Распутина и др., сколько необычностью формы, стилем, кот. становится важнейшей движущей силой повествования. Как правило, романы А. представляют собой череду эпизодов, поток воспоминаний, изложенных автобиографическим героем-рассказчиком. А. часто пользуется «монтажным» принципом соединения разнородных «кусков» повествования, в текст вводятся прямые или скрытые цитаты, нередко используется характерный для модернистской прозы прием — «текст в тексте». Нарушение принципов связности текста, исчезновение фабулы, принципиальное совпадение героя и автора говорят о тяготении писателя к модернистской поэтике.

После довольно длительного перерыва, вызванного как состоянием издательского дела в стране, так и поиском А. своего места в совр. лит. процессе, произведения писателя вновь появились в печ. А. становится постоянным автором ж. «Москва». В изд-вах «Амфора» и «Лимбус Пресс» увидели свет кн. А. « Солноворот » (2004), « Малые святцы » (2008), « Время ноль » (2010). Почти в каждом произведении А. читатель встречает уже знакомых ему персонажей. Вся проза А. воспринимается единым эпосом, одной «большой книгой» о Ялани. Романы А. «Малые святцы», «Время ноль» и « Моление » должны составить трилогию под предполагаемым назв. « Чаю воскресения », где гл. герой, Олег Истомин, пройдя через тяжелые утраты родных, друзей, через разочарования, сомнения и соблазны, приходит к нравств. обновлению. Ему свойственно стремление постичь смысл бытия, проникнуть в тайну жизни и смерти, их вечного противостояния. Как писатель, не скрывающий своих православных убеждений, А. смиряется с Божьим промыслом. Присутствие в аксеновском мире Творца, убеждение автора в невозможности постичь человеческим умом его замысел, примиряют читателя с алогизмом жизни, с жестокостью истории, с кажущейся несправедливостью судьбы.

Несколько в иной тональности, чем др. произведения, написана повесть А. « Десять посещений моей возлюбленной », в кот. романтика перв. юношеской любви уравновешивается живыми реалистич. подробностями. Чистотой и ясностью красок, необыкновенной живостью описания рыбной ловли отличается «зарисовка в полутонах» « Таха », открывающая новые грани таланта писателя. «Эталоном подлинности» назвал прозу А. писатель П. Крусанов.

Сборник рассказов и повестей « Золотой век » возвращает читателя в мир далекой сибирской Ялани, уже знакомой по романам А. «Десять посещений моей возлюбленной», « Весна в Ялани », « Оспожинки », « Была бы дочь Анастасия » и др. События сборника связаны местом действия и переходящими из рассказа в рассказ героями, воспоминаниями о незабываемой поре детства, в которую всякому хочется если и не возвратиться, то хоть на минуту заглянуть. Посл. произведения свидетельствуют о непрекращающихся худож. поисках и духовной эволюции А.

Short-list премии Андрея Белого за роман «Была бы дочь Анастасия» (2018).

Соч.: Понедельник, 13 сентября // Круг. Л., 1985; Серафим второй, младший // Нева. 1989. № 9; День первого снегопада: Романы. Л., 1990; Пасека // Звезда. 1996. № 10; Фанчик // На невском сквозняке. СПб., 1998; Костя, это мы? // Коллекция: Петербургская проза (лен. период). 1970-е. СПб., 2003; Солноворот: роман, повести. СПб., 2004; Ну надоела // Коллекция: Петербургская проза (лен. период). 1980-е. СПб., 2004; У пихтового домика, Первое и последнее дело участкового Буздыгана. Месть. Спиридон — солноворот. Лабаз, или С высоты птичьего полета // Москва. 2007. № 1; Малая пречистая: повесть // Москва. 2008. № 1; Малые святцы. СПб., 2008; Золотой век // Москва. 2009. № 12; Время ноль: Роман, повести. СПб., 2010; Десять посещений моей возлюбленной // Москва. 2011. № 1–2; Была бы дочь Анастасия. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018; Золотой век. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018.

Лит.: Васильев В. Среди миражей и призраков // Наш современник. 1986. № 8; Казинцев А. Простые истины // Наш современник. 1986. № 10; Урицкий А. Рец. на кн. Коллекция. Петербургская проза // НЛО. 2004. № 69; Архипов Ю. Другой Василий Аксенов // Лит. Россия. 2008. № 52. 26 дек.; Левенталь В. Здравствуй, брат! Читать трудно // СПб. ведомости. 2009. № 117. 30 июн.; Топоров В. Как не опозорить собств. фамилию? // Город 812. 2010. № 37. 1 нояб.

Автор статьи - А. Петров

  • Аксенов Василий Иванович