Аксёнов Василий Павлович


АКСЁНОВ Василий Павлович [20.8.1932, Казань — 6.7.2009, М., похоронен на Ваганьковском кладб.] — прозаик, драматург, сценарист.

Родился в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург (1904–77) и Павла Васильевича А. (1899–1991). «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком». Был третьим, младшим ребёнком в семье (единств. общим ребёнком родителей). Отец — предс. Казанского горсовета, член бюро Татарского обкома партии. Мать — преп. Казанского пед. ин-та, затем зав. отд. культуры газ. «Красная Татария», член КПСС, автор кн. воспоминаний «Крутой маршрут».

В 1937 родители (сначала мать, затем отец) арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей забрали родственники, Василий отправлен в детдом для детей заключённых (родственникам взять ребёнка не разрешили). В 1938 дяде А. (брату П. Аксёнова) удалось разыскать мальчика в детдоме в Костроме и взять к себе. Жил в доме родственницы по отцу до 1948, пока его мать, выйдя в 1947 из лагеря и проживая в ссылке в Магадане , не добилась разрешения на приезд сына к ней на Колыму. Магадан поразил пятнадцатилетнего юношу своей свободой: в бараке у матери вечерами собирался настоящий «салон». Будущего писателя потрясла широта обсуждаемых «лагерными интеллигентами» проблем и рассуждения о судьбах человечества. Спустя много лет А. описал магаданскую юность в автобиогр. романе «Ожог».

После Колымы приехал в Л-д. Поступил в 1-й Лен. мед. ин-т им. И. П. Павлова («Иди-ка в медицинский — в лагере врачи лучше выживают», — напутствовали родители), кот. окончил 1956. По завершении учебы получил распределение в БМП Балтийское морское пароходство ), где предполагал работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на уже имевшую место реабилитацию родителей, визы для выхода в служебное плавание не получил. Работал терапевтом на карантинной станции Лен. морского порта (1956–57; этот период жизни описал в повести «Коллеги»). Затем в Подпорожском р-не Лен. обл. — в больнице Водздравотдела пос. Вознесение на Онежском озере (1957–58), после переезда в М. — в Моск. обл. туберкулезном диспансере (1958–60).

В годы жизни в Л-де посещал ЛИТО «Голос юности» при ДК Профтехобразования под рук. Д. Дара, кот. в 1950–60-е приобрело популярность среди молодых поэтов и прозаиков. Среди участников ЛИТО были В. Соснора, А. Кушнер, В. Марамзин, И. Ефимов, Б. Вахтин, Д. Бобышев, О. Охапкин, К. Кузьминский и мн. др. Квартира последнего на верхнем этаже флигеля во дворе между ул. Красной (ныне Галерной) и бульваром Профсоюзов (ныне Конногвардейским) в кон. 1950-х — нач. 60-х представляла собой центр лен. неофициальной культуры, где проводились лит. чтения, вечера, выставки живописи, фоторабот, печатался самиздат. «Можно сказать, что дом Кузьминского, наряду с мастерской Михаила Шемякина на Загородном проспекте, стал образцом нового богемно-артистического стиля, не без влияния кот. в дальнейшем складывался быт многих квартир, где жили литераторы и художники, действовали салоны» («Петля самиздата»). По словам Ю. Новикова, «квартира Кузьминского являла собой вавилонскую башню эстетических пристрастий, творческих амбиций, где устанавливались новые знакомства, пересекались информационные потоки “из первых уст”. И, безусловно, посещения этого дома просвещали, воспитывали вкус, творческую отвагу. Здесь не оставалось и следа от той подавленности и униженности, что испытывали в обычном окружении инсургенты независимого искусства». Среди постоянных посетителей Кузьминского были десятки художников и поэтов, в т.ч. А. Здесь формировался его новый стиль поведения — Поэта и Гражданина.

В 1956 А. встретился в одной из моск. компаний с писателем В. Померанцевым, кот. прочел в рукописи перв. рассказы А. и отнес их в ж. «Юность», где в тот момент гл. ред. был В. Катаев. Перв. публ. А. состоялась здесь в 1958 — были напеч. рассказы « Факелы и дороги » и « Полторы врачебных единицы ». Тогда же переехал в М.

