Алянский Юрий Лазаревич


АЛЯ́НСКИЙ Юрий Лазаревич [6.7.1921, Пг. — 2014, СПб.] — писатель, журналист, критик.

Отец (брат С. М. Алянского — друга и издателя А. Блока) — преподаватель машиностроения, мать — преподаватель немецкого яз. С детства интересовался театром. Учился в Лен. театральном ин-те (1939–41), ГИТИС им. А. В. Луначарского, кот. окончил в 1945 (театроведческий фак-т). Работал редактором Центр. радио в М. (1946–47), редактором Лен. радио (1947–49). С 1946 выступает в центр. печати, на ТВ и радио. Автор более 30 кн., гл. место в его тв-ве занимает художественно-докум. проза.

Лит. дебют А. связан с именем Е. Тиме, лит. запись её кн. А. осуществил в 1962: Тиме Е. Дороги искусства / Лит. запись. Затем обратился к русскому искусству и музейным историям. Перв. собств. произведение А. ― «Рассказы о Русском музее» (1964), документальная кн. о судьбах ряда выдающихся произведений русского нац. искусства, хранящихся в одном из крупнейших музеев страны ― в Гос. Русском музее, а также о русских и сов. художниках. В простом и лёгком стиле повествования А. рассказывает о поисках и находках сотрудников музея, с помощью кот. были раскрыты загадки таких музейных сокровищ, как портреты кисти Д. Левицкого и О. Кипренского, жанровые картины И. Ерменева, пейзажи Н. Рериха и др. Мн. экспонаты знаменитых коллекций Русского музея хранят тайны своего происхождения, за ними скрыты удивительные истории, связанные с судьбами художников и их произведений. А. увлекла возможность самому принять участие в «расследовании» некот. из этих историй. В перв. части кн. помещены рассказы о выдающихся произведениях сов. искусства, о реставраторах, об открытиях, сделанных в рентгеновской лаборатории музея. Втор. часть посвящ. интересным науч. изысканиям, в результате кот. открыты или утверждены значительные имена в русском искусстве, обнаружены новые факты, расшифрованы некот. загадки музейных сокровищ. Кн. А. выходила в 5 изд., одно из них под назв. «Каждый день кроме вторника» (1977). Переведена на английский, французский, немецкий, испанский и арабский яз.

«Магический кристалл профессора Качалова» (1966) — повесть об учёном чл.-корр. АН СССР проф. Н. Качалове, первооткрывателе в обл. оптического и худож. стекла. «Театр в квадрате обстрела» (1967) ― докум. повествование о блокадном искусстве Л-да. В числе героев кн. ― поэт Ольга Берггольц; композитор Дмитрий Шостакович; драматург Александр Крон, многие др. актеры, музыканты, художники. Искусство осажденного Л-да становится формой духовного сопротивления ленинградцев в годы Великой Отеч. войны и вражеской блокады. «Театральные легенды» (1973) — рассказы, новеллы, очерки о выдающихся мастерах русского театра и памятных событиях его истории в сов. время, истории об актерах, режиссерах, о тех, кого можно назвать легендарными. «Ветер от плащей. Исповедь телезрителя» (1978) — кн. о телевидении. Как пишет И. Ершова, «эта интересная, превосходно написанная книга находится, как и само телевидение, на стыке нескольких жанров — художественного отображения действительности, критики и публицистики». Как особенность стиля А. критики отмечали не только его эрудицию, юмор и иронию, но и особый эффект его присутствия: мат-л передаётся через призму личностного восприятия, а не отвлечённого, академического. Эта же стилистич. черта проявляется и в др. кн. А.: «А. Б. В. снимает маску» (1980). «Писатель, не отступая от фактической основы событий, сохраняя всю ценность документальных свидетельств, самим отбором, компоновкой и сопоставлением фактов создаёт художественный эффект» (И. Ершова). Эта кн. о работах учёных, сумевших раскрыть ряд важных имён и фактов в отеч. культуре, науке и истории (Б. Б. Пиотровский, Е. Кулябко, С. Алянский и др.)

Повесть А. о выдающемся мастере худож. слова «Сурен Кочарян» (1983) была встречена положительным откликами, так, напр., К. Клюевская отмечала: «Ощущение связи времён, преемственности культуры проходит как центральная мысль через все главы новой работы Алянского и делает её цельной книгой…». В кн. «Ленинградские легенды» (1985) рассказывается о людях, чьи судьбы тесно связаны с прошлым и настоящим города Л-да. Среди героев кн. эксперт-криминалист Людмила Быстрова, балерина Галина Уланова, академик Борис Пиотровский (отец), чл.-корр. АН СССР Николай Качалов и Дмитрий Максутов, художник Евсей Моисеенко и др. «Азбука театра» (1986) — своеобразная небольшая театр. энциклопедия ― содержит 50 рассказов, в кот. речь идёт об истории мирового театра, о великих драматургах (Шекспир, Лопе де Вега и др.), выдающихся режиссерах (Мейерхольд, Станиславский и др.) и актерах, раскрывается значение мн. театр. понятий, названий, терминов, необходимых каждому зрителю. Кн. ориентирована на юного читателя, вышла 3 раза многотиражными изд. Как пишет А., « несмотря ни на какую политику, театр для меня всегда остаётся театром, местом волшебных и добрых перевоплощений, всегда приятно просмотреть спектакль, послушать оперу, понять, что искусство важнее всего!». «Пуля и микроскоп» (1989) документально-худож. кн., в кот. рассказывается о работниках лен. органов внутренних дел, людей милиции. В основе кн. подлинные событии ― расследования убийств, крупных хищений, краж музейных сокровищ, трагедий на дорогах, пожара в БАН СССР. А. рассказывает и о героях лен. милиции, служивших в дни блокады. В 1970–80-е А. писал ст. об эстраде и ее деятелях в ж. «Сов. эстрада и цирк». Ряд очерков А. посвящен мастерам искусства чтеца. А. пишет от лица заинтересованного зрителя, литератора, старающегося увлечь читателя, создать запоминающийся актерский портрет с помощью описания роли и т.п.

В 1992 начинает выпускать многотомную документальную мини-энциклопедию «Веселящийся Петербургъ» (1 т. ― 1992; 2 т. ― 1993; 3 т. ― 1994; 4 т. ― 1996; 5 т. ― 1998; 6 т. ― 2002) ― об увеселительных и развлекательных учреждениях СПб. за два столетия.

«Вылетаю крыльях любви» (2000) представляет собой автобиогр. прозу, в кот. А. с долей самоиронии и юмора рассказывает о некот. значительных событиях своей жизни и жизни его близких и друзей. Неск. рассказов посвящ. жене — М. Раковой, актрисе. Как пишет А., «выбор литературного материала для чтения определялся в соответствии с её жизненной позицией».

Кн. «Увеселительные заведения старого Петербурга» (2003) представляет собой некий «словесный портрет» увеселительных заведений старого города, их историю и топографию. Работа А. сделана по обширнейшей периодике и богатейшим архивам СПб. Одно из гл. достоинств кн. ― широкая картина истории города во времени, представленная худож. языком. Здесь не только изв. театры, но и такие небольшие, но значимые по своей культурной специфике части и явления петербургского пространства как кафе «Бродячая собака», «Аквариум», «Вилла Родэ», «Аркадия», даже кулачные бои. Для читателя выстраивается особый образ города, состоящий из неск. культурно-ист. пластов. Выпуск этой энциклопедии в рассказах внес много нового в историю культуры СПб. и России в целом. В ней опубл. любопытнейшие воспоминания, сопровождаемые цитатами из произведений различных авторов, причастных к тому или иному сюжету. Эти мат-лы ранее не были изв. широким кругам читателей и представляют значительную общекультурную ценность.

«Бриллиантовые серьги» (2004) — ист. повесть об артистке, «королеве водевиля», В. Асенковой (1817–41). А. использует форму эпистолярного жанра, обращаясь к адресатам, давно не живущим на земле: сама Асенкова (два письма), император Николай I и писатель Ник. Полевой. А. приближает историч. время к наст. действительности, проводит интересные параллели между прошлым и современным, создаёт неповторимый образ прекрасной женщины и актрисы. А. использует различные коммуникационные методы общения с читателем. Общая особенность стиля А. тесно связана с петербургской культурой и с проявлением особенной «старомодной» интеллигентности во всем.

А. написал более 800 ст. в ж. и газ., выпустил сб. лирич. и шутливых стих. разных лет «Старомодные стихи» (2006). Один из авторов энциклопедии «Эстрада». А. написал стихотворных тексты сценариев для двух мюзиклов В. Плешака «Дон Жуан» (1995) и «Великий комбинатор» (1996), а также 30 сценариев для передач радио и телевидения.

Член СП СССР (1975). Член Союза российских писателей (2006),награжден знаком «Житель блокадного Л-да». Лауреат конкурса на лучший телефильм «Николай Акимов» (1961), лауреат премии Союза кинематографистов за лучшую работу в обл. телевизионной критики. Премия МВД СССР.

