Алексеева Магда Иосифовна


АЛЕКСÉЕВА Магда Иосифовна [4.11.1931, М.] – прозаик, поэт, журналист.

Родилась в семье венгерского политэмигранта Й. Грейнера, участника венгерской революции 1919, подпольщика, приговоренного в 1924 к каторге и обмененного на австро-венгерских пленных. Окончив в М. Ин-т красной профессуры, он стал журналистом, работал в «Гудке». Ее мать, отучившись в Лит. ин-те им. Брюсова, занималась переводами с немецкого худож. прозы. Когда в 1941 начались обстрелы М., отец вывез всю семью в Пржевальск (Киргизия), а сам вернулся в М., где был тут же арестован и в 1942 расстрелян. Следом в Пржевальске арестовали мать (освобождена из лагеря в 1949), и А. жила с бабушкой и сестрой, продолжая учебу в школе. В 1946 – возвращение в европейскую Россию, устройство в Завидово (101 км от М., зона высылок), где окончила школу. Всю жизнь писала стихи, малая часть кот. напеч. в 1999.

В 1956 после окончания фак-та журналистики МГУ А. переезжает в Л-д к своему мужу (философу Борису Алексееву) и, начиная с 1958, работает в лен. журналистике. Самоотверженная увлеченность любимым делом, подлинная человечность, непоказной демократизм, неизменная энергия и динамизм, умение создавать и сплачивать коллектив сделали А. лидером журналистского содружества. Пятнадцать лет А. возглавляла ред. газ. «Скороходовский рабочий» (из коллектива кот. вышли мн. знаменитости – журналисты, литераторы, профессор-филолог), затем 5 лет были отданы городской газ. «Лен. рабочий», откуда в 1978 уволена директивой обкома КПСС. Отлученная от любимого дела, А. четыре года работала отв. секретарем молодежного ж. «Аврора» и снова – в февр. 1982 – ее скандально уволили – на сей раз за публикацию в номере, посвящ. 75-летию Л. И. Брежнева, сатирич. рассказа В. Голявкина (подробности этой истории впоследствии составили содержание рассказа А. « Семьдесят пятая страница » с эпиграфом из «Города Глупова» Салтыкова-Щедрина).

Оставшись без работы, А. обратилась к прозе. Перв. произведение – « Московский роман » – о судьбе трех поколений моск. интеллигенции опубл. лишь в 1999. В кн. слились драматич. опыт жизни автора, абсолютная правдивость повествования, острая писательская память и присущее А. умение видеть и раскрывать в людях их лучшие качества. Познакомившись с этим текстом и горячо его одобрив, прозаик и очеркист А. Стреляный заинтересованно поддержал начинающего писателя в непростые для лит-ры годы застоя. С его легкой руки была опубл. повесть А. « Трещина » (Новый мир. 1984. № 12; напечатана под ред. назв. « Дорога в Городок » с предисл. Д. Гранина). Рекомендуя повесть читателю, Гранин заметил, что она «написана с азартом человека, кот. не терпится поделиться своим открытием и болью. Ощущение достоверности случившегося усиливает наш интерес и доверие. Конфликт повести затрагивает нерв нынешнего промышленного бытия, затрагивает достаточно смело». В основе повести – реальные события на Атоммаше, где ошибки в проектировании корпусов завода-гиганта из-за боязни не услужить вышестоящим чиновникам обернулись катастрофой для з-да и жителей городка, для страны. События правдивой и острой повести, чье авторское название напугало редакцию своей символичностью, не могли не привлечь внимания читателей. Включенные в повесть мат-лы архива одной из героинь, относящиеся к прошлому страны (в частности, к русско-японской войне 1904) представляют гл. конфликт повести на более широком историч. фоне, придавая ему дополнительную глубину и значимость. Публикация повести не стала, однако, лит. сенсацией по причине неожиданно и бурно начавшегося уже через неск. месяцев процесса перестройки, переключившего внимание об-ва с лит-ры на экономико-полит. реалии. Дальнейшее развитие событий неожиданно актуализировало смысл «Трещины» уже в иную полит. эпоху.

В повести « Этого достаточно », посвящ. памяти родителей, А. описывает драму жизни близких ей героев на протяженном историч. фоне(1920–50-х), характерном для ее прозы. Хронологич. динамизм повествования, разнообразие типов и судеб, невыдуманность запоминающихся реплик и диалогов, умение лапидарно и достоверно представить калейдоскопич. картину недистиллированной сов. жизни – важные достоинства повести. В текст кн. естественно вплетены подлинные письма и семейные документы, передающие аромат времени и помогающие лучше почувствовать существо героев и эпох. Нетривиальный материал кн., повествующий о трагич. судьбе венгерских эмигрантов-коминтерновцев, освобожденных из застенков Хорти и поневоле вписавшихся в тогдашнюю картину жизни СССР сталинских лет, открывает читателю новые пласты истории. Став заложниками политически реальных обстоятельств тоталитарной преступной системы, герои повести пытаются и в бесчеловечных условиях уцелеть, сохранив человеческое достоинство.

Сюжет повести «Живите долго», завязавшись в 1930-е (в пору абсолютной человеческой обездоленности старших и ребятни), разворачивается до событий оттепели и ХХ съезда, а далее к брежневскому застою (времени перв. диссидентов, их арестов и выхода из лагерей). Во повестях и рассказах А. правдиво описываются подробности горестной, печальной, когда беспутной, когда осмысленной, но всегда непридуманной, реальной жизни людей за неск. одинаковых и неодинаковых сов. десятилетий.

В годы перестройки, продолжая заниматься прозой, А. вернулась к активной журналистике. Показав высокий профессионализм, она быстро освоила новый для себя жанр спортивной журналистики, превратив «Спортивную неделю» в чрезвычайно популярную у горожан газ. «Спорт. Человек. Время», собравшую вокруг себя лучших спортивных журналистов города (этой работе А. отдала 11 лет жизни). В посл. годы А. редактирует газ. «Петербургский Союз журналистов», являясь секретарем Правления этого Союза, лауреатом конкурса «Золотое перо» «За вклад в развитие журналистики».

Посл. по времени кн. А. « Попытка вспомнить », отмеченная премией Союза журналистов СПб., – мемуарные заметки о прожитой жизни, описанной не всегда последовательным хронологическим пунктиром с включением в него некот. страниц прозы и стихов. С сердечной эмоциональностью изображены в кн. годы детства и юности, близкие, перв. подруги и друзья. Верность им и их памяти – душевная основа жизни автора и этого текста.

Соч.: Моченые яблоки: Повести и рассказы. М., 1989; Как жаль, что так поздно Париж! Рассказы. Повести. Стихи. СПб., 1990; Попытка вспомнить. СПб., 2008.

Лит.: Крымова Н. Чтобы знали // Невское время. 1996. 6 нояб.; Нечаева Г. Стихи и тайны Магды Алексеевой // Невский, 70. 1999. № 4; Брускова Е. Спасибо за дождь на Монмартре // Культура. 2000. № 19. 31 мая; Самойлов А. Нить Магды // Спорт Уик-энд. 2011. 4 нояб.

Автор статьи - Б. Фрезинский

  • Алексеева Магда Иосифовна