Андреев Леонид Николаевич
АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич [9(21).8.1871, Орел — 12.9.1919, Нейвала, Финляндия] — прозаик, драматург, публицист.
Родился в семье землемера. Лит. наклонности проявились уже в гимназич. годы. Знакомство с философскими трудами А. Шопенгауэра и Э. Гартмана стимулировало в сознании А. становление трагич. миросозерцания. Большое значение для судьбы писателя имело сформировавшееся в его душе с юности стремление к славе, вплоть до желания в поисках этой славы потрясти основы человеч. бытия.
В 1891 стал студентом юридич. фак-та СПб. ун-та. В 1892 состоялся его лит. дебют — рассказ « В холоде и золоте ». Студенч. годы были отмечены мучительными поисками себя, депрессиями. Постепенно страсть к тв-ву позволила А. преодолеть жизненный кризис. После окончания юридич. фак-та Моск. ун-та, куда он перевелся из СПб., А. стал помощником присяжного поверенного (1897). К этому времени относится начало постоянной лит. работы. Он становится сотрудником газ. «Курьер» сначала в качестве судебного репортера и фельетониста, а потом и зав. беллетристич. отделом. Опубликованный в «Курьере» «пасхальный» рассказ « Баргамот и Гараська » (1898) привлек внимание М. Горького. В многолетней обоюдной привязанности А. и Горького были неотрывны и восторженная симпатия, и горячее участие, и соперничество, и мировоззренч. противостояние, завершившееся разрывом.
В 1901 горьковское изд-во «Знание» выпустило перв. кн. А. « Рассказы ». Она имела большой читательский успех и разошлась гигантским тиражом. Тв-во писателя вызвало сочувственные отклики Л. Толстого, А. Чехова, Н. Михайловского. А. сразу же выдвинулся в первый ряд литераторов и на протяжении 1900-х оставался самым известным — «сенсационным» — русским писателем.
Начав как автор рассказов реалистич. бытового содержания, связанных с традициями Н. Помяловского и Г. Успенского (« Из жизни штабс-капитана Каблукова», «Случай», «Алеша-дурачок», «В Сабурове » и др.), А. быстро пришел к мысли о необходимости новых — предельно выразительных средств худож. воздействия на читателя. К 1899–1901 относятся обратившие на себя внимание современников рассказы, в кот. А. стремился придать особое звучание любовной драме героя (« Ложь», «Смех »), выразить сверхличное смятение и ужас свидетеля пожара (« Набат »), дать картину человечества перед стеной всех неразрешимых проблем жизни (« Стена »). В этих произведениях А. экспериментировал с экспрессивной стилистикой, насыщенной фантасмагориями и гротеском. Всегда работал в разных стилевых регистрах, неизменным оставался его страстный интерес к «проклятым вопросам» жизни и смерти, загадкам внутреннего мира человека. Писателем владело предчувствие соц. потрясений и ощущение роковой зависимости человека от сил, стоящих выше его.
В рассказах « Бездна » и « В тумане » (оба — 1902) А. изображает ситуации, в кот. противоречивость совр. человека мгновенно оборачивается ужасным исходом. Изнасилование Немовецким любимой девушки и убийство Павлом Рыбаковым проститутки — это не просто патологич. эксцессы; по мысли автора, это еще и знак неблагополучного состояния об-ва в целом. В таких произведениях, как « Рассказ о Сергее Петровиче » (1900), « Мысль » (1902) и « Призраки » (1904), в центре внимания — личность героя, история его сознания. Сергей Петрович — это своего рода гений страдания, возникающего в результате бескомпромиссного осмысления личной посредственности и социальной ущербности. Герой попадает в полную зависимость от философской идеи Ницше, что и приводит его к самоубийству. В «Мысли» гл. герой Керженцев отрицает границу между добром и злом, его оружием становится изолированная от нравств. принципов, изощренная в логических хитросплетениях мысль. Действие рассказа «Призраки» развивается в двух замкнутых мирах: сумасшедшем доме и ресторане «Вавилон», куда нередко отправляется доктор Шевырев. Безумными в рассказе оказываются нормальные в сущности свойства человека, доведенные до крайней степени интенсивности.
Значительного худож. эффекта добился А. в повести « Жизнь Василия Фивейского » (1903) и рассказе « Вор » (1904). Священнику Василию Фивейскому, ставшему жертвой многочисленных несчастий, предстояло решать вопрос о том, что представляют собой трагич. закономерности его судьбы: могучую в своем таинственном замысле волю Провидения или жестокий, бесчеловечный Рок. Фивейский гибнет, но и в самой гибели он воплощает мучительный вопрос, связанный с потрясениями, кот. раздирали религиозное сознание на рубеже веков. В рассказе «Вор» темой оказывается неизбывное одиночество, отверженность героя, трижды судимого Федора Юрасова. Рассказ произвел сильнейшее впечатление на Блока, посвятившего ему неск. страниц в ст. «Памяти Леонида Андреева» (1919).
Рассказ « Красный смех » (1905) явился откликом на события русско-японской войны, экспрессивной фантазией по мотивам газ. репортажей. Он изобилует фантасмагорич. и натуралистич. картинами, призванными вызвать у читателя отвращение к войне.
В повести « Губернатор » (1906) рисует историю царского сановника, отдавшего приказ о расстреле рабочей демонстрации. Преступление губернатора потрясло людей: в народном сознании он стал не представителем власти, а убийцей. Губернатор почти бессознательно приобщается к точке зрения народных масс на злодейство, совершенное по отношению к братьям по вере и крови. Герой сам идет навстречу возмездию, и оно свершается.
Замечательным творч. достижением А. стал рассказ « Так было », писавшийся в разгар моск. восстания в окт. 1905. Писатель создал притчу о власти и рабстве, о грозной силе инерции в движении человечества от одной фазы к другой. Произведение звучит предупреждением об огромной силе закрепленных в сознании людей тысячелетних привычек тирании и рабства.
С 1905 выступает и как драматург; в дальнейшем его худож. поиск шел и в прозе, и в драме с равной интенсивностью. В пьесе « К звездам » (1905) сопоставляет соц. революцию и «революцию духа» как два неразрывных начала в едином движении человечества к высшим ценностям. Пьеса « Савва » (1906) посвящ. изображению анархич. бунта героя против предрассудков толпы. Обе эти пьесы проникнуты духом романтич. максимализма.
Поражение революции обострило интерес писателя к проблеме индивидуума и народной массы. Этому посвящен замысел повести « Иуда Искариот и другие » (1907). Он сложился под впечатлением от поражения Свеаборгского восстания (июль 1906). По словам К. Чуковского, это «яростная сатира, обличение вечного мирового уклада, допустившего и беспрестанно допускающего куплю-продажу Бога».
Важной вехой творч. судьбы А. стал скандально известный рассказ « Тьма » (1907). Его герой — террорист, укрывшийся от сыщиков в публичном доме — приходит к мысли о том, что должен уйти во «тьму», к заблудшим и падшим людям, представителям самого «дна» жизни. Рассказ вызвал резкое осуждение социал-демократической критики и разрыв отношений с Горьким.
Знаменитый « Рассказ о семи повешенных » (1908) был написан под впечатлением неудачного покушения на министра юстиции Щегловитова. В сюжетную основу рассказа легли также обстоятельства уголовных преступлений, почерпнутые писателем из газ. хроники. Наряду с Л. Толстым и В. Короленко А. стремился «указать на ужас и недопустимость смертной казни при всяких условиях». Писатель воплотил в рассказе мысль о всеобщей ответственности людей друг за друга. Тема смертной казни в произведении продолжена темой смерти. Для одних героев близость смерти несет с собой полное отрицание личности. Для других ожидание смерти становится обретением трагич. опыта, утверждающего личность на новых основаниях. Анализу имморального сознания, связанного с открытием «подпольного» хаоса в душе героя, посвящ. повесть « Мои записки » (1908).
Во втор. пол. 1900-х А. создал экспериментальные пьесы « Жизнь Человека », « Царь-Голод», «Анатэма», «Океан», «Черные маски » и теоретически обосновал эстетич. принципы новаторской драмы, получившие определение «неореалистического» театра. Обратился к созданию совр. мистерии, в кот. на сцену были выведены вечные сущности жизни: Человек, Рок, Голод, Смерть, Стихия, Маска. Творческий поиск А. был продиктован желанием создать широкие обобщения явлений действительности и выразить их в предельно заостренной форме. Постановки пьес К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко и В. Мейерхольдом стали яркими событиями театр. жизни России, а сам драматург явился зачинателем эстетики экспрессионизма в мировой драматургии.
1900-е стали временем наивысшего признания тв-ва А. В последующие годы лит. репутация художника несколько тускнеет. В 1910-е преимущественно работал для театра, после того как роман « Сашка Жегулев » (1911), на кот. он возлагал большие надежды, не вызвал общественного сочувствия. Роман, стилизованный в духе жития о подвижнике, принесшем в жертву народу свою юность, стал последним произведением писателя о революