Алтаев Ал
АЛТА́ЕВ Ал. (наст. имя ― Маргарита Владимировна Ямщикова) [22.11(4.12).1872, Киев — 13.2.1959, М.; похоронена в СПб. на Литераторских мостках Волкова кладб.] — прозаик, публицист, мемуарист.
Принадлежит к древнему русскому роду. Предки матери, А. Н. Толстой (по первому мужу Львовой), вели историю от Н. Толстого, декабриста и участника семеновского бунта, близкого друга М. Муравьева-Апостола и Ф. Глинки. Род отца — помещика В. Рокотова — восходит к изв. русскому художнику-портретисту XVIII в. Ф. Рокотову, сыну крепостного крестьянина, ставшему академиком живописи.
Родители А. входили в круг свободомыслящих людей своего времени. Мать, будучи замужем за вице-губернатором г. Ковно Ф. Львовым, дружила с М. Салтыковым-Щедриным и, по слухам, прятала в своем доме тайно возвратившегося с каторги декабриста М. Муравьева-Апостола. Отец по общ. убеждениям был близок к «шестидесятникам» и еще до отмены крепостного права отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом. Увлеченно занимался организацией театров в провинции, устройством в Киеве общедоступной публичной биб-ки и изд. газ. «Киевский вестник», впоследствии закрытой властями. Однако разнообразная просветительская деятельность В. Рокотова не способствовала повышению материального благосостояния и в конце концов привела к разорению и нищете. В поисках средств к существованию семья переехала в СПб. (1885), а затем отправилась в Псков, где Рокотов нашел работу в любительской театр. труппе, А. стала переписчицей ролей. Начавшаяся с 13-летнего возраста взрослая трудовая жизнь закалила ее характер, стала своего рода лит. школой для будущей писательницы. Переписывание пьес пробуждало «недремлющая мысль», способность «к еще смутной, полусознательной оценке ролей, сравниванию чувств героев», «улавливанию искренности образа» (Н. Летова, Б. Летов).
В 1887 семья возвратилась в СПб. Отец сумел устроиться актером и режиссером в народный театр на Васильевском о-ве, иногда получал небольшие роли в Императорском Александринском театре. А. с помощью тетки поступила на учебу в рисовальную школу Об-ва поощрения художеств, директором кот. был изв. писатель Д. Григорович. Новая худож. среда расширила и обогатила круг общения. Помимо А. Агина, друга семьи и крестного отца, талантливого художника, первого иллюстратора «Мертвых душ» Н. Гоголя, бывшего крепостного, и доживавшей свой век в семье Рокотовых воспетой А. Пушкиным А. П. Керн, друзьями дома стали мн. изв. актеры и художники того времени. Периодически устраиваемые в школе худож. выставки, и особенно часто — передвижников, расширяли кругозор, развивали эстетич. чувство. «Рисовальная школа сделалась для меня отдушиной... — позже писала А. — Мне хотелось вобрать в себя все, и я не пропускала ни одной лекции, одинаково жадно слушая как о законах перспективы, так и об истории искусства итальянского Возрождения...» (« Памятные встречи» ). Все это окажет влияние на формирование мировоззрения писательницы, определит круг ее худож. интересов. Тема искусства станет органичной для всего ее последующего тв-ва, а судьбы мн. художников найдут освещение в романах и повестях биограф. жанра.
Перв. публикация — святочная сказка «Встреча Нового года», подписанная псевд. Ал. Алтаев, — появилась в ж. «Всемирная иллюстрация» в дек. 1889. Втор. сказка — «Бабочка и солнце», отданная в детский ж. «Игрушечка», ― ввела ее в число постоянных авторов одного из лучших изд. для детей. «Сказка была вообще плохая, написанная под влиянием “Песенки земли” Кота Мурлыки, но тогда мне казалось, что она была очень трогательна», — признавалась впоследствии А.
