Амфилохиева Мария Вольтеровна


АМФИЛÓХИЕВА Мария Вальтеровна [22.3.1960, Л-д] — поэт, прозаик, критик, редактор.

Отец — проф., преподаватель Лен. кораблестроительного ин-та, мать — инженер-программист.

Стихи нач. сочинять в детстве, но долгое вр. не относилась к ним всерьёз, считая, что это умеют делать все, т.к. в семье часто на досуге рифмовали и играли в буриме или складывали строки на заданную тему. В школе училась легко, но отношения с одноклассниками складывались далеко не так хорошо, как с книгами. Увлекалась поэзией Лермонтова, Блока, Лорки.

Окончила ф-т русского яз. и лит-ры ЛГПИ им. А. И. Герцена. В ин-те с группой единомышленников участвовала в изд. самодеятельного лит. ж. «Зеркало», с кот. были связаны административные неприятности, закончившиеся, однако, не исключением из ин-та, а длительной работой в редколл. факультетской газ. «Слово».

15 лет прожила в Забайкалье, в пос. Вершино-Дарасунском Читинской обл. Работала в школе и в районной газ. «Сов. Север». Там начала печ. не только как журналист, но и как поэт. Стала корр. всероссийской газ. для учителей «Первое сентября», выиграв конкурс этой газ. для выявления корр. на местах. Окончила в Читинском ун-те марксизма-ленинизма фак-т для работников СМИ. В 1996 за стих. « Дарасунские легенды » получила премию и перв. место на конкурсе газ. «Забайкальский рабочий».

В СПб. вернулась в 1996 и узнала, что её стихи напеч. в сб. «Мечом уст моих» (СПб., 1997), что дало ей возможность включиться в лит. жизнь СПб. В это вр. вместе с И. Западаловым стала одним из основателей ж. «Рог Борея» и в теч. 2 лет была его лит. ред. Одновременно познакомилась с неск. ЛИТО, посещала занятия А. Кушнера и А. Ахматова. В наст. вр. работает учителем лит-ры в Президетском физико-математич. лицее № 239.

А. печ. во мн. изд. Сотрудничала с ж. «Невский альм.». Член СП России с 2004. В клубе «Приневье» ведет семинар прозы и выпускает ежегодный клубный сб. прозы поэтов «Душа на рифму не глядит». Была постоянным автором и членом редакционного совета при создании нескольких поэтических антологий, выходящих в серии «Современная поэзия СПб.» при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, а также гл. ред. антологического сб. лирики «Дайте Родину мою» (СПб., 2015). С 2008 состоит в группе «ОКНО», вместе с М. Токажевской выпускает ж-л поэзии с тем же назв.

Поэзии А. свойственно философич. начало. Когда она говорит о себе «Я вовсе не та, что живёт в этой комнатке тесной, / Не та, что спешит на работу в начале восьмого…», то знает, о чём говорит. «Я первое слово рассвета в начале творенья, / Последних распадов космических я многоточье…» (« Я вовсе не та» ). Один из перв. признаков ее поэтич. сознания — некая эсхатологич. дерзость. Поэту представляется, что он был свидетелем всех эпох не только земного существования, что присутствовал при рождении богов и миров и, вполне возможно, призван пережить их для того, чтобы оставить письменное свидетельство о конце вселенной на каменной скрижали метеорита или на любом др. подходящем мат-ле. В этом отношении поэт всегда фантаст. Это об Охтинском мосте через Неву сказано: «Мост мой — подмостки, а может быть, плахи помост, / Где зарифмую упрямо последние вздохи, / Крылья конструкций стальных в богатырский свой рост / Меж берегов протянулись, связуя эпохи» (« Охтинский мост» ). И это не просто описание петерб. пейзажа, это разговор с сущностью, содержащей в себе по меньшей мере вечность. Это подмостки, на кот. актёр проживает самые яркие мгновения жизни, и плаха, дающая возможность в посл. миг зарифмовать себя, оставив в вечности.

В любовной лирике А. чувствуется то глубокая мудрость женщины, кот. спокойно отмечает: «Я ничего уж не боюсь, но становлюсь ясней и строже», то она буквально взрывает это спокойствие: «Не хочу, чтоб сбивался мой пульс невпопад с одного твоего поцелуя!». То в стих. можно увидеть почти идиллич. картинку, «когда вдвоём в вечерней электричке…», то услышать сплошной крик боли: «Ранена я в лёт, парных стволов залп. Надвое дух рвёт дар, что ты мне дал!».

Перв. кн. А. « Любовьвторая наша родина » вышла в 1998. Во мн. стихах сб. таятся зёрна тем, кот. пойдут в рост впоследствии.

Во втор. кн. « Пульсация солнца » (2000) осн. тематич. раздел посвящ. «товарищам по перу», стихи, навеянные строками и судьбами М. Волошина и Н. Гумилёва, А. Пушкина и А. Ахматовой. Один из разделов наз. « Георгиевский крест поэта », и этим названием многое сказано.

Кн. стихов « Охтинский мост » (2002) из всех кн. А. самая «петербуржская». Смольный и Исаакиевский соборы, силуэты Медного всадника и памятника Гоголю, разлука с родным городом и возвращение к нему, очертания знакомых зданий и морозных узоров на окнах трамвайного вагона — всё связано чувством бесконечной любви: «Я хочу тебе присниться / В городе моём старинном, / Где охрипшая синица / Спорит с гриппом и ангиной, / Где по узким переулкам / Цвета глины и шинели / Марширует эхо гулко / Под победный марш капели…».

Сб. « Берега преданий » (2005) переносит читателя в пригород, где вдруг открывается, что по отцовской линии предки А. — ингерманландцы, жившие в Токсове, что эти места для неё — некая заповедная вотчина: «финских предков утраченный край, в полыхании вереска лето…». Раздел « Сны под крышей дачного дома » — это лирич. дневник, в кот. семейные легенды смешаны с сегодняшними переживаниями, а история становится частью биографии поэта. Здесь же стихи, посвящ. Павловску и Комарову, Рождествену и Приозерску. Интересна историч. поэма « Охтинское сказание », повествующая о корабелах и плотниках, живших два с половиной столетия назад у впадении Охты в Неву.

Кн. А. — « Театральный гардероб » (2006) — насквозь театральна. Какие только маски здесь ни примеряются: Пьеро, «актриска, чей театр погорел», Гамлет, Сальери, превратившаяся в тростник нимфа, Тантал, даже гладиатор. Мн. роли — мужские, но любой маскарад сродни А., потому что «змея, девица, конь, в доспехах воин — едины под моею тонкой кожей, от этого слияния пьянею…». Следует добавить, что А. принимала участие в спектаклях петерб. «Театра поэтов» (рук. В. Антипенко), и работа в школе требует написания сценариев, кот. опубл. в кн. « Традиции и инновации в преподавании лит-ры » (2003) и « Уроки и сценарии лит.-муз. композиций » (2008).

Серьезным этапом в тв-ве А. стала кн. стихов « Вино бессонницы » (2008), где окончательно определились такие черты, как космизм мировосприятия, откровенность чувств в сочетании с поэтич. обобщениями. Эти тенденции прослеживаются и в кн.-эксперименте « Нераздельная неслиянность » (2011). Под одной обложкой здесь собраны 50 стих. предшествующих сб. и 50 новых стих. В предисл. А. Балабуха пишет: «Здесь мир всеместности и всевременья. Если Кант мог восхищаться звёздным небом над головой и нравственным законом, который в душе, то у Амфилохиевой сама Вселенная то ли подчиняется нравственному закону, то ли творит его, чтобы затем подчиниться, и простирается внутрь человека в той же мере, в какой человек оказывается соразмерен Вселенной». И мн. строки А. подтверждают эту мысль. В стих. « Огонь » поэтесса, заглядевшись на гудящее пламя в дачной печурке, вдруг видит «…алтарь, где сжигаются жертвы жрецами, / Горят инквизиций костры и напалма потоки, / На западе — взрывы снарядов, пожары во храме, / И лава течёт из вулканов на юго-востоке…». Наблюдения за каплями дождя, падающими в реку, ведут к сложным ассоциациям о сотворении мира: «Мой радужный мир пузырём по воде / Плывёт во Вселенной неведомо где. / Дождинка слетела с незримых небес — / Пузырь зародился, блеснул и исчез. / За каплею капля на зыбкую гладь… / Я вижу, как просто миры создавать…». Стих. о творении и сотворении у А. много. «Она всё время ощущает себя не просто человеком, а порождением Вселенной, её частицей, но частицей, выносившей это мироздание под сердцем… на этом строятся едва ли не все её художественные образы, причём не сознательно, это не эстетическая концепция, это восприятие мира. Мира, в котором поэтесса живёт вдобавок в едином и бесконечном времени, рука об руку с Ромулом и Ремом, Христом и Хароном».

В 2014 выпустила сб. « Планиды планет » (ООО «Группа МИД», ООО «АураИнфо»), в кот. вошли избр. стихи, поэмы, пьесы в стихах.

Проза А. — в основном короткие рассказы, часто содержащие элемент фантастики или базирующиеся на воспоминаниях детства (сб. « Войти в открытую дверь». 2006). Втор. кн. прозы (сб. « Прощание с сюжетом ». 2009). более разнообразна в жанровом отношении. Она содержит, помимо рассказов, эссе и повесть в неотправленных письмах « Ужель та самая? ». Психологизм, исповедальность этих произведений связаны с раздумьями А. о мироздании и о своём месте в нём. Третья кн. прозы (сб. « Вход для посторонних ». 2017), объединившая лучшее из двух первых книг с добавл. новых рассказов, доказывает, что А. уверенно чувствует себя в различных жанрах — фантастика, психологич. проза, ист. рассказ, лирич. миниатюры и юмористика.

Соч.: Любовь — вторая наша родина: стих. / вст. ст. И. Западалова. СПб., 1998; Пульсация Солнца: стих. СПб., 2000; Охтинский мост: стих. / вст. ст. О. Юрков. СПб., 2002; Окликая по имени: стих. СПб., 2003; Традиции и инновации в преподавании лит-ры: метод. пособие. СПб., 2003; Берега преданий: стих. / вст. ст. С. Лаевский. СПб., 2005; Войти в открытую дверь: рассказы. СПб., 2006; Театральный гардероб: стих. СПб., 2006; Горсть песка: стих. / предисл. Е. Жабинковская. СПб., 2007; Соловецкий прибой: поэма. СПб., 2007; Уроки лит-ры и сценарии лит.-муз. композиций: кн. для учителя. СПб., 2008; Вино бессонницы: стих. / вст. ст. Т. Громовой. СПб., 2008; Не вставшим ото сна: пьеса. СПб., 2009; Прощание с сюжетом: проза. СПб., 2009; Нераздельное неслиянье: избр. стих. / вст. ст. А. Балабуха. СПб., 2010; Кофункция: стих. СПб., 2011 (в соавт. с Т. Громовой); Два по сто: стих. СПб., 2011 (в соавт. с В. Симаковым); Обновление огня: стих. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Выбити: поэма. СПб., 2013; Планиды планет: стихи, поэмы. СПб., 2014; Стихи // Невский альм. 2015. № 2 (81); Токсовские мотивы: стих. СПб., 2016; Дискретное время: стих. СПб., 2016; Чудное мгновение (Цикл стихотворений о Пушкине и не только) // Невский альм. 2017. № 3 (95); Вход для посторонних: рассказы. СПб., 2017; Чудное мгновенье // Невский альм. 2019. № 2 (106).

Лит. : Толмачёва Г. «Любовь живёт в четвёртом измеренье» // Рог Борея. 2000. № 6; Михайлов А. «Угадать можно вечное что-то» // Рог Борея. 2001. № 9; Николаев С. Чувство посл. межи // Рог Борея. 2001. № 12; Токажевская М. Новое «вино» или вина «бессонницы» // Невская застава. СПб., 2006; Николаев С. Туманность Марии Амфилохиевой // Душа на рифму не глядит. СПб., 2007; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Юрков О. О кн. Марии Амфилохиевой «Планида планет». СПб., 2014 // Невский альм. 2015. № 2 (81); Токажевская М. «Планида планет» Марии Амфилохиевой // Невский альм. 2016. № 1 (87).

Автор статьи - В. Еритасов

  • Амфилохиева Мария Вольтеровна