Акулов Александр Сергеевич


АКУ́ЛОВ Александр Сергеевич [25.2.1952, Черняховск Калининградской обл.] — поэт, прозаик, критик.

Отец и мать — военнослужащие, затем вольнонаемные. Автобиографич. рассказы отца опубл. в «Невском альм.» (2010. № 1).

Перв. годы жизни прошли в Елгаве (Митаве). В три-четыре года под рук. знакомых школьниц начал писать в тетрадках отд. слова и словосочетания, в 12 лет — философские трактаты, с 14 — начал сохранять напис. стихи. В искусстве А. привлекал исключительно модернизм, часто его наиболее крайние проявления.

Поступил на биологич. фак-т ЛГУ (1969). В университетской биб-ке провел почти безвылазно три года: «При этом б ó льшая часть приемлемых текстов неизменно пестрела фитой, твердым знаком и ятем» (А.). Уже в возрасте 19 лет написал гл. части кн. «Буквы философии». С переходом на гуманитарные фак-ты протянул, «неожиданно для себя и под пристальным вниманием военкомата закончил Ленинградский химико-фармацевтический институт» (А.).

Осн. тема произведений А. — метафизика. Бытовые мотивы, бытовые чувства — на заднем плане или отсутствуют. У А. человек не растет духовно, а наоборот, словно бывший ангел, постепенно врастает в земную оболочку, забывая о небе, грубо одревесневает или все больше развивает в себе пусть утонченное, но животное начало, не думая о своем подлинном назначении. Малая и большая проза А. населена исключительно благоспасенными от этого процесса «сверхлюдьми» — гениями и визионерами.

Лирич. герой поэзии А. — скорее не человек, даже не сверхчеловек: «Он — иное... Он — оно, стихиаль, нота из предмирия, Кандинский, сотканный из слов, а вернее из того, на что слова могут намекать обертонами смыслов». По мнению А., «если бы, скажем, тараканы были высокоинтеллектуальными существами и обладали собственным Эрмитажем, то в нем нас заинтересовали бы не “реалистические” картины о тараканьей любви, но произведения тараканов-абстракционистов». Форма стих. А. далека как от классич. стиха, так и от верлибра. Для поэта главным оказывается «отыскивать логически противоречивую, каждый раз новую лазейку между тем и другим, а обращения к особым смыслопорождающим и словоищущим созвучным слогам делать не традиционно в конце строчки, а в любом ее месте».

Тексты А. не всегда ясны читателю. В пространство его метафизико-сюрреалистич. стих. в разное время смогли проникнуть только В. Соснора, Г. Горбовский, И. Малярова. С «онтологической» стороны, поэтич. проза и метафизич. поэзия А. выступают как преддверие бессловесного и бесструктурного Мелоса, с другой — эпистемологической — стороны, они ей прямо противоположны, поскольку в мировоззрении А. немаловажны скепсис, сомнение, отрицание мировоззренч. потенциала науки и религии, отрицание существования материи, отрицание личности как таковой. Имперсонален не только космос как вещь в себе, но и мы сами, а всякое оличествование иллюзорно и условно. Большинству читателей А. более понятен как критик.

Среди наиболее ярких романов А. « Чай с мандолиной » (2006), созданный почти в духе магич. реализма. Герои произведения сталкиваются с одними и теми же обстоятельствами, но реагируют по-разному: одни отделываются красочным сновидением, у других меняется поведение и характер, третьи начинают чудить, а некоторые находят в реальности то, что и в фантазии мало кому придет в голову. А.: «Это ощупывание границы вселенной, артефакты Гипербореи, никому не ведомые секретные службы, живая небесная канцелярия, чужие существа, не имеющие ничего общего ни с пришельцами, ни с ангелами, духи постструктуралистов, загнанные под крыльцо дачного домика, и даже Общий город — сновиденно-сновиденийный город, внутри кот. спрятаны все города мира и совместно существуют».

Фантастич. хроника « Чужая вселенная » (1980; опуб. 2003) состоит из повестей-частей. Последние делятся на многочисленные эпизоды, хроники, сообщения, картины-процессы. Проза иногда переходит в необычную поэзию. И то и другое — в некий третий жанр с ажитацией образов. Способы расплавления текста здесь иные, чем в обычном «антиромане» и имеют неожиданную смысловую нагрузку.

Повесть « Синергетики » (2003) больше др. вещей близка к окружающей повседневной жизни, но и здесь действующие лица — люди с необычайными способностями.

В эстетич. плане большинство рассказов, напис. А. до 1992, сходны с «Чужой вселенной». Однако более выражены элементы притчи, архетипности, «сновиденийности» (среди этих текстов есть лит. обработанные сновидения). Если в большой прозе приемы сходны с киномонтажом, видеосинтезом, то малая проза — микрорассказы — напоминает диафильмы. Тема мн. рассказов — катаклизмы, происходящие с земным шаром и человечеством. Гл. герой повествований — цивилизация. Именно поэтому персонажи не всегда репрезентируются как дискретные образы. Это более рассказчики, восприниматели происходящего. Сюжет разворачивается чаще всего хроникально-летописно, либо в виде отрывочных воспоминаний, дневниковых заметок. Как правило, отвергается и фэнтези, и совр. квазинатуралистический стиль фантастич. повествования. Так появляются полусказки, миниатюры, хроники ничьей древности, притчи безвременья. Авторская мысль просвечивает через ткань парадоксального смещения явлений.

Гл. темой малой прозы после 1992-го становится гипотетическая полисубъективность, скрытое «многодушие» человека. В одном и том же индивиде живут разные типы людей, по очереди включаясь или выключаясь, иногда отмирая. В этом смысле рассказы « Рыжая песня », « Баллада о высоком дворце с овальными окнами», «Пузыри на сетчатке » восходят к некогда стоявшему особняком тексту А. 1982-го — « Лиловый мотив ».

« Буквы философии » (1971, в сокр опубл. в 1999, полностью — 2001–03) — философский труд, не представляющий собой обычную монографию или историко-философское исследование. Концепции кн. находятся, в основном, вне русской, европейской или иной традиции. Рассмотрены четыре начала философии. Два из них связаны с субъективными условиями, два — с редуктивно выводимыми объективными пределами. А. разграничивает «идеальное» и «феноменальное», производит беспостулативный трансцензус, приходит к выводу о бесструктурности самостоятельного объективного бытия, вводит представление о «схлопнутых», «завернутых» субъективностях — буферах между чистым объективным и здесь-теперь проницаемым субъективным. Обыденные и науч. виденья мира при таком восприятии оказываются неполноценными (муляжными) развертками.

« Скважина » (2009) — сб. эссе и статей по лит. критике, культурологии, философии. О тв-ве Х. Мураками, В. Сорокина, В. Пелевина, о магических реалистах, о Чехове и Достоевском и др.

« Шедевры поэзии : Антология мировой психоделической лирики» (созд. 1969–89; опубл. 2008) — кн. медитативного назначения. В своей совокупности собранные фрагменты выходят за рамки поэзии, образовывают совершенно новый феномен в чем-то близкий музыке и живописи. Вниманию читателя предоставляются только некот. из строф, отд. строчки, не целые стих. Приведен­ные в антологии, они не подходят для цитирования, изу­чения, анализа — мат-л подчинён медитатив­ным задачам.

Член СП России с 1999.

Соч .: [Стихи] // Мансарда. 1991. № 1; [Стихи] // Карусель: Сб. СПб., 1992; [Стихи] // Сб. поэзии. СПб., 1992; Малый метафизикум: Стих. СПб., 1996; Абальмантовое дерево: Рассказы в духе плотной фантастики. СПб., 1998; Сверхкраткий философский словарь. СПб., 1999; СЮР: Метафизика, стих., проза. СПб., 1999; [Стихи] // Поэтич. молодой Петербург. 1999. № 3; Буквы философии. Т. 1. СПб., 2001; Т. 2: СПб., 2003 (2010); [Стихи] // Изящная словесность. 2002. № 1; Вуаль психеи: Эссе // Русский мир. 2001. № 13; Сюрреализм // Рог Борея. 2002. № 15; [Стихи] // Рог Борея. 2002. № 13–15; В поисках беспредметного, или Вести из междумирия: Шесть книг стих. СПб., 2002 (2008); Послание вундерменам: Проза. СПб., 2003 (2010); Человек. Цитологические параллели техноценоза // Рог Борея. 2003. № 17; Философоведы и пустота // Феномен самодеятельного философ­ствования: сб. СПб., 2005; Чай с мандолиной: Роман. СПб., 2006 (2010); Этюды. Нефигуративная живопись. СПб., 2008; Скважина: статьи по лит. критике, культурологии, философии. СПб., 2009; Летящая стрела (Хулиганские парадоксы-сек­реты здоровья, лечения, питания, или Кун­штю­ки с дразнилками для ортодоксов). СПб., 2010; Плазма. Проза для высоколобых. СПб., 2012.

Лит. : Андреева Г., Малярова И. [О стихах А. Акулова] // Работница. 1991. № 27; Лукин Е. [Вст. ст.] // Молодой Петербург. 1998; Ахматов А. [Вст. ст.] // Молодой Петербург. 1998. Вып. 2; Коняев И. [О стихах А. Акулова] // Лит. Петербург. 1999, июнь; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

Автор статьи - Е. Москвина

  • Акулов Александр Сергеевич