Алексеев Геннадий Иванович


АЛЕКСÉЕВ Геннадий Иванович [18.6.1932, Л-д — 10.3.1987, Л-д, похоронен на Большеохтинском кладб.] — поэт, прозаик, художник, архитектор, искусствовед.

Один из основоположников российского свободного стиха.

Окончил архитектурный фак-т ЛИСИ (1956). До 1960 работал архитектором в проектном ин-те Ленгипрострой. В 1960–63 учился в аспирантуре ЛИСИ, работая одновременно в 1-м Проектном ин-те. После оконч. аспирантуры был приглашен ассистентом на кафедру истории и теории архитектуры ин-та. По совместительству на протяжении неск. лет занимался оформлением архитектурных объектов в Художественно-оформительском комбинате ЛО худ. фонда РСФСР. Защитил канд. дис. по теме « О худож. синтезе совр. сов. архитектуры и монументально-декоративной живописи » (1966). Канд. архитектуры. Доц. каф. теории и истории архитектуры ЛИСИ (1975); читал курсы лекций «Всеобщая теория искусств», «История архитектуры периода капитализма», работал над темой «Худож. синтез в русской архитектуре кон. XIX — нач. ХХ вв.». В лекционной аудитории «выглядел примечательно: роста небольшого, имел ухоженную шевелюру, бороду и усы. Как бывший „стиляга“ носил короткие брюки-дудочки <…> Под пиджак Г. А. чаще всего надевал бадлон. В его облике явно присутствовали чаплинские чёрточки — благородство и комизм! На своих лекциях по истории искусства, он, случалось, “отбывал номер”, но вдруг вспыхивал, преображался и начинал рассказывать о жизни какого-нибудь Древнего Египта с такой степенью детализации, с какой, казалось бы, не мог описать даже нас, сидящих у него под носом. Вдохновение переполняло его <…> он был универсальный, разносторонний художник почти леонардо-микеланджеловского склада» (Н. Федотов).

С 1953 писал стихи. Неск. сб. распространялись в самиздате в нач. 1960-х. Принимал участие в поэтич. вечерах. С 1962 стихи время от времени публ. в лен. периодич. изд. В « Автобиографии » (1978) сообщал о себе в 3-ем лице: «Первый раз участвовал в выставке живописи в 1952 году. Первое литературное произведение создал в 1953 году. Первое стихотворение опубликовал в 1962 году. В 1976 году была опубликована его первая, и пока единственная книжка стихов под названием “На мосту” (кто-то из критиков ненароком изменил название на одну букву, и получилось гораздо убедительнее — “На посту”)».

В 1969 подготовил перв. сб. стихов — « На мосту » (с илл. самого А.), на кот. написал внутреннюю (по заказу изд-ва) рец. И. Бродский: «Главный эффект, производимый верлибром <А.>, — это чудо обыденной речи. <...> Мы видим доселе не замечавшуюся нами пластику обыденных оборотов, их своеобразную гармоничность, и тем самым наше отношение к словам, к собственной ежедневной речи становится глубже, точней, чувство речи и сама эта речь углубляются». «Стихи Алексеева появились в печати только четыре года спустя — в 1-м и 12-м номерах “Авроры”. 1973 год был для Геннадия Алексеева довольно “урожайным”: помимо “Авроры” — публикации в “Дне поэзии” и сборнике “Новые голоса” (с 1967 по 1979 гг. его печатали со стабильной периодичной — раз в год; в 1979–1985 годах — прогресс: в среднем по три публикации» (А. Мирзаев).

Кн. «На мосту» пролежала в изд-ве 7 лет, вышла в 1976 при содействии поэта М. Дудина, написавшего к ней вст. ст. «Сегодня насчитал я сорок пять / внимания достойных облаков — / пятнадцать светлых / и двенадцать тёмных, / и двадцать восемь / тёмных только снизу, / а сверху светлых, / нежных и приятных / на ощупь. / Облака считая, / провёл я годы лучшие. / Как славно, / что не были безоблачны они!» (А.).

При жизни вышли ещё 3 сб. стихов, в т.ч. « Обычный час » (1986, илл. им самим).

