Алимов Игорь Александрович


АЛИ́МОВ Игорь Александрович (псевд. — Вениамин Гусь, Дж. Дж. Поддам мл., Евстафий Хýденьков, Хольм ван Зайчик ― последний совм. с В. М. Рыбаковым) [11.8.1964, Л-д] — прозаик, переводчик, китаевед, издатель, поэт.

Выпускник кафедры китайской филологии восточного фак-та ЛГУ (1981–86). С 1987 работает в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, в настоящее время — зав. отделом Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1990–91 стажировался на историческом фак-те Пекинского ун-та (КНР). В 1992 выступил одним из организаторов науч. изд-ва «Петербургское востоковедение», директором которого является по наст. время. В 1997 защитил канд. дис. по теме « Авторские сборники бицзи как источник по истории и культуре Китая эпохи Сун » (рук. Л. Н. Меньшиков). В 2008 принял участие в экспедиции МАЭ РАН в Восточный Туркестан. В 2010 защитил докт. дис. по теме « Китайские авторские сборники X—XIII вв. в очерках и переводах » (по монографии). Один из основателей Клуба русских харизматических писателей (2002; сайт: http://harizma.pvost.org/). Как писал критик Дм. Володихин, «Игорь Алимов является одним из основателей литературной группировки “Клуб русских харизматических писателей”. Главная особенность, выделяющая “харизматиков” в современном литературном процессе, — требование “превратить эстетику в этику” писателя. КРХП с момента основания отличался высокими требованиями к языку художественного произведения, вне зависимости от того, принадлежит оно полю основного потока литературы или фантастике» ( http://oirf.livejournal.com/10905.html ).

Со студенческих лет сочетает науч. и переводч. деятельность с лит. работой. В области китаеведения является специалистом-древником широкого профиля: в основном занимается изучением, переводом и публикацией китайских прозаич. письменных памятников X—XIII вв., что нашло отражение как в многочисленных статьях, так и в серии монографий с общим названием « Вслед за кистью ». В 2009 вышел итоговый том « Лес записей: китайские авторские сборники XXIII вв. в очерках и переводах ». Разработал концепцию особой формы авторского сб. в китайской культуре эпохи Сун (960–1279). В 2006 отмечен Почетным дипломом Союза китайских писателей за большой вклад в изучение и пропаганду китайской культуры. Глав. ред. научного альм. «Петербургское востоковедение» (1992–2003) и соредактор ж. «Кунсткамера. Этнографические тетради» (1993–2001).

Активно интересуется различными аспектами китайской этнографии: в 2002 выступил составителем, отв. ред. и одним из авторов сб. «Сосуды тайн: туалеты и урны в культурах народов мира», за что был удостоен Беляевской премии. В настоящее время работает над монографией, посвященной истории китайской сюжетной прозы I–X вв., а также над книгой о г. Кайфэне X–XIII вв.

В области худож. лит-ры известен как еврокитайский гуманист Хольм ван Зайчик (псевдоним И. А. Алимова и В. М. Рыбакова; автор идеи — В. М. Рыбаков). Как заметил в 2002 Дм. Быков, «Хольм ван Зайчик стал самым популярным фантастом России» (Вечерний клуб. 2002. 15 авг.). На сегодняшний день Хольм ван Зайчик выпустил семь кн. под общим заглавием « Плохих людей нет: Евразийская симфония »: « Дело жадноговарвара » (СПб.: Азбука, 2000); « Дело незалежных дервишей » (СПб.: Азбука, 2001); « Дело о полку Игореве » (СПб.: Азбука, 2001); « Дело лис-оборотней » (СПб.: Азбука, 2001); « Дело победившей обезьяны » (СПб.: Азбука, 2002); « Дело судьи Ди » (СПб.: Азбука, 2003); « Дело непогашенной Луны » (СПб.: Азбука, 2005).

