Алмазов Борис Александрович


АЛМА́ЗОВ Борис Александрович (псевд. А. Борисов, Б. Борисов) [5.8.1944, Л-д] — писатель, журналист, искусствовед, историк, бард, педагог, общ. деятель.

Отец — потомственный казак, участник войны, мать — казачка, дочь священника, воевала, после войны работала медсестрой. Окончил в 1961 веч. школу, также муз. школу по классу скрипки и худож. школу. Ввиду тяжелого положения в семье, в кот. в войну погибли все мужчины, с 16 лет работал. Служил в десантных войсках. Окончил ЛГИТМиК, фак-т театроведения (1962–68). Преподавал историю искусств в школе (1968–87).

Рано пристрастился к чтению, к песенной и фольклорной культуре казачества, освоил не только скрипку, но и семиструнную гитару. Детство, прошедшее в донских степях в казацкой станице, оставило яркие впечатления, навсегда сделавшие его певцом «синеглазого Дона»: «Из дальнего детства, как сон незабытый, / Мчит конь и уносит меня ― / До тихого Дона, до синего Дона / Мчит конь, стременами звеня…» (« Из дальнего детства, как сон незабытый…», 1968). Гордое и одновременно горькое осознание своей принадлежности к казачеству, к его непростой истории в России, отразившееся и в истории его рода и семьи, стало одной из тем тв-ва. Сохранение казачьего жизненного уклада и его нравств. заповедей представляются А. самыми важными условиями для сохранения России в техногенный век: «А в полынной степи конь, дичая, храпит, / Гибнет конь без седла, а седлать коня ― некому! / Кто оседлает коня?» («Кто оседлает коня?», 1967). Глубина личных переживаний А.-поэта подчеркивает и усиливает воздействие его самобытных стихов: «…И были отцы у всех на свете, / А у меня было только отчество» («Отец», 1965). Раннее начало трудовой деятельности, разнообразие встреч с увлеченными своим делом людьми, о чем он интересно пишет в сб. мемуарного характера («Не только музыка к словам…» и «Охваченные членством». М.-СПб., 2003, 2004), сформировали у него целеустремленность, умение быть самим собой, не поступаться принципами. Имя А. как удивительно разносторонней, цельной и одаренной личности вошло в интернет-проект «Личности Петербурга» (ведётся с 1998 при поддержке администрации СПб., на русском и английском яз.).

Перв. лит. опыты А. начались ещё в 9 классе, а с 1964, с публ. в газ. «Смена», начинается его журналистская деятельность. В нач. 1960-х становится известен как автор и исполнитель бардовской песни, активно ведет концертную и лекционную деятельность. В 1989 фирма «Мелодия» изд. его перв. пластинку «И падал я в душные травы ». О его песнях критик Е. Попов: «Радует настоящий русский язык, без жаргонной ущербности, без назойливого желания поразить, удивить, щегольнуть», «чувствуется, что Борис Алмазов прочно стоит на земле, его “корневая система” неразрывна с родной почвой, а судьба неразрывна с Россией».

Перв. сб. песен и стихов «Не только к музыке слова…» выходит в СПб. в 1998. За рубежом известность приходит раньше: издаются сб. стихов и песен, на радио Канады и Японии звучат его песни, издаются пластинки. Сыграло роль то, что в 1970-е из-за отказа вступить в КПСС по религиозным мотивам А. числился в диссидентах, и как диссидент вошел в ряд зарубежных справочных изд.

Перв. прозаич. произведения (повести и рассказы) А. пишет для детей, и неслучайно. Он вспоминает, что уже в первом классе решил стать «Виталием Бианки», так поразила его встреча с этим удивительным человеком. С легкой руки В. Арро, кот. сумел убедить А. в его прирожденном призвании писать для детей, началась активная работа А. в детской лит-ре. Перв. кн. А. — повесть для подростков «Самый красивый конь » (М., 1977) начала печататься в газ. «Ленинские искры» в 1974 (№ 1–3, 5–6, 9–25). В традиционный жанр школьной повести он привнес новую проблематику и новое содержание. Эта книга — о становлении характера и подлинно мужского начала в её маленьком герое-подростке по прозвищу Панама, кот. проходит трудный путь к осуществлению своей мечты стать настоящим всадником. Пожалуй, это одна их лучших худож. книг А., напис. им для детей. В ней жизнь ребячьего коллектива, и дружба ребят, и отношения в семье, и первые ростки новых для подростков чувств. Неслучайно рец. в «Учительской газ.» называлась «Побольше бы Алмазовых» (М. Верб, С. Негинский). Повесть переведена на 18 яз. В 1976 по ней был снят одноимённый худож. фильм (реж. С. Пучинян).

В последующих книгах, адресованных в осн. младшим подросткам, А. продолжает тему вхождения в жизнь маленьких лит. героев, работая в жанре повести и небольшого рассказа. Это повести «Деревянное царство» и «Посмотрите ― я расту» , вошедшие в сб. «Белый шиповник» ( Л., 1979), «Считаю до трех» ( Л., 1981), «Я иду искать » (Л., 1982), «Презент » (Л., 1984), «Синева » (Л., 1987), сб. повестей «Оглянись!» (Л., 1988). Для детей младшего возраста публ. рассказы «Лягушонок» (М., 1983), сб. рассказов «Матросская лента» (М., 1985), «А и Б сидели на трубе» (Л., 1989). Автор стремится в худож. форме раскрыть перед читателями суть нравств. норм поведения, подвести к пониманию мотивов человеч. поступков. Особенно это удается писателю в произведениях о Великой Отеч. войне. Тяжесть войны и её цена, характер русского человека, отношение к войне и военнопленным — об этом он пишет правдиво, во многом по-новому, с учётом восприятия подростков, на близких детям событиях семейной жизни.