Ю. Орлицкий, исследователь тв-ва А., писал: «Значение творчества Г. Алексеева, как водится в России стало очевидным только после его смерти, хотя и сейчас об этом замечательном литераторе знает очень узкий круг специалистов и любителей поэзии, в первую очередь — свободного стиха, кот. Алексеев отдавал в своем творчестве решительное предпочтение». По словам Орлицкого, «для свободного стиха вообще и для верлибров Г. Алексеева в том числе очень важным структурообразующим фактором становится логическое построение речи. <…> Так, излюбленным приемом <его> лирики становится нанизывание однородных членов и создание длинных перечислительных цепей. Это создает специфический эффект “ясности”, доказательности высказывания. Очень многие стихотворения Г. Алексеева строятся на сложной градации постоянно варьирующихся повторов. Вообще “Вариации” являются одним из излюбленных авторских жанров. При этом он часто создает две или более вариации на одну тему, объединяя их потом в циклы. <…> Творчество Г. Алексеева представляется чрезвычайно заманчивым объектом исследования с точки зрения реального взаимодействия в нем стиха и прозы. Действительно, видимая прозаичность речевого строя, характерная, как принято считать, для свободного стиха, оказывается тем не менее не вполне той же самой, что в “настоящей” прозе. С одной стороны, это нетрудно увидеть на материале алексеевского романа, в кот. несколько раз происходит сгущение прозаической речи до стихоподобного состояния, причем ориентиром этого подобия выступает алексеевский же свободный стих с его системой повторов и “кружений” над темой. <…> Среди современных питерских поэтов авторитет Г. Алексеева достаточно велик; вполне можно говорить также о реальном присутствии в петербургском поэтическом пространстве “школы Алексеева”, что не подразумевает, разумеется, подражательности, но предполагает последовательное использование суммы приемов, наиболее детально и целенаправленно разработанных основателем современного питерского верлибра…»

Единственный роман — « Зелёные берега » — издан посмертно (1990). В романе автобиографич. пласт сочетается с причудливой фантасмагорией, переносящей рассказчика в нач. ХХ в. «…Прав был все-таки Александр Сергеевич, безусловно и далеко — как лед и пламень — разведя по полюсам стихи и прозу. Особенно хорошо понимаешь это, читая то, что мы называем сегодня “прозой поэта”. Именно к этому разряду литературы принадлежит роман Геннадия Алексеева “Зеленые берега”» (Ю. Орлицкий).

1-я поэтич. публ. в колл. сб. «И снова зовет вдохновенье…» (Л., 1962; стих. « Турок »). Стихи (« На пути из Петербурга в Москву», «Я игород », « Воин в пустыне », « Тебе и себе », « Погребение поэта » и мн. др.) публ. в ж. «Аврора», «Нева», «Звезда», «Простор», «НЛО», «Книжное обозрение», «Сумерки», «Петрополь», «Континент», «Воздух», «Арион», альм. «День поэзии» (Л.), колл. сб. «Новые голоса», газ. «Веч. Л-д» и др.

Переводил стих. совр. иранского поэта Надера Надерпура (см. в кн.: Совр. персидская лирика. М., 1961) и средневекового персидско-таджикского сатирика Обейда Закани (см. кн.: Закани О. Веселая книга. М., 1965).

Стихи А. переведены на английский яз.

На его стихи созданы песни — « На бреге бытия » (2000), « Река медлительна ...» (2003) и др.

Том « Неизвестный Алексеев » (2017) включает расшифрованные дневники последнего периода жизни писателя (с 1980 по 1987) из недавно открытых архивов, а также два рассказа, один из которых, написанный в 1980, раскрывает историю создания легендарной поэмы А. « Жар-птица » (1961), ее публикации и постановки одноименного спектакля (1975), поставленного В. Воробьевым и положенного на муз. А. Колкером.

Соч.: На мосту. Л., 1976; Высокие деревья. Л., 1980; Пригородный пейзаж. Л., 1986; Обычный час. М., 1986; Стихи // Будни великих строек. М., 1988; Стихи // Время ИКС / Сост К. Джангиров. М., 1989; Я и город: Поэма, стихи, сонеты. Л., 1991; Зеленые берега: Роман. Л., 1990 (СПб., 1996); Стихи // Антология русского верлибра / Сост. К. Джангиров. М., 1991; Стихи // Дофигаэдр. Псков, 1992; Стихи // Русская поэтич. миниатюра: Антол. / Сост. В. Кудрявцев. Рудня, 1994; Стихи // Строфы века: Антол. русской поэзии. / Сост. Е. Евтушенко . Минск-М., 1995, 1997; Стихи // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир , В. Бахтин, Н. Ордынский. Минск-М., 1997; Пять стихотворений [из кн. «Пригородный пейзаж»] // Контекст-9. 1998. № 3; Высокие деревья [Миниатюр. изд.]. СПб., 2001; Пригородный пейзаж [Миниатюр. изд.]. СПб., 2002; Стихи // Поэзия второй пол. XX века / сост. И. Ахметьев, М. Шейнкер. М., 2002; «Чудо обыденной речи…» / Сост., предисл и подг. текста А. Мирзаев. Новосибирск, 2002; Избр. стих. СПб., 2006; Ангел загадочный. М., 2007. Стихотворения и малая проза 1960–80-х гг. // Ежегодник РО ПД на 2003–04 гг. СПб., 2007; У Голубой лагуны: антол. / сот. К. Кузьминский. Ньютонвилль. Т. 2Б; Стихи // Русские стихи. 1950–2000 / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Раков. СПб., 2013; Неизвестный Алексеев (Дневник 1980–87, рассказы). СПб.: Геликон Плюс, 2017.

Лит.: Якимчук Н. Возвращение из будущего // Веч. Л-д. 1988. 23 апр.; Соколов П. Предисл. // Лит. обозрение. 1988. № 5; Радашкевич А. Световой источник // Русская мысль (Париж). 1989. № 3771. 14 апр. (Звезда. 1989. № 9); Мирзаев А. Предисл. // Сумерки. 1994. № 15; Орлицкий Ю. Долгий сон с продолжением [Рец. на кн. «Зеленые берега»] // Лит. обозрение. 1991. № 11; Орлицкий Ю. Геннадий Алексеев и петербургский верлибр // НЛО. 1995. № 14; Житинский А. Геннадий Иванович Алексеев // Алексеев Г. Зеленые берега. СПб., 1996; Мирзаев А. Островитянин // Алексеев Г. «Чудо обыденной речи…» Новосибирск, 2002; Романов Б. Кентавр на Невском // Арион. 2002. № 1 (То же // Алексеев Г. Избр. стих. СПб., 2006); Рубашкин А. Володя, Алик, Геннадий. Вспоминая о цензуре… // Звезда. 2003. № 3; Черникова Г. Свободный стих Геннадия Алексеева: Особенности поэтики // Черникова Г. Поэтика русского верлибра втор. пол. XX века: Дис. Астрахань, 2005; Стихи и проза Геннадия Алексеева в РО ПД / публ. А. Мирзаева, Ю. Орлицкого, М. Родюковой // Ежегодник РО ПД на 2003–04 гг. СПб., 2007; Давыдов Д. Мир — процесс [Рец. на кн. «Избр. стих.»] // Кн. обозрение. 2007. № 21–22 (2135–2136); Кузьмин М. Оставьте хоть один мост // Час пик. 2007. № 24 (490). 20–26 июн.; Давыдов Д. [Рец. на кн. «Избр. стих.»] // Воздух. 2007. № 2; Мирзаев А. [Рец. на кн. «Избр. стихотворения»] // Зинзивер. 2007. № 1–2 (7–8); Орлицкий Ю. Правильное дыхание // Воздух. 2007. № 1; Уланов А. Лирич. супрематизм [Рец. на кн. «Избр. стих.»] // НЛО. 2007. № 88; Елисеев Н. Тени стихов [Рец. на кн. «Избр. стих.»] // Новый мир. 2008. № 9; Орлицкий Ю. «Вариации» Геннадия Алексеева // Арион. 2008. № 3; Игнатова Е. [Глава из кн. «Обернувшись…»] // Звезда. 2008. № 4; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012 .

Автор статьи - А. Мирзаев

  • Алексеев Геннадий Иванович