Известность приобрел после публикации в ж. «Юность» повести « Коллеги » (напис. в 1959; вышла в 1960; одноимённая пьеса совм. с Ю. Стабовым — одноимённый фильм — 1962; название предложено В. Катаевым). С этого времени стал считаться ярким представителем новой, т.н. «молодежной», прозы, много печ. в ж. «Юность», в течение неск. лет был членом редколлегии ж-ла. С 1960 занимался только лит-рой, отказался от мед. практики. В эти годы напис. и опубл. кроме «Коллег» роман « Звёздный билет » (1961; фильм «Мой младший брат», повесть « Апельсины из Марокко » (1962), « Пора, мой друг, пора ». Новый неожиданный взгляд на мир, новый романтич. и честный юный герой, новая непривычная форма произведений (напр., в повести «Апельсины из Марокко» все главы напис. от лица разных рассказчиков) позволили А. завоевать сердца читателей поколения «шестидесятников» (термин вперв. использован Ст. Рассадиным в его критич. ст. по поводу повести А. «Коллеги»), стать ярким выразителем взглядов и устремлений поколения «фестиваля молодежи и студентов», кот. в комсомольской печати получило определение «стиляги». Героями А. той поры стали молодые люди, скептически настроенные по отношению к тогдашней сов. действительности, с характером новых нигилистов, с присущим им стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и лит-ре, т.е. всем тем, что противостояло принятым в сов. об-ве духовным нормам и ориентирам. Исповедальный характер прозы А., сочувственное внимание к внутреннему миру, психологии и даже молодежному сленгу нач. 1960-х более всего соответствовали духовной жизни молодого поколения. Об А. говорили, что в 1960-х он первый ввел слово «джинсы» в русский яз. и сделал джинсы своей униформой. «Он шел, такой джинсовый и такой джазовый», — вспоминала Б. Ахмадулина. Позже Евг. Попов, поздравляя писателя с юбилеем, шутил: «Из джинсовой куртки Аксенова, как из “Шинели” Гоголя, вышла вся современная русская литература».

К сер. 1960-х философская насыщенность прозы А. усилилась. Заостренность писателя на проблемах «оттепели» и ее несбывшихся надежд, на извечном конфликте поколений, обретавшем особо резкие формы в условиях характерного для времени отрицания тоталитарного прошлого, начали вызывать бурную полемику в критике и последовавшие за ней нападки цензуры. Среди изданных в СССР произведений этого периода — сб. рассказов « Катапульта » (1964) и « На полпути к Луне » (1966), пьеса « Всегда в продаже » (пост. в театре «Современник»), сатирико-фантастич. повесть « Затоваренная бочкотара » (1968), приключ. дилогия для детей «Мой дедушка — памятник » (1970) и «Сундучок, в кот. что-то стучит» (1972–73).

В марте 1966 А. участвовал в попытке демонстрации на Красной площади против предполагаемой реабилитации Сталина, был задержан дружинниками. В 1967–68 подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от МО СП СССР. В 1969 был исключен из редколлегии ж. «Юность» (вместе с Е. Евтушенко).

И произведения, и поведение молодого писателя вызывали неоднозначную реакцию критики и властей. В марте 1963 на встрече с интеллигенцией в Кремле Н. С. Хрущёв подверг А. острой критике, что вынудило руководителей ж. «Юность» уговорить А. написать в газ. «Правда» покаянную ст. « Ответственность » (1963). «Правда, раскаяниям Аксенова поверили далеко не все», — отмечали позднее исследователи его тв-ва. Сатирич. повесть «Затоваренная бочкотара» также стала причиной обвинения автора в «скрытом антисоветизме». Герои повести, названные с присущей А. необычностью (старик Моченкин дед Иван, учительница по географии всей планеты Ирина Валентиновна Селезнева, моряк Шустиков Глеб и др.), подчеркнуто деидеологизированы, как и сюжет произведения. Героев объединяет любовь к неожиданному «гл. персонажу» – затоваренной бочкотаре, кот. они любят и уважают, как живое существо. Неслучайно им снится сон о том, как «в далеких морях на луговом острове ждет Бочкотару в росной траве Хороший Человек, веселый и спокойный». В повести, названной А. «сюрреалистической вещью», обнаруживала себя удивительная нелепость мира, в кот. живут персонажи, но кот. теперь бросалась в глаза и в реальности. Отказ А. от принципа жизнеподобия свидетельствовал не только о собств.-худож. поисках писателя, но обнаруживал крепнущее в нем убеждение, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурд в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся действительность».