Соч. : Рассказы о Русском музее. Л.-М., 1964; Магический кристалл проф. Качалова. Л., 1966; Театр в квадрате обстрела. Л., 1967 (1985); Театральные легенды. М., 1973; Варвара Асенкова. Л., 1974; Каждый день кроме вторника. Л., 1977; Ветер от плащей: Исповедь телезрителя. М., 1978; А. Б. В. снимает маску. М.: Книга, 1980; Сурен Кочарян: Докум. повесть об артисте. Л., 1983; Ленинградские легенды. Л., 1985; В мастерской на Петроградской стороне: Докум. повесть о скульпторе М. К. Аникушине. М.: Сов. художник, 1985; Азбука театра Л.: Детская лит-ра, 1986 (1990, 1996); Борис Пиотровский (отец), директор Эрмитажа: Докум. повесть. М.: Новости, 1988 (на англ., араб., исп., нем. и франц. яз.); Пуля и микроскоп: Рассказы о лен. милиции. Л.: Лениздат, 1989; Веселящийся Петербург: В 6 т. СПб., 1992–2002; Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.: Изд. банка «Петровский», 1996 (2003); Вылетаю крыльях любви. СПб., 2000; Бриллиантовые серьги. СПб., 2004; Мы жили по соседству // Балтийские сезоны. 2004. № 10; Старомодные стихи. СПб., 2006.

Лит .: Раппопорт Э. В пути // Сов. культура. 1963. 7 сент.; Воронов Н. Повесть о Русском музее // Веч. Ленинград. 1964. 15 дек.; Молдавский Дм. Искусство писать хорошо // Смена. 1965. 17 февр.; Воронов Н. Повесть о творце магического кристалла // Веч. Ленинград. 1967. 11 янв.; Жило Е. Магический кристалл проф. Качалова // Звезда. 1967. № 7; Молдавский Дм. Театр в квадрате обстрела // Смена. 1967. 18 авг.; Калмановский Е. Театр в квадрате обстрела // Звезда. 1967. № 10; Иринина Г. Театр в квадрате обстрела // Новый мир. 1967. № 10; Литинский Г. Дневник читателя // Театр. 1968. № 5; Кальм Д. В квадрате обстрела // Муз. жизнь. 1968. № 3; Френкель В. Повесть об ученом // Нева. 1968. № 1; Мин Евг. Живой голос современника // Веч. Ленинград. 1968. 8 июл.; Ласта К. Театральные легенды // Звезда. 1973. № 9; Кара С. Предания наших дней // Нева. 1974. № 2; Молдавский Дм. Театральные легенды // Новый мир. 1974. № 3; Демидова Н. Большой мир музея // В мире книг. 1978. № 9; Осипов К. Рассказы о Русском музее // Нева. 1978. № 11; Осипов К. Прозрачное чудо // Смена. 1978. 4 апр.; Константинов Г. Ветер от плащей // Телевидение. Радио. 1978. 25 нояб.; Молдавский Дм. Обращаясь к думающему читателю // Кадр. 1979. 21 февр.; Чернобровов И. Мир голубого экрана // Кн. обозрение. 1979. 9 марта; Ершова И. Ветер от плащей // Звезда. 1979. № 4; Куликова К. Размышления в пути // Нева. 1980. № 2; Белов С. Критик снимает маску // Кн. обозрение. 1980. 14 нояб.; Зайцев Н. О поисках и открытиях // В мире книг. 1981. № 4; Ершова И. А. Б. В. снимает маску // Звезда. 1981. № 9; Аратов Б. Действующие лица искусства // Нева. 1982. № 9; Писатели Л-да: Биобибл. справочник. 1934–81. Л., 1982; Сукиасян Р. Страстные монологи артиста // Гркери ашхар (Кн. обозрение). Ереван, 1984. 19 февр.; Погосян Э. Сурен Кочарян // Лит. Армения. 1984. № 5; Осипов К. От Гомера до Льва Толстого // Нева. 1984. № 7; Клюевская К. Сурен Кочарян // Звезда. 1985. № 3; Евгеньев С. Наши знакомые современники // В мире книг. 1986. № 3; Белов С. Искусство, опаленное огнем // В мире книг. 1985. № 11; Студенцов Ю. Азбука театра // ЛенТАСС. 1987. Февр.; Дмитриев Ю. Как веселились деды // Культура. 1994. 12 февр.; Осовцов С. Пляски до утра и кто во что горазд // Книжное обозрение. 1997. № 2; Библиографич. указатель. СПб., 1999.

Авторы статьи - Н. Кякшто, С. Петрова

  • Алянский Юрий Лазаревич