Аль Даниил


АЛЬ Даниил (наст. Альшиц Даниил Натанович) [3.2.1919, Пг. — 13.2.2012, СПб., похоронен на Серафимовском кладб.] — драматург, прозаик, искусствовед, историк.

Родился в семье служащего. В 1937 поступил на ист. фак-т ЛГУ. В июне 1941 вступил добровольцем в народное ополчение, воевал на Лен. фронте, на «ораниенбаумском пятачке», был тяжело ране, закончил войну в звании старшего лейтенанта. После войны восстановился в ун-те и окончил ЛГУ с отличием в 1945. Защитил канд. дис. (тема — редактирование Иваном Грозным летописной истории своего царствования). Был старшим, затем гл. библиографом ГПБ в Л-де (сотрудник отдела рукописей). В дек. 1949 репрессирован (по ст. 58–10 ч. 1 УК РСФСР — антисоветская агитация), в нач. 1955 досрочно освобожден и полностью реабилитирован. В 1983 защитил докт. дис. « Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия. Разыскание и исследование новых исторических источников » (кн. — Л., 1982). С 1984 — проф. Лен. гос. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (ныне — СПб. гос. ун-т культуры и искусств ), с 2007 по совмест. проф. ист. фак-та СПбГУ.

Перв. публикация — науч.-популярная книжка «Нашествие Батыя» в серии «Биб-ка красноармейца» (Воениздат, 1939) — получила высокую оценку специалистов: «Литературная одаренность автора, сознание ответственности темы и назначения работы дали здесь решительную победу. Книжка эта не только знакомит с прошлым в увлекательном изложении, но и будит в читателе живое чувство любви к родине и народу» (проф. М. Приселков). В дальнейшем свои науч. труды (более сорока) А. подписывал полным именем, а худож. произведения — псевд. Д. Аль.

Перв. пьеса «Что скажут завтра?» (в соавт. с Л. Раковым) была поставлена в лен. Театре комедии (1958) и на лен. телевидении (1959). Подлинный успех выпал на долю следующей пьесы — «Опаснее врага» (в соавт. с Л. Раковым, 1-я пост. — Театр комедии, 1961). В основе пьесы — события в некоем науч.-исследовательском «институте кефира», где заправляют бездельники и приспособленцы, а немногие талантливые и честные работники находятся в тени. Просочившиеся сведения о якобы начинающейся кампании по борьбе с дураками (отсюда название пьесы, восходящее к известной строчке И. А. Крылова: «услужливый дурак опаснее врага») повергают руководство в смятение и служат началом цепочки комич. поворотов сюжета. Четкое размежевание сил «добра» и «зла», «значащие» фамилии отрицательных персонажей (Допетровский, Хеопсенко), полное посрамление их в финале («Вас всех опередила наша стремительная, вечно молодая жизнь!») придают пьесе характер притчи. В условиях «оттепели» она воспринималась как «сатирическая комедия, высмеивающая невежественное партийно-номенклатурное руководство наукой и страной в целом... Зритель, как говорится, валил на нее толпами. На билеты записывались с ночи и то за несколько суток. Во время гастролей в Москве вокруг театра стояла конная милиция... Похвалы пьесе протрубили в 63 газетах, начиная с центральных — “Правды” и “Известий”... (воспоминания А. в кн. «Писатели России»). Успеху комедии способствовали узнаваемость ситуаций, живой язык, остроумные реплики, широко расходившиеся по стране (красноречивая оговорка зав. отделом кадров: «Введите!» вместо «Войдите!»). Однако похвалы вскоре сменились резкими нападками, от высоких партийных инстанций исходили требования «смягчить» сатирич. запал комедии. Авторитет руководителя театра — Н. Акимова — помог сохранить пьесу в репертуаре без изменений.

Сходная судьба была у историко-докум. драмы «Правду! Ничего, кроме правды!» . Основой ее послужили стенограммы «суда» над Октябрьской революцией, организованного в 1919 юридич. комиссией сената США. В качестве персонажей выступают историч. лица (в т.ч. привлекаемые в качестве свидетелей Джон Рид, Луиза Брайант, деятельница партии правых эсеров Брешко-Брешковская и др.). Поставленная Г. Товстоноговым в БДТ (1967), пьеса вызвала сначала похвалы (автор выступал убежденным сторонником историч. правоты социализма), затем критику в офиц. инстанциях (инкриминировалась приверженность идее «конвергенции», т.е. мирного соединения положительных черт капитализма и социализма). Тем не менее историко-докум. драма в теч. 2 лет удерживалась в репертуаре театра.