В 1970-е из цензурных соображений часть напис. произведений А. не была напеч., среди них романы « Стальная птица » и « Золотая наша железка » (1973). В 1970-е его публикуют мало. Одна из кн. этого периода — историко-биографич. повесть о Л. Красине « Любовь к электричеству » (1971) в серии «Пламенные революционеры». Посл. произведение этого периода, опубл. в СССР, — экспериментальная повесть « В поисках жанра » (напис. в 1972; опубл. в ж. «Новый мир») — о герое-фокуснике, кот. путешествует без видимой цели: он лишь хочет понять, кому и для чего необходимы его фокусы и нужны ли вообще чудеса совр. людям. Тогда же совм. с О. Горчаковым и Г. Поженяном напис. роман-пародию на шпионский боевик — « Джин Грин — неприкасаемый » (1972; под псевд. Гривадий Горпожакс: анаграмма имен и фамилий авторов). В 1976 перевёл с английского «Рэгтайм» Э. Доктороу и «Переворот» Дж. Апдайка.

По окончании « оттепели » критика в адрес А. стала еще более резкой, его стали открыто именовать «антисоветчиком», а произведения – «несоветскими» и «ненародными». Усилившийся интерес КГБ к его лит. тв-ву, столкновения с сов. цензурой и дублировавшей ее критикой привели А. к затянувшемуся вынужденному молчанию. Важнейшие на тот период романы « Ожог » ( 1975 ) и « Остров Крым » ( 1979 ) создавались без какой-либо надежды на публ. в СССР. В 1977 –78 его тексты начали появляться в печати за рубежом, прежде всего в США .

В 1978 А. совм. с А. Битовым , Вик. Ерофеевым , Ф. Искандером , Е. Поповым , Б. Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альм. « Метрополь », вокруг кот. разгорелся большой политич. скандал. Не изданный в сов. подцензурной печати, альм. «Метрополь» появился в США и во Франции. В СССР он немедленно был подвергнут критике властей, усмотревших в нем попытку вывести лит-ру из-под контроля гос. идеологии. Авторы и участники подверглись «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения из СП СССР Попова и Ерофеева в дек. 1979 А. (так же как И. Лиснянская и С. Липкин ) заявил о своем выходе из СП. Вскоре был искл. из Союза кинематографистов, членом кот. состоял. История альм. «Метрополь» получила отражение в романе « Скажи изюм » (Анн Арбор: Ардис, 1985).

22 июля 1980 А. выехал по приглашению для чтения лекций по русской культуре в США, в 1981 лишён сов. гражданства (вместе с женой Майей Кармен). Поселился в Вашингтоне. До 2004 жил в США, позднее переехал во Францию. С 1981 преподавал русскую лит-ру в различных ун-тах США: был «писателем в резиденции» ун-та Южной Калифорнии (1981); стипендиатом Кеннан-Института (1981–82); профессором ун-та Дж. Вашингтона в Вашингтоне (1982–83); Гаучер-колледжа и ун-та Дж. Хопкинса в Балтиморе (1983–87), ун-та Дж. Мейсона в Сев. Вирджинии (1988–2009).

В 1980–91 в кач-ве журналиста активно сотрудничал с « Голосом Америки » и с « Радио Свобода » (радиоочерки опубл. в сб. « Десятилетие клеветы »; 2004). Печ. в эмигрантских изд. «Глагол» (1977. № 1; 1981. № 3), «Континент» (1980. № 33; 1981. № 29), «Время и мы» (1980. № 56, 57), «Третья волна» (1980. № 10), «22» (1984. № 36) и др.

В США вышли напис. в России, но не опубл. ранее романы «Золотая наша Железка» (Анн Арбор: Ардис, 1980), «Ожог» (Анн Арбор: Ардис, 1980), « Остров Крым » (Анн Арбор: Ардис, 1981), сб. рассказов « Право на остров » (Анн Арбор: Эрмитаж, 1983).