Хольм ван Зайчик — лауреат нескольких престижных лит. премий в обл. фантастической лит-ры: «Меч в зеркале» (СПб., 2001), «Золотой кадуцей» (Харьков, 2001), «Интерпресскон» (СПб., 2002), «Серебряный Роскон» (Москва, 2002), «Странник» (СПб., 2005) «Большой Зилант» (Казань, 2009). В 2006 Хольм ван Зайчик получил лит. премию «Исламский прорыв», учрежденную «советом муфтиев России, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и издательством “УММА” с целью пробуждения и активизации интереса российской общественности к духовной жизни, к культуре ислама ради взаимопонимания, мира и прогресса».

Далай-лама не так давно высказал мнение, что ни одна из традиционных конфессий не сможет решить проблем человечества в новом тысячелетии, поскольку они были созданы совсем в иные эпохи и совсем в иных контекстах; а потому потребны общие, солидарные усилия всех религий для выработки нового видения мира. Хольма ван Зайчика можно назвать первым из писателей, ступивших на этот непростой путь.

Собственно, самый мир Ордуси — это уже новое видение, возможный образ нового мира. В прежнюю пору почти так же притягателен был мир Полдня, нарисованный Стругацкими.

История Ордуси началась в шестидесятые годы XIII в., когда Александр Невский и его побратим, сын Батыя Сартак, вступивший после смерти отца на престол Золотой Орды, договорились о партнерском объединении Орды и Руси в новое, единое государство, где будет править единственно закон. Возникшая держава благоденствовала, позже в нее вошла Поднебесная (Китай), и Ордусь распространилась от моря и до моря; великая процветающая империя — с тремя столицами: Ханбалык на востоке, Каракорум в центе и Александрия Невская на северо-западе. Цветущая Средина — в центре и семь улусов — по краям. Во главе — император, управляющий страной волею народа и силою Небесного Мандата.

Под сенью этического учения Конфуция на просторах Ордуси мирно уживаются православие, ислам, буддизм, даосизм, иудаизм. В каждом улусе есть традиционные религиозные приоритеты, но они не навязываются населению свыше или со стороны. Не случайно в любом городе рядом с золотыми куполами православных церквей высятся буддийские пагоды и исламские минареты, строго стоят синагоги, лепятся по склонам гор даосские храмы... И в центре — непременно — Храм Конфуция, куда приходят за советом в сложной морально-этической ситуации. Этическое учение Конфуция — это прежде всего учение о благородном муже. Иными словами, буддистом можешь ты не быть, но благородным мужем стать обязан. Причем «благородным мужем» может стать и христианин, и буддист, и мусульманин, и иудей, и совершенный атеист.

Романы ван Зайчика не поддаются четким жанровым дефинициям. С одной стороны, это альтернативная история, более того — почти утопия, с другой ― это этнические детективы, наконец, книги ван Зайчика можно рассматривать как романы воспитания чувств — с элементами памфлета и социальной сатиры.