Прием историко-докум. монтажа использован и в др. пьесах А.: «Рыцари светлой мечты (Первая глава)» — о судьбах социалистов-утопистов (Т. Мор, Кампанелла, Фурье, Оуэн, Сен-Симон и др.) (поставлена в лен. Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, 1970; на Лен. телевидении, 1978); «Салтыков и Щедрин. Биографич. драма» (в основе сюжета — диалог между двумя ипостасями одного лица: честным и порядочным, питающим либеральные иллюзии молодым чиновником Салтыковым и умудренным жизнью писателем-сатириком Щедриным), 1-я публ. — в сб. «Пьесы лен. драматургов» (1979).

Перу А. принадлежат «повесть для кино» «Без лжи и железа» (в журн. публикации — Ленин в Финляндии // Нева. 1975. № 4), сценарий «Необычайные приключения Крошкина» (история обывателя из города Беспальтополя, очутившегося в Первопочинске — идеальном городе осуществленной коммунистич. мечты), комедия-памфлет «Ультиматум» .

Среди прозаич. произведений наиболее значительна кн. «Приказа умирать не было» (1980 и 1985, в 1-м изд. «Повесть и рассказы», во 2-м — «Повести и рассказы»), включающая произведения о войне и блокаде, в большинстве своем публиковавшиеся ранее в периодике. Прозе А. свойственны точность и достоверность деталей, ясность языка, юмор, не покидающий автора-рассказчика даже в самых драматич. ситуациях.

В ж. «Нева» (1992. № 8) опубл. мемуарный очерк «Хорошо посидели. Воспоминания времен сталинщины» , в газ. «СПб. ведомости» (1992. 15 февр.) — цикл стих. «Никто не поверит, кто сам не бывал» , напис. в заключении. Сб. «Восстановление ума по черепу» (1996) включает сатир. прозу А.

А. принадлежат многочисленные публикации науч.-популярного жанра, в т.ч. кн. «Истории из истории. От вещего Олега до Петра Великого» (1997), «Историю России рассказывает Санкт-Петер­бург» (2001) — очерки, созданные на основе мат-лов, находящихся в хранилищах Л-да.

Особый интерес представляет кн. «Писатель Иван Пересветов и царь Иван Грозный» (СПб., 2002). Сопоставляя различные историч. мат-лы, А. убедительно доказывает, что упоминаемого во множестве энц. справочников русского писателя XVI в. Ивана Семеновича Пересветова в действительности не существовало — это была лит. мистификация, псевд., кот. пользовались сам Иван Грозный и частично его сподвижник на раннем этапе царствования Алексей Адашев для утверждения своих полит. взглядов. Известен как автор мистифицированной «реконструкции» Х главы романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».

Заслуж. деятель науки РФ (1994). Кавалер орденов Красной Звезды и Отеч.в ойны II степ., награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009).

Соч.: Правду! Ничего, кроме правды!: сб. пьес. Л., 1976; Диалог: Пьесы. Л., 1987; Историю России рассказывает СПб.: К 300-летию культурной столицы. СПб.-М.: Нева, Олма-пресс, 2001; Неколебимо, как Россия!: Хроника великого подвига Л-да, напис. стихами поэтов сражающегося города в 1941–44 гг. СПб.: Искусство, 2003; Основы драматургии: Учебное пособие для худож. вузов. СПб., 2005 и др. изд.; Секрет политшинели: Повести и рассказы о защитниках Л-да. СПб.: Политехника, 2005; Иван Грозный: известный и неизвестный: От легенд к фактам. СПб.: Нева, 2005; Шаги истории России из прошлого в будущее. СПб.: Наука, 2007; От легенд к фактам: Разыскания и исследования новых источников по истории допетровской Руси. СПб., 2009; Гоголь — наш современник. СПб.: Нестор-история, 2010; За нами был наш гордый город: подвигу Ленинграда — правдивую и достойную оценку. СПб.: Наука, 2010; Хорошо посидели! [Воспоминания]. СПб.: Нестор-история, 2010; Сквозь строй эпох: Воспоминания об удивительных людях в удивительных обстоятельствах. СПб.: Logos, 2011.

Лит.: Альшиц [Д. Аль] Даниил Натанович: Библиография науч. трудов и худож. произведений. К 75-летию со дня рождения. СПб., 1994; Писатели Ленинграда: Библ. справочник 1934 81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л., 1982; Лен. писатели-фронтовики 1941 45. Л., 1985; Писатели России: Автобиографии современников. М., 1998; Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. словарь. Т. 3. Гос. Публичная биб-ка в Ленинграде — Гос. Публичная биб-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1931–45. СПб., 2003

Автор статьи - И. Фоняков

  • Аль Даниил