«Мужским» псевд. Ал. Алтаев писательница была обязана своему «благожелателю» — Я. Полонскому, подарившему начинающему автору свою кн. Подарок произвел на А. необыкновенное впечатление: каждая строчка «казалась верхом совершенства». «Особенно понравилась одна вещь, кот. называлась „Рассказ вдовы”. Описывалась в ней жизнь некоего Александра Алтаева, человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой. Захлопнув книгу, я сказала себе: „Женщине в литературу пробить дорогу ужасно трудно. Я должна взять себе какой-нибудь мужской псевдоним. Буду подписываться Ал. Алтаев!». В выборе псевд. продолжилась известная, восходящая к Ж. Санд (Аврора Дюдеван) лит. традиция, отразились мировоззренч. принципы начинающей писательницы.
После успешного лит. дебюта оставила рисовальную школу и продолжила обучение на пед. курсах Фребеля, что непосредственно сказалось на ее тв-ве, адресованном прежде всего детской и юношеской аудитории.
В 1892 вышла замуж за студента Лесного ин-та А. Ямщикова. Однако семейное счастье оказалось недолгим, и А. сделала решительный шаг — с малолетним ребенком бежала от мужа, не желавшего, чтобы жена занималась сочинительством. В этот сложный период жизни она сумела не только преодолеть нужду, занимаясь «ручной перепиской у частных лиц», но и «в промежутках между работой писать свое», чтобы «завоевать положение в литературе» («Памятные встречи»).
После революции 1917-го активно работала в газ. «Солдатская правда» и «Деревенская беднота», ж. «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», «Мурзилка», «30 дней». Входила в ред. изд-ва «Земля и фабрика», сотрудничала с изд-вом «История гражданской войны».
Тв-во писателя объемно и тематически многогранно. Согласно «БСЭ», А. принадлежит 150 кн. Часть исследователей насчитывает (с вариантами и переизд.) более 300 изд. (В. Литвинов).
Начав творч. путь с незатейливых сюжетов для детей, А. быстро нашла свою гл. тему — популяризацию ярких ист. событий и личностей. В 1897 опубл. перв. биографич. рассказ о жизненном пути поэта С. Надсона. Вслед за ним на рубеже столетий появился сб. «Светоч правды», в кот. вошли биогр. повести о Микеланджело, Бетховене, Гутенберге, Линнее, Шиллере. Изд. своей перв. «большой книги» писательница считала «одним из значительных этапов... жизни». В 1906 на предложение ж. «Юный читатель» дать большую ист. повесть А. отвечает произведением о восстании немецкой бедноты под предводительством Т. Мюнцера « Под знаменем „Башмака ”». Среди тех, кто тепло отозвался в печати об этой «серьезной, вдумчивой, написанной мужественным и выразительным языком, полной ярких драматических картин книги, заметно отличавшейся и направлением своим от благостных писаний, кот. в те годы пичкали детей», был К. Чуковский.
Мат-л для своих произведений А. находила в западноевропейской и русской истории. Благодаря ее книгам в круг детского чтения вошли самые разные ист. личности (Гарибальди и Марат, Филипп II и Мария Стюарт, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Джордано Бруно и Галилей, Гус и Жижка, Сервантес и Андерсен, Савонарола и патриарх Никон и др.). В увлекательной форме юные читатели узнавали о жизни восточных славян времен Киевской Руси, татаро-монгольском нашествии, битве за Рязань, опричнине Ивана Грозного, религиозном расколе XVII в. и крестьянской вольнице Стеньки Разина.
В годы Великой Отеч. войны работала над кн. мемуаров « Памятные встречи », героями кот. стали современники писательницы — художники А. Агин, И. Репин, В. Максимов, М. Нестеров, актрисы М. Савина, М. Кузьмина, писатели Д. Мамин-Сибиряк, Я. Полонский др. В это же время переработала кн. о Микеланджело (1920-е), объединив ее с более ранними повестями о Леонардо да Винчи и Рафаэле, создав трилогию «Впереди веков». Это позволило укрупнить проблематику произведений, показать гл. персонажей не только гениальными творцами, но и гражданами Италии.
В послевоен. время в повестях «М. И. Глинка» (1947) и «Чайковский» (1954) создала яркие худож. образы деятелей муз. искусства. Особенно высоко была оценена современниками биогр. повесть о Чайковском, в кот., по мнению критиков, «люди, факты и мысли изображены... в соответствии с исторической правдой... Под художественной формой повести во всех случаях можно обнаружить твердый научный каркас» (Л. Кассиль). Искусствовед Вас. Яковлев отмечал, что кроме достоверности в изложении фактов и событий, убедительности обрисовки условий формирования мировоззрения Чайковского, автор по-новому раскрыл круг общения композитора: «В жизненный портрет Апухтина привнесены свежие, выразительные штрихи... Образ Антона Рубинштейна... выгравирован тонкими штрихами, со всеми противоречиями, со вспышками бурного артистического темперамента и с огромной, неисчерпаемой любовью к искусству и делу музыкального просвещения».