А. известен и как автор серии романов-комиксов под общим названием « Пластилиновая жизнь »: « Арторикс » (СПб., 2003), « Сарти » (СПб., 2003) и « Клокард (СПб., 2003). Критика назвала эти книги «вавилонским столпотворением сюжетов, стилей, образов, эпох». «Действие разворачивается где-то в “альтернативной” Америке, в вольном городе Тумпстаун ― оплоте демократии и частного предпринимательства ― и в хитром городишке Арторикс, сооруженном с целью низвержения Тумпстауна. Тумпстаунцы охотно приезжают отдыхать в Арторикс, привлеченные баснословно низкими ценами на все товары и развитой индустрией секс-развлечений. Наивные, они же не предполагают, что заправилам Арторикса по плечу заменить их роботами, похожими на оригиналы как две капли воды. Чем больше роботов внедрится в Тумпстаун, тем скорее он падет, а это для чего-то очень нужно таинственной корпорации “И Пэн”... Интрига, как мы видим, не просто детективная, но фантастико-детективная», — писал А. Ройфе (Книжное обозрение. 2003. № 25. 23 июн.). В. Иванченко на страницах газ. «Книжная витрина» высказался так: «Жанр — “двуллер”, что определяется так: в полтора раза понятнее, чем триллер, и на тридцать процентов смешнее. Действие происходит не в Америке, а в виртуальном городе-государстве Тумпстауне, собравшем в себе все то, от чего тащатся ценители американского трэша. Здесь и время течет по-особенному — период от дикарей и дилижансов до компьютеров и мобильников укладывается в жизнь одного поколения. Население Тумпстауна в большинстве состоит из приверженцев поголовно вооруженной демократии, а в элиту входят непобедимые стрелки-одиночки, странствующие самураи и аристократы-авантюристы. Глав. герой — пьющий инспектор в духе Х. Богарта, с реминисценциями из Гарднера и Чандлера. Персонажам Джармуша и Тарантино тоже находится место, притом, что роман начинается как фильм-нуар, а заканчивается как “Робокоп” и “Терминатор” с заездом в “Парк юрского периода”. Короче, анимационный римейк всех фильмов Сержио Леоне и Родригеса, выполненный из пластилина». Сам же А. некогда признался, что писал «Пластилиновую жизнь» для собственного удовольствия, попутно пользуясь случаем как следует поиздеваться над типажами и жанровыми клише голливудского кинематографа.

Работа А. с китайскими традиционными источниками вызвала к жизни серию мистических рассказов под общим заглавием « О чем умолчал Пу Сун-лин »: в ней нашли отражение мотивы старой китайской прозы, раскрытые на материале совр. российской действительности. Глав. тема этого цикла рассказов — зловещие чудеса. Используя ряд типических образов китайских рассказов об удивительном (пьющая жизненную силу лиса-оборотень; злой дух, заточенный даосом в кувшин; жизнь-сон, прожитая будто наяву, и т.п.), А. обращается к обычному человеку, чьим мечтам о лучшей и достойной жизни не суждено воплотиться, а вторжение в обыденную человеческую реальность сверхъестественных сил и существ приведет не к счастью, а к погибели.

А. известен также как один из авторов шеститомной «Энциклопедии духовной культуры Китая», как переводчик первой в постперестроечной России антологии совр. китайской поэзии «Азиатская медь» (СПб., 2007), а также как один из редакторов-комментаторов знаменитой антологии «Шедевры китайской классической прозы в переводах академика В. М. Алексеева» (М., 2006).

В 2010 А. стал одним из авторов проекта «Этногенез», где пишет цикл романов « Дракон »: в наст. время из печати вышли две перв. кн.: « Дракон: Наследники Желтого императора» (М., 2010); « Дракон: Назад в будущее » (М., 2010). Как написал о первом романе цикла В. Иванченко, «сочинитель историй — лишь одна из ипостасей Игоря Алимова, но сочинителем он до сих пор был известен преимущественно в трех ролях. Как один из создателей Ордуси ван Зайчика, где кроме неглупых сюжетов хватало еще и души. Как изобретатель литературных комиксов “Арторикс–Сарти–Клокард”. И в качестве автора рассказов, написанных в духе магического реализма и сочетающих свободное владение беллетристическими техниками со способностью находить нетривиальные ходы, удивлять читателя. Все нажитые умения пригодились ему в новом деле».

Как поэт (под псевд. Вениамин Гусь) А. публиковался мало — г.о. в подборках стихов востоковедов-выпускников восточного фак-та СПбГУ.

Персональный сайт: <http://alimov.pvost.org.>

Соч .: Юань Хао-вэнь: Очерк жизни и тв-ва // Человек, культура, философия. Вып. 1: Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992; «Жизнь после смерти» в сюжетной прозе старого Китая // Петербургское востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993; Нефритовая роса: Из китайских сб. бицзи X–XIII вв. СПб. 2000; Хольм ван Зайчик. Дело жадного варвара. СПб., 2000; Хольм ван Зайчик. Дело незалежных дервишей. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело о полку Игореве. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело лис-оборотней. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело победившей обезьяны. СПб., 2002; Хольм ван Зайчик. Дело Судьи Ди. СПб., 2003; Пластилиновая жизнь: Арторикс: Двуллер. СПб., 2003; Пластилиновая жизнь: Сарти: Двуллер. СПб., 2003; Пластилиновая жизнь: Клокард: Двуллер. СПб., 2003; Пока варилась каша // Перпендикулярный мир. М., 2004; You Know My Name (из цикла «О чем умолчал Пу Сун-лин») // Новые легенды. СПб., 2004; Собаки в космосе: Подлинная история Пчелки и Мушки // Фантастика-2005. М., 2004; Хольм ван Зайчик. Дело непогашенной луны. СПб., 2005; О чем умолчал Пу Сун-лин: 1. Romeo is bleeding; 2. Real Love // Новые легенды-2005. СПб., 2005; Вениамин Гусь. Стихи // О Востоке, о любви: Стихи восточников и востоковедов к 150-летию восточного фак-та. СПб., 2005; О чем умолчал Пу Сун-лин: Coming To The East // Мифотворцы: портал в Европу. Киев, 2006; Китайский культ лисы и «Удивительная встреча в Западном Шу» Ли Сянь-миня // Религиозный мир Китая 2005: Исследования. Материалы. Переводы. М., 2006; В сторону Клондайка. Эпизод второй: Полет дракона // Академия Шекли. М., 2007; Азиатская медь: Антология совр. китайской поэзии. СПб., 2007; Вениамин Гусь. Стихи // Свое чужое: Поэзия востоковедов... СПб., 2007; Des chiens dans le cosmos: l’authentique histoire de Ptcholka et Mouchka // Lunatique 76, 2007; О чем умолчал Пу Сун-лин: 1. Coming To The East 2. A Fifteen Minutes Intermission // Когти неба: Книга, которую страшно читать на ночь. СПб., 2008; Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб., 2008; Чемодан — Китай — лаовай // Свой: ж. Никиты Михалкова. 2008. № 7; Вениамин Гусь. Стихи // Три времени: Поэзия востоковедов. СПб., 2009; Дракон: Наследники Желтого императора. М., 2010; Дракон: Назад в будущее. М., 2010; Ню Хань. Хуананьский тигр. Цзян Хэ. Вариации на звездную тему // Совр. китайская поэзия: антология. Параллельный китайско-русский текст. Пекин, 2010.

Лит. : Мар­тынов А. Кисть и досуг «совершенного мужа» («Цзюнь-цзы»): (Заметки о кни­ге И. А. Алимова «Вслед за кистью». Ч. 1. СПб., 1996) // Пе­тербургское вос­токоведение. Вып. 9. СПб., 1997; Шамир И. Наше прошлое — дело нашего будущего // Новая русская книга. 2001. № 3–4; Елисеев Н. Идеальный двуллер / Интервью с И. Алимовым и В. Рыбаковым // Эксперт: Северо-Запад. 2002. № 16 (77); Роднянская И. Ловцы продвинутых человеков. О «Евразийской симфонии» Хольма ван Зайчика // Русский ж. 2002. 18 июл.; Елисеев Н. Ниже уровня моря. Семь петербургских точек Хольма ван Зайчика и его «Евразийской симфонии» // Русский ж. 2002. 2 сент.; Караев Н. Ван Зайчик спасает Россию — как умеет // День за днем. 2003. № 19. 16 мая; Иванченко В. Пластилиновая Америка //. 2003. № 23. 2–9 июл.; Трофимова О. Лит. группировки нового века // Книжное обозрение. 2005. № 48; Володихин Д. Интеллектуальная фантастика. М., 2007; Звездецкая М. Ордусская правда // FANтастика. 2008. № 10; Иванченко В. Дракон взлетел //

Автор статьи - О. Трофимова

  • Алимов Игорь Александрович