В романе «Ожог» автору удалось полномасштабно отобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960–70-х. Герой романа как бы состоит из пяти персонажей, объединенных общим отчеством. С этим связана сложная композиция повествования: каждый эпизод описывается неск. раз – как происходящий с разными «составляющими» героя. Персонажи, каждый из кот. одержим своей творч. идеей, находятся в состоянии трагич. разлада с существующей в стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, кот. чуждо все высокое, светлое. Выход писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Критики назвали «Ожог» лирич. произведением, своеобразным плачем писателя об ушедшей молодости.

Лирическое, романтич. начало определяет и тональность романа «Остров Крым » . В основе сюжета лежит вымышленное стечение обстоятельств, вследствие кот. Крым после революции не был завоеван Красной Армией и где теперь развивается «капитализм по-русски»: с мощной экономикой, свободой слова и демократией. Несмотря на это, гл. героем романа, журналистом Лучниковым, овладевает идея Общей Судьбы с Россией, осуществление кот. приводит к приходу в Крым сов. войск.

В США напис. и изд. новые романы: « Бумажный пейзаж » (1982), «Скажи изюм» (1985), « В поисках грустного бэби » (1986), трилогия « Московская сага » (1989, 1991, 1993; экранизация А. Борщевского в 2004; художник картины — А. Аксенов, сын писателя), сб. рассказов « Негатив положительного героя » (1995), « Новый сладостный стиль » (1996), « Кесарево свечение » (2000). Роман « Желток яйца » ( 1989 ) напис. по-английски, затем переведён А. на русский яз.: используя вымышленный дневник Достоевского, в кот. великий писатель якобы спорит с Марксом «о сути коммунизма и о природе человечества», А., по его словам, пытался в этом романе «найти некоторую модификацию определенного американского типа».

В трилогии «Московская сага » А. рассказал о трех поколениях семьи русского врача Бориса Градова. Действие начинается в сер. 1920-х и заканчивается в нач. 1950-х. Дети и внуки Градова, моск. интеллигенты, воплощают в своих судьбах судьбу страны: участвуют в подавлении Кронштадтского мятежа, служат в армии, подвергаются репрессиям, становятся видными военачальниками или верующими. Автор вводит в роман выдержки из сов., европейской и американской прессы разных лет, рассказывающие о политич. событиях, на фоне кот. разворачивается частная жизнь Градовых, и о подробностях быта того времени. Роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. В романе «Новый сладостный стиль», посвящ. жизни сов. эмиграции в США, автор делает попытку осмыслить новое время, начавшееся в России с «перестройкой» 1980-х. Произведения, напис. А. в эмиграции, убеждают в том, что жизнь родной страны, события, происходящие в ней, продолжали оставаться в центре внимания писателя. «Уже в 1960-е провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, указав на христианство как на мировоззренческую основу истинно человеческой жизни, писатель остается верен этим принципам, неустанно продолжая поиск новых форм, способных воплотить его представления о многомерности все усложняющегося мира, отчетливо отдавая при этом предпочтение эстетике литературного авангарда, прежде всего — сюрреализму, нередко в то же время пытаясь соединить его с реализмом» (А. Карпов).

Впервые после 10 лет эмиграции А. посетил СССР в 1989 по приглашению американского посла Дж. Мэтлока . А. восстановлен в правах сов. гражданства по Указу Президиума Верховного Совета СССР № 568 от 15 авг. 1990. В 1993, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку Б. Ельцина .