Посл. мемуарный очерк А. «Моидрузья — читатели» был опубл. уже после ее смерти.
Наиболее сильной стороной тв-ва А. критика признавала колоритную и выпуклую обрисовку образов ист. лиц, доскональное знание мат-ла, умение найти в прошлом события, созвучные современности. «Она всегда оперирует надежными источниками, прекрасным знанием материала, большой эрудицией; отсюда познавательное значение книг. Бытовые картины описываемой эпохи ярки и красочны»,— писала Н. Доброва.
А. признавалась, что для своих произведений она обычно выбирала «моменты исторических бурь», что в биогр. повествовании ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт, психологическое развитие личности выдающегося человека». Старалась раскрывать их т.о., чтобы «герой, пусть даже пришедший к нам из древней древности, показался человеком близким и понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства — отваги, ярости, презрения, любви» (Н. Летова, Б. Летов). «Особенно влекли к себе писательницу образы людей отважного духа, сильной воли и непреклонной мысли, людей, кот. связывали свое творчество и свою жизнь с судьбами трудового народа, борющегося против угнетателей и мракобесов» (Л. Кассиль).
А. принадлежит к числу писателей (С. Григорьев, Н. Кончаловская, В. Ян, С. Алексеев), создававших ист. прозу для детей и юношества. Проникнутые духом рев. романтики произведения А. пользовались большой популярностью у читателей. Простота проблематики, занимательность сюжета, доступность языковой формы как нельзя лучше отвечали просветительским задачам искусства нач. XX в. Однако на серьезное ист.-лит. повествование, по мнению исследователей русской лит-ры, тв-во А. претендовать не может (см., напр.: Андреев Ю. Русский ист. роман. 20–30-е гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962). Неодобрительное высказывание о книгах А. есть у М. Горького (Архив А. М. Горького. Т. X. Кн.
Свое место в лит-ре писательница определяла так: «Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам...»
Тв-во А., принадлежащее своему времени, не всегда отвечало требованиям историзма. Тем не менее книги писателя имели важное гуманистич. значение для мн. поколений читателей. По-своему они были полемичными для переломной эпохи. Когда звучали призывы сбросить Пушкина с парохода современности, отрицалось значение «буржуазного» искусства, они просто и ненавязчиво напоминали о непреходящих ценностях прошлого, побуждали к изучению истории. Лучшие кн. А. до сих пор включ. в списки рекоменд. школьникам лит-ры.
В наст. вр. в д. Лог (в б. усадьбе в Гдовском у. Псковской губ. — ныне Плюсском р-не Псковской обл.) в старинном доме, где в теч. мн. лет жила и работала А., создан мемориальный музей писательницы.
Соч .: СС: в 16 т. М., 1928; Марат. Картины из истории Великой французской революции. Харьков, 1931; Памятные встречи: Воспоминания о русских художниках и артистах. М., 1946; М. И. Глинка: Жизнь и тв-во. М., 1947; Чайковский: Биогр. повесть. М., 1954; Повести. М., 1957; Могучий слепец: ист. роман о Я. Жижке. М., 1959; Впереди веков: повесть. М., 1959; Пасынки Академии. М., 1967; Повести. М., 1972; К вершинам искусства. М., 1979; Гроза в Москве // Собрать Русь. М., 1993; Костры покаяния. М., 1993; Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело: Повести. М., 1995; История жизни Леонардо да Винчи. М., 2006; Впереди веков: Леонардо да Винчи. М., 2007.
Лит .: Кассиль Л. Ал. Алтаев и М. В. Ямщикова // Алтаев Ал. Повести. М., 1957; Литвинов В. Ал. Алтаев. 2-е изд. доп. М., 1973; Летова Н. Историко-биогр. романы А. Алтаева о русских художниках // О лит-ре для детей. Вып.
Автор статьи - Т. Савинкова