Алтаев Ал


АЛТА́ЕВ Ал. (наст. имя ― Маргарита Владимировна Ямщикова) [22.11(4.12).1872, Киев — 13.2.1959, М.; похороне­на в СПб. на Литераторских мостках Волкова кладб.] — прозаик, публицист, мемуарист.

Принадлежит к древне­му русскому роду. Предки матери, А. Н. Тол­стой (по первому мужу Львовой), вели исто­рию от Н. Толстого, декабриста и участни­ка семеновского бунта, близкого друга М. Муравьева-Апостола и Ф. Глинки. Род отца — помещика В. Рокотова — вос­ходит к изв. русскому художнику-портретисту XVIII в. Ф. Рокотову, сыну кре­постного крестьянина, ставшему академиком живописи.

Родители А. входили в круг свободо­мыслящих людей своего времени. Мать, бу­дучи замужем за вице-губернатором г. Ковно Ф. Львовым, дружила с М. Салтыко­вым-Щедриным и, по слухам, прятала в своем доме тайно возвратившегося с каторги дека­бриста М. Муравьева-Апостола. Отец по общ. убеждениям был близок к «шестидесятникам» и еще до отмены крепо­стного права отпустил своих крестьян на во­лю с земельным наделом. Увлеченно зани­мался организацией театров в провинции, ус­тройством в Киеве общедоступной публич­ной биб-ки и изд. газ. «Киев­ский вестник», впоследствии закрытой влас­тями. Однако разнообразная просветитель­ская деятельность В. Рокотова не способ­ствовала повышению материального благо­состояния и в конце концов привела к разо­рению и нищете. В поисках средств к существо­ванию семья переехала в СПб. (1885), а затем отправилась в Псков, где Рокотов на­шел работу в любительской театр. труппе, А. стала переписчицей ролей. Начавшаяся с 13-летнего возраста взрослая трудовая жизнь закалила ее харак­тер, стала своего рода лит. школой для будущей писательницы. Переписывание пьес пробуждало «недремлющая мысль», способ­ность «к еще смутной, полусознательной оценке ролей, сравниванию чувств героев», «улавливанию искренности образа» (Н. Летова, Б. Летов).

В 1887 семья возвратилась в СПб. Отец сумел устроиться актером и режиссе­ром в народный театр на Васильевском о-ве, иногда получал небольшие роли в Им­ператорском Александринском театре. А. с помощью тетки поступила на учебу в рисо­вальную школу Об-ва поощрения худо­жеств, директором кот. был изв. писатель Д. Григорович. Новая худож. сре­да расширила и обогатила круг общения. По­мимо А. Агина, друга семьи и крестного отца, талантливого художника, первого ил­люстратора «Мертвых душ» Н. Гоголя, быв­шего крепостного, и доживавшей свой век в семье Рокотовых воспетой А. Пушкиным А. П. Керн, друзьями дома стали мн. изв. актеры и художники того времени. Периодически устраиваемые в школе худож. выставки, и особенно часто — передвижников, расширяли кругозор, развивали эстетич. чувство. «Рисовальная школа сделалась для меня отдушиной... — позже писала А. — Мне хотелось вобрать в себя все, и я не пропускала ни одной лекции, одинаково жадно слушая как о законах перспективы, так и об истории искусства итальянского Воз­рождения...» (« Памятные встречи» ). Все это окажет влияние на формирование мировоззрения писательницы, определит круг ее худож. интересов. Тема искусства ста­нет органичной для всего ее последующего тв-ва, а судьбы мн. ху­дожников найдут освещение в романах и по­вестях биограф. жанра.

Перв. публикация — святочная сказка «Встреча Нового года», подписан­ная псевд. Ал. Алтаев, — появилась в ж. «Всемирная иллюстрация» в дек. 1889. Втор. сказка — «Ба­бочка и солнце», отданная в детский ж. «Игрушечка», ― ввела ее в число постоянных авторов одного из лучших изд. для детей. «Сказка была вообще плохая, написанная под влиянием “Песенки земли” Кота Мурлы­ки, но тогда мне казалось, что она была очень трогательна», — признавалась впоследствии А.

«Мужским» псевд. Ал. Алтаев пи­сательница была обязана своему «бла­гожелателю» — Я. Полонскому, подарив­шему начинающему автору свою кн. По­дарок произвел на А. необыкновенное впечатление: каждая строчка «казалась вер­хом совершенства». «Особенно понравилась одна вещь, кот. называлась „Рассказ вдовы”. Описывалась в ней жизнь некоего Александра Алтаева, человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой. Захлопнув книгу, я сказа­ла себе: „Женщине в литературу пробить до­рогу ужасно трудно. Я должна взять себе ка­кой-нибудь мужской псевдоним. Буду подпи­сываться Ал. Алтаев!». В выборе псевд. продолжилась известная, восходящая к Ж. Санд (Аврора Дюдеван) лит. традиция, отразились мировоззренч. принципы начинающей писательницы.