После возвращения в Россию много публиковался в отеч. ж. («Иностр. лит-ра», «Вопросы лит-ры», «Знамя», «Октябрь», «День и ночь», «Юность», «Огонек», «Совр. драматургия», «Плейбой», «Киносценарии» и др.), сотрудничал как публицист с еженедельником «МН». Получил возможность переизд. мн. кн.: «Ожог: Роман» (М.: Огонек-Вариант, 1990; То же. М.: Изограф, 1999); «Остров Крым» (М.: Огонек-Вариант, 1990; То же. М.: Изограф, 1997); «Рандеву: Повести, рассказы» (М.: Текст, 1991); «Право на остров: Повести, пьесы, рассказы» (М.: Моск. рабочий, 1991); «Джин Грин – неприкасаемый: Роман» (Алма-Ата: Белауса, 1992); « Круглые сутки NON-STOP. В поисках грустного беби» (М.: Конец века, 1993); «Моск. сага: Трилогия» (М.: Текст, 1993–94; То же. М.: Изограф, 1999); «Негатив положительного героя» (М.: Вагриус, 1996; То же. М.: Вагриус, Изограф, 1998); «Новый сладостный стиль: Роман» (М.: Изограф, 1997; То же. М.: Изограф, ЭКСМО-Пресс, 2000); «Скажи изюм: Роман» (М.: Изограф, 1999); «Апельсины из Марокко» (М.: Изограф, ЭКСМО-Пресс, 2000); «Затоваренная бочкотара» (М.: Изограф, ЭКСМО-Пресс, 2001); «Кесарево свечение» (М.: Изограф, ЭКСМО-Пресс, 2001) и мн. др. Издал СС: в 5 т. (М.: изд. дом «Юность», 1994–95). Соч.: в 6 т. (М., 1996). Был членом редколлегии еженедельника «Русский курьер» (1990), член редколлегии ж. «Континент», альм. «Стрелец», газ. «Лит. вести» (с 1995), общ. редсовета «ИЛ», жюри премий «Триумф» и «Ньюстед» (США).

В 2000-х в ж. « Октябрь » были опуб. новые произведения А.: «старинный роман» « Вольтерьянцы и вольтерьянки » (2004. № 1–2), удост. Букеровской премии России (2004), «сцены 50-х годов» « Москва-ква-ква » (2006. № 1–2), роман « Редкие земли » (2007. № 2–3), автобиографич. роман « Lend-leasing:Дети ленд-лиза » (2010. № 9). В окт. 2009 — роман «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках » , отд. главы кот. публ. в 2008 в ж. «Коллекция каравана историй» (его героями стали кумиры сов. лит-ры и искусства 1960-х : Р. Рождественский , Е. Евтушенко , Б. Ахмадулина , А. Вознесенский , Б. Окуджава , А. Тарковский , В. Высоцкий , Э. Неизвестный , М. Хуциев и др., выведенные под вымышленными именами). В 2005 — кн. воспоминаний («личный дневник») « Зеница ока ».

А. — автор произведений для драм. театра (пьесы «Всегда в продаже», 1965; «Твой убийца», 1966; «Четыре темперамента», 1968; «Аристофаниана с лягушками», 1968; «Цапля», 1980; «Горе, горе, гореть», 1998; «Аврора Корелика», 1999; «Ах, Артур Шопенгауэр», 2000), киносценариев («Когда разводят мосты», 1962; «Мой младший брат», 1962; «Хозяин», 1970; «Мраморный дом», 1972; «Центровой из поднебесья», 1975; «Пока безумствует мечта», 1978; «Татьяна», 2007; «Шут», 2009).

В посл. годы жил с семьей в Биаррице (Франция) и в М. После продолжительной болезни скончался в М., в НИИ им. Склифосовского.

В Казани с окт. 2007 проводится международный лит.-муз. фестиваль « Аксёнов-фест » (первый, в связи с 75-летием А., прошёл при его участии), воссоздан дом, в кот. в юности жил будущий писатель, в нояб. 2009 открыт Казанский лит. дом-музей А., в кот. действует городской лит. клуб.

В США А. присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Член ПЕН-клубов США, Франции, Дании, Швеции, России, Американской авторской лиги. В 2005 удостоен Ордена искусств и лит-ры (Франция). Почётный член Российской академии художеств .

Лауреат премий им. А. Крученых (1990), «Великое Кольцо» (1990), ж-ла «Юность» (1990) и мн. др.

В 2011 А. Кабаков и Евг. Попов изд. совм. кн. воспоминаний «Аксёнов».

Соч.: Катапульта: Рассказы и повесть. М., 1964; На полпути к Луне: Кн. рассказов. М., 1966; Жаль, что вас не было с нами: Повесть и рассказы. М., 1969; Затоваренная бочкотара. Рандеву. Нью-Йорк, 1980; Ожог. Анн Арбор, 1980; Золотая наша железка. Анн Арбор, 1980; Остров Крым. Анн Арбор, 1981; Аристофаниана с лягушками: Пьесы. Анн Арбор, 1981; Бумажный пейзаж. Анн Арбор, 1982; Право на остров . Анн Арбор, 1983; Скажи изюм. Анн Арбор, 1985; Ожог. М., 1990; Остров Крым. М., 1990; Право на остров. М., 1991; Рандеву. М., 1991; Московская сага. М., 1994; СС: в 5 т. М., 1994–95; Негатив положительного героя. М., 1996; Новый сладостный стиль. М., 1997; Скажи изюм. М., 1999; Апельсины из Марокко. М., 2000; Затоваренная бочкотара. М., 2001; Кесарево свечение. М., 2001; Соч.: в 6 т. М., 1996; Желток яйца . М., 2002; Lend-leasing: Дети ленд-лиза // Октябрь. 2010. № 9 ; Рассказики // Вопросы лит-ры. 2012. № 2 ; Писатель – это беглец / Подг. публикации, вст. ст., комм. В. Есипова // Знамя. 2012. № 3 ; Статьи Василия Аксенова из архива. Звук Елисейских Полей / публ., вст. заметка и прим. В. Есипова // Вопросы лит-ры. 2014. № 4; «Одно сплошное Карузо» / сост. В. Есипов. М.: Эксмо, 2014; «Ловите голубиную почту. Письма» / сост. В. Есипов. М., АСТ, 2015; «Логово льва» / сост. В. Есипов. М.: Астрель, 2015; Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). Авторская версия. М., ИП Бирюкова Оксана Анатольевна, 2015.

Лит.: Рассадин Ст. Шестидесятники // Юность. 1960. № 12; Марченко А. Не об эксперименте // Вопросы лит-ры. 1962. № 5; Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965; Лобанов М. Внутренний и внешний человек // Молодая гвардия. 1966 № 5; Макаров А. Идеи и образы Василия Аксёнова // Макаров А. Поколения и судьбы. Кн. 2. М ., 1967; Рассадин Ст. Шестеро в кузове, не считая бочкотары // Вопросы лит-ры. 1968. № 10; Белаш Ю. На Сашу Зеленина они не похожи // Молодая гвардия. 1961. № 4; Гейдеко В. Перед следующим шагом // ЛГ. 1964. 6 июн.; Vasiliy Aksenov: А Writer in Quest of Himself (Василий Аксенов: Писатель в поисках самого себя). Colambus, Slavica Publishers, 1986; Сидоров Е. Рэгтайм в стиле Аксенова // Юность. 1989. № 7; Шохина В. Таинственный остров // Октябрь. 1990. № 11; Немзер А. Странная вещь, непонятная вещь // Новый мир. 1991. № 11; Шкловский Евг. Ускользающая реальность // Лит. обозрение. 1991. № 2; Efimova N. Religious Motifs in Vasiliy Aksenov’s Works. Florida, State University Tallahassee, 1991; Линецкий В. Аксёнов в новом свете // Нева. 1992. № 8; Зверев А. Блюзы четвертого поколения // Лит. обозрение. 1992. № 11/12; Ефимова Е. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова. М., 1993; Басинский П. О чем написал Аксенов? // ЛГ. 1994. 10 авг.; В. Аксенов. Лит. судьба. Статьи, биоблиогр. указ. Самара, 1994; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9; Русские писатели и поэты: Краткий биогр. словарь. М., 2000; Большая Российская энц.: в 30 т. / предс. науч.-ред. совета Ю. Осипов, отв. ред С. Кравец. Т. 1. М ., 2005; Герасимов Г. История совр. России: поиск и обретение свободы. 1985–2008 гг. М., 2008; Козлов А. Аксенов принадлежал к сообществу несогласных людей // Новые известия. 2009. 8 июл.; Коваленко Ю. Парижские встречи: Беседы с В. Аксеновым. М., 2011; Кабаков А., Попов Е. Аксенов. М., 2011; Ермолин Е. Последние классики. М.: Совпадение, 2016.

  • Аксёнов Василий Павлович