Обращение к жанру научно-худож. книги, к публицистике для детей знаменовало новый поворот в тв-ве А. В 1978 и 1985 в изд-ве «Детская лит-ра» выходят две книги для детей энциклопедич. характера: «Прощайте и здравствуйте, кони!» и « Наш хлеб». В них содержательный, богатый интересными фактами и примерами, насыщенный отрывками из худож. и научно-популярных текстов, сопровождающийся яркими публицистич. очерками и портретами выдающихся деятелей, ученых, разговор с читателями.

В 1970–80 А. много работает в детских ж., газ., сб. «Дружба», «Хочу всё знать», «Глобус». Его авторская палитра обогащается новыми жанрами и темами, расширяется читательская аудитория. В качестве автора и ведущего он в течение десяти лет работает на телевидении. Пишет две пьесы для театра, неск. сценариев для научно-популярных фильмов. Обращается к православной теме, выпустив в спб. изд-ве «Лицей» в 1993 и 1994 две небольшие научно-худож. кн. для детей: «Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца» и «Житие св. блгв. князя Александра Невского».

К нач. 1990-х А. становится тесно в рамках детской лит-ры. Он по-прежнему много ездит по стране, ведет активную журналистскую деятельность, начинает писать для взрослых в самых разных жанрах: мемуарном — «Охваченные членством» (2004), рассказа ― «Тройной фронт. Солдатские рассказы о войне (2005), романа ― «Если смерть умрёт» ( 2008). Его интерес к истории выплескивается в прозаич. произведениях о казачестве. Выходят ист. романы «Атаман Ермак со товарищи» (СПб., 1997), «Перевал» ( М., 1999), «Илья-богатырь » (СПб., 2005), «Дорога на Стамбул » (СПб., 2005). Роман «Дорога на Стамбул», посвящ. русско-турецкой войне 1877–78, получил одобрение критики. Писатель Н. Коняев отметил, что роман напоминает «старинную казачью песню», что это «первый в России живой памятник погибшему, утопленному в крови казачеству». А. принадлежат серьезные труды по истории казачества: «Мы ― казачьего рода» (Хельсинки, 2008), « Военная история казачества » (М., 2008) и др. Возглавляя обществ. организацию «Казачий информационный центр», А. ведёт большую научную, организаторскую и популяризаторскую работу. Одновременно продолжает работу для детей, выступая инициатором, автором и редактором ряда энц. изданий в серии «Иллюстрированная история Отечества»: «Русские полководцы» (СПб., 1999), «Землепроходцы и путешественники » (СПб., 1999), «Казаки » (СПб., 1999) , «Флотоводцы и мореплаватели » (СПб., 2000), «Русские изобретатели » (СПб., 2000), «Русский Север» (СПб., 2000 ), «Русские святые» ( СПб., 2000). Серия получила одобрительную оценку критики, хотя и с рядом сомнений в отношении «объективного историзма» в изложении мат-ла и авторских приоритетов (И. Линкова). Одна из недавно вышедших кн. А. — кн. для детей «Старые и малые » (СПб., 2010).

Лидер движения по возрождению казачества в России, Атаман Сев.-Зап. округа «Союза казаков России». С 2002 доц. кафедры связей с общественностью в ГУФК им. Лесгафта. Член Союза журналистов СССР (1974), член СП СССР (1980).

Соч.: Святой благоверный князь Александр Невский. СПб., 1994; Казачьи сказки. СПб., 1996; Атаман Ермак со товарищи: Роман. СПб., 1997; «Не только к музыке слова»…: Песни и стихи. СПб., 1998; Перевал: Роман. М., 1999; «Не только музыка к словам»...: Мемуары под гитару. М.-СПб., 2003; Охваченные членством. М.-СПб., 2004; Дорога на Стамбул: Роман. СПб., 2005; Илья-богатырь: Роман. СПб., 2005; Святой Илья из Мурома. М., 2007; Если смерть умрёт: Роман. М., 2008; Ермак: Роман. М., 2010; Старые и малые. СПб., 2010; Повести каменных горожан: Очерки о декоративной скульптуре СПб. СПб., 2012; Петербург — столица русской гвардии. М.: Центрполиграф. 2015.

Лит.: Алмазов Борис Александрович // Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост В. Бахтин, А. Лурье. Л., 1982; Левитаны А. и М. Б. Алмазов. Библиография [1977–94] // Библиография. 1995. № 5; Воронова Н. Алмазов Борис Александрович // Писатели нашего детства: Биогр. словарь М., 2000. Ч. 3; Борис Александрович Алмазов // Мир Петерб. детской книги. Авторы. Переводчики. Художники: Творч. биографии. СПб., 2000; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник. СПб., 2013.

Автор статьи - Е. Томашева

  • Алмазов Борис Александрович