После успешного лит. дебюта оста­вила рисовальную школу и продолжила обу­чение на пед. курсах Фребеля, что непосредственно сказалось на ее тв-ве, адресованном прежде всего детской и юношеской аудитории.

В 1892 вышла замуж за студента Лесного ин-та А. Ямщикова. Однако се­мейное счастье оказалось недолгим, и А. сделала решительный шаг — с малолетним ребенком бежала от мужа, не желавшего, чтобы жена занималась со­чинительством. В этот сложный период жизни она сумела не только преодолеть нужду, за­нимаясь «ручной перепиской у частных лиц», но и «в промежутках между работой писать свое», чтобы «завоевать положение в лите­ратуре» («Памятные встречи»).

После революции 1917-го активно ра­ботала в газ. «Солдатская правда» и «Дере­венская беднота», ж. «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», «Мурзилка», «30 дней». Входила в ред. изд-ва «Земля и фабрика», сотруднича­ла с изд-вом «История гражданской войны».

Тв-во писателя объемно и тематиче­ски многогранно. Согласно «БСЭ», А. принадле­жит 150 кн. Часть исследователей насчиты­вает (с вариантами и переизд.) более 300 изд. (В. Литвинов).

Начав творч. путь с незатейливых сю­жетов для детей, А. быстро нашла свою гл. тему — популяризацию ярких ист. событий и личностей. В 1897 опубл. перв. биографич. рассказ о жизненном пути поэта С. Надсона. Вслед за ним на рубеже столетий появился сб. «Светоч правды», в кот. во­шли биогр. повести о Микеланджело, Бетховене, Гутенберге, Линнее, Шиллере. Изд. своей перв. «большой книги» пи­сательница считала «одним из значительных этапов... жизни». В 1906 на предложение ж. «Юный читатель» дать большую ист. повесть А. от­вечает произведением о восстании немецкой бедноты под предводительством Т. Мюнцера « Под знаменем „Башмака ”». Среди тех, кто тепло отозвался в печати об этой «серьез­ной, вдумчивой, написанной мужественным и выразительным языком, полной ярких дра­матических картин книги, заметно отличав­шейся и направлением своим от благостных писаний, кот. в те годы пичкали детей», был К. Чуковский.

Мат-л для своих произведений А. находила в западноевропейской и русской истории. Благодаря ее книгам в круг детского чтения вошли самые разные ист. личности (Гарибаль­ди и Марат, Филипп II и Мария Стюарт, Лео­нардо да Винчи и Рафаэль, Джордано Бруно и Галилей, Гус и Жижка, Сервантес и Андер­сен, Савонарола и патриарх Никон и др.). В увлекательной форме юные читатели узна­вали о жизни восточных славян времен Киев­ской Руси, татаро-монгольском нашествии, битве за Рязань, опричнине Ивана Грозного, религиозном расколе XVII в. и крестьянской вольнице Стеньки Разина.

В годы Великой Отеч. войны работала над кн. мемуаров « Памят­ные встречи », героями кот. стали совре­менники писательницы — художники А. Агин, И. Репин, В. Максимов, М. Нестеров, актри­сы М. Савина, М. Кузьмина, писатели Д. Ма­мин-Сибиряк, Я. Полонский др. В это же вре­мя переработала кн. о Микеланджело (1920-е), объединив ее с более ранними повестями о Леонардо да Винчи и Рафаэле, создав трилогию «Впереди веков». Это позволило укрупнить проблематику произве­дений, показать гл. персонажей не толь­ко гениальными творцами, но и гражданами Италии.

В послевоен. время в повестях «М. И. Глинка» (1947) и «Чайковский» (1954) создала яркие худож. образы деятелей муз. искусства. Особенно высоко была оценена современни­ками биогр. повесть о Чайковском, в кот., по мнению критиков, «люди, фак­ты и мысли изображены... в соответствии с ис­торической правдой... Под художественной формой повести во всех случаях можно об­наружить твердый научный каркас» (Л. Кассиль). Искусствовед Вас. Яковлев отмечал, что кроме достоверности в изложении фактов и событий, убедительно­сти обрисовки условий формирования миро­воззрения Чайковского, автор по-новому раскрыл круг общения композитора: «В жизненный портрет Апухтина привнесе­ны свежие, выразительные штрихи... Образ Антона Рубинштейна... выгравирован тонки­ми штрихами, со всеми противоречиями, со вспышками бурного артистического тем­перамента и с огромной, неисчерпаемой лю­бовью к искусству и делу музыкального про­свещения».

Посл. мемуарный очерк А. «Моидрузья — читатели» был опубл. уже после ее смерти.

Наиболее сильной стороной тв-ва А. критика признавала колорит­ную и выпуклую обрисовку образов ист. лиц, доскональное знание мат-ла, умение найти в прошлом события, созвучные современности. «Она всегда оперирует на­дежными источниками, прекрасным знанием материала, большой эрудицией; отсюда по­знавательное значение книг. Бытовые карти­ны описываемой эпохи ярки и красочны»,— писала Н. Доброва.

А. признавалась, что для своих произ­ведений она обычно выбирала «моменты исторических бурь», что в биогр. по­вествовании ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт, психо­логическое развитие личности выдающегося человека». Старалась раскрывать их т.о., чтобы «герой, пусть даже пришед­ший к нам из древней древности, показался человеком близким и понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства — отваги, ярости, презрения, любви» (Н. Летова, Б. Летов). «Особенно влекли к себе писа­тельницу образы людей отважного духа, сильной воли и непреклонной мысли, людей, кот. связывали свое творчество и свою жизнь с судьбами трудового народа, борю­щегося против угнетателей и мракобесов» (Л. Кассиль).

А. принадлежит к числу писате­лей (С. Григорьев, Н. Кончаловская, В. Ян, С. Алексеев), создававших ист. прозу для детей и юношества. Про­никнутые духом рев. романтики произведения А. пользовались большой популярностью у читателей. Простота про­блематики, занимательность сюжета, доступ­ность языковой формы как нельзя лучше от­вечали просветительским задачам искусства нач. XX в. Однако на серьезное ист.-лит. повествование, по мнению исследовате­лей русской лит-ры, тв-во А. претендовать не может (см., напр.: Анд­реев Ю. Русский ист. роман. 20–30-е гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962). Неодобрительное высказывание о книгах А. есть у М. Горького (Архив А. М. Горького. Т. X. Кн. 2. М .: Наука, 1965). Между тем Л. Леонов высо­ко ценил гуманистич. убеждения писа­тельницы, ставил ей в заслугу то, что «в тяже­лые годы реакции стремилась внушить своим многочисленным читателям веру в творческие силы человека, веру в народ», назвал талант­ливой повесть А. «Под знаменем „Башмака”». Кассиль считал «по-настоящему ки­нематографичными» повести А. о художниках. В. Литви­нов обнаружил традиции Салтыкова-Щедри­на в цикле « Господа обыватели » . «Кажущаяся всеядность и многотемность романов, повестей и рассказов Маргариты Владимировны была не разбросанностью ее, а шла именно от единой пожиравшей ее стра­сти просветителя»,— считал хорошо знавший писательницу в посл. годы ее жизни дра­матург В. Розов.

Свое место в лит-ре писательница опреде­ляла так: «Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и гово­рила на встречах с читателями, в библиоте­ках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам...»

Тв-во А., принадлежащее своему времени, не всегда отве­чало требованиям историзма. Тем не менее книги писателя имели важное гуманистич. значение для мн. поколений читате­лей. По-своему они были полемичными для переломной эпохи. Когда звучали призы­вы сбросить Пушкина с парохода современ­ности, отрицалось значение «буржуазного» искусства, они просто и ненавязчиво напоми­нали о непреходящих ценностях прошлого, побуждали к изучению истории. Лучшие кн. А. до сих пор включ. в списки рекоменд. школь­никам лит-ры.

В наст. вр. в д. Лог (в б. усадьбе в Гдовском у. Псковской губ. — ныне Плюсском р-не Псковской обл.) в старинном доме, где в теч. мн. лет жила и работала А., создан мемориальный музей писательницы.

Соч .: СС: в 16 т. М., 1928; Марат. Картины из исто­рии Великой французской революции. Харьков, 1931; Памятные встречи: Воспоминания о русских художниках и артистах. М., 1946; М. И. Глинка: Жизнь и тв-во. М., 1947; Чайковский: Биогр. повесть. М., 1954; Повести. М., 1957; Могучий слепец: ист. роман о Я. Жижке. М., 1959; Впереди веков: по­весть. М., 1959; Пасынки Академии. М., 1967; Повести. М., 1972; К вершинам искусства. М., 1979; Гроза в Москве // Собрать Русь. М., 1993; Костры покаяния. М., 1993; Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело: Повести. М., 1995; История жизни Леонардо да Винчи. М., 2006; Впереди веков: Леонардо да Винчи. М., 2007.

Лит .: Кассиль Л. Ал. Алтаев и М. В. Ямщикова // Алтаев Ал. Повести. М., 1957; Литвинов В. Ал. Алта­ев. 2-е изд. доп. М., 1973; Летова Н. Историко-биогр. романы А. Алтаева о русских художниках // О лит-ре для детей. Вып. 11. Л ., 1966; Летова Н. Детская писательница и большевистская печать (К творч. биографии М. В. Ямщиковой) // О лит-ре для детей. Вып. 12. Л ., 1967; Летова Н., Летов Б. Биограф и летописец минувшего // Алтаев Ал. По­вести. М., 1972; Рахманов И. Жизнь Ал. Алтаева // Алтаев Ал. Пасынки Академии. М., 1967; Розов В. Путешествие в раз­ные стороны: Автобиогр. проза // СС: в 3 т. Т. 2. М ., 2001; Никандрова И. Алтаева-Ямщикова (псевд. Александр Алтаев) Маргарита Владимировна // Псковский биографич. словарь. Псков, 2002; Разумовская А. Ал. Алтаев // Псковский край в лит-ре. Псков, 2003.

Автор статьи - Т. Савинкова

  • Алтаев Ал