Алексеев Владимир Владимирович


АЛЕКСЕ́ЕВ Владимир Владимирович [18.3.1940, Л-д — 14.10.2016, СПб.] — прозаик, эссеист.

Отец — военнослужащий, происхождение — из монастырских крестьян Тверской губ.; мать — повар, кассир, домохозяйка, происхождение — из донских казаков Семенихиных. Детство прошло, в соответствии с перемещениями отца-офицера, в Л-де, Каунасе (откуда начало войны заставило мать и сына спасаться бегством в Л-д), эвакуация под Ташкент, затем — Чкалов (Оренбург), жизнь с бабушкой и дедом в д. Внуково под Торжком. После 1945 — жизнь с родителями в Сталинграде, Астрахани, Урюпинске (где и пошел в школу). В 1947–51, пока отец служил в Германии, А. жил с матерью и старшей сестрой в Кимрах у родственников, затем — комната в лен. коммунальной квартире. 1951–56 — жизнь с родителями в Баку, затем возвращение в Л-д. По свидетельству писателя, жизнь в Баку осталась самым прекрасным воспоминанием детства: солнце, цветы, школьная дружба вне зависимости от этнической принадлежности, платоническая влюбленность.

Откровением и потрясением для А. стал ХХ съезд КПСС, когда будущий писатель впервые «почувствовал чужую боль и жизнь, а из сталинского пионера превратился в неприятеля всяческой тирании».

Трижды было отказано А., как некомсомольцу, в поступлении на философск. фак-т ЛГУ, несмотря на успешную сдачу вступительных экзаменов. Учился на филологич. фак-те ЛГУ (1964–68), кот. оставил после 4 курса. Работал станочником на разных производствах, рабочим в геологич. и археологич. экспедициях. Отдал дань традиции диссидентствующих литераторов-шестидесятников — работал оператором угольных и газовых котельных.

В 1963 пришел в лит. кружок «Голос юности» (рук. Д. Дар). Серьезно писать начал на 1 курсе филфака. Перв. публ. — рассказ « Эскимо » в альм. «Молодой Л-д» (1967), далее — очерк об Армении («Молодой Л-д», 1972). Больше публикаций в СССР не было до 1990. Побуждением к писательству стали попытки осмысления собств. существования (дома — жизнь с родителями в 10-метровой комнате; на факультете — почти поголовное увлечение лит-рой; на работе — монотонность и рутина) и желание «вырваться из окружающей действительности».

В 1966 А. не допущен к экзаменам в Лит. ин-т им. М. Горького с мотивировкой об «идеологической невыдержанности» представленных рассказов.

Круг общения А. на протяжении 1960–80-х — честолюбивая молодежь интеллигентского происхождения, сознательно противопоставившая себя идеологич. диктату КПСС и в силу этого связывавшая свои надежды на признание с эмигрантскими кругами на Западе, преимущественно «третьей волны» эмиграции из СССР. Поэтому библиография раннего А. — зарубежная: рассказ « Записки сумасшедшего » в парижском ж. «Эхо» (1978), рассказы « Смерть на заводе » (Время и мы. Нью-Йорк, 1978), в России — «самиздатская»: ж «Часы», «Обводный канал», «Ковчег», «Время и мы».

Перв. публикация А. после долгого замалчивания на родине — рассказы в сб. « Перекрёсток » (Л.: Сов. писатель, 1990).

В переломном 1991 становится членом СП России. В 1990-х дружит и дорожит встречами с Б. Сергуненковым, О. Базуновым, Е. Феоктистовым, В. Соснорой, Г. Горбовским, В. Насущенко. Позднее А. — проницательный психолог по отношению к своим современникам-писателям — создал краткие, но выразительные творч. портреты (О. Базунова и др.).

По словам А., учился у всех русских классиков, «начиная с Фонвизина и кончая Пришвиным и Платоновым», себя же относит к «бунинской, а потом гоголевской школе», признавая влияние Т. Манна, Кафки, Мелвилла, А. Франса, Сервантеса, Шекспира и «разумеется, древних греков и римлян, китайских и японских авторов в переводах».

Рассказы и повести А. публ. в альм. «Молодой Л-д» и «Точка опоры», «Медвежьи песни» и «Русские страницы», в ж. «Нева». А. — мастер рассказа и монологич. повести, излагающих, как правило, оригинальный взгляд лирич. героя на чувствительную проблему эпохи. Этим его творч. манера напоминает М. Зощенко, но герой А. принадлежит иной эпохе, у него иной кругозор и образовательный уровень. Герой А. — человек не только чувствующий, но и мыслящий, при этом он ставит, как правило, нравственные задачи перед собой и важные проблемы перед современниками. Таковы его эссе « Восхождение в горы », « Они », « Уничтожение крыс », « Ряженые ».

А. отрицает существование творч. этапов в собств. тв-ве. Была забота: «…написать бы хоть ещё рассказ. Было подполье после тридцати. Гениальных взлетов тоже не было. Была нелюбимая работа, бедность и несвобода». В 2007 присоединился к объединению «Русская метапроза Петрограда», своими друзьями, но не всегда единомышленниками, в этот период называет В. Чернышёва, Ю. Серба (Г. Лебедева), А. Степанова, В. Овсянникова.

Стиль А. органичен для созданного им образа «недоросля — офицерского сына» (собств. формула А.) — и сочетает в себе лиризм, маски, протест, юродство и ёрничанье. По самооценке А., однообразная бытовая жизнь сделала из него доморощенного философа. К этому следует добавить влияние специфически ограниченного круга общения — городских диссидентов. Т.о. А. являет собой трагич. пример почвенника, связавшего свое творч. возрастание с беспочвенными революционерами и атеистами. Мировоззренч. иллюзии и творч. неудовлетворенность А. звучат в его словах: «Тема свободы, кот. я постоянно разрешал при жизни в моём “творчестве”, очевидно, будет разрешена после моей смерти. В России человек обретает свободу после своей смерти. Мистическая страна, кот. мы (Шигалевы и Петрушки) не сберегли».

Соч.: Записки сумасшедшего: рассказ // Эхо. Париж, 1978; Смерть на заводе. Время и мы: рассказы. Нью-Йорк, 1978 ; За границей и дома / в соавт. с С. Гозиас. СПб., 1993; Стоя перед темнотой: Сб. СПб., 1993; Рассказы. СПб., 1998; Мгновения юности далекой. СПб., 1999; Случайная жизнь. книга прозы. СПб.: АССПИН, 2001 (2004); Восхождение в горы: Повести, рассказы. СПб., 2009; Последний выстрел: рассказы, эссе. СПб., 2009.

Лит.: Кречетов В. Лики Владимира Алексеева // Восхождение в горы. СПб., 2009; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

Автор статьи - Г. Лебедев

  • Алексеев Владимир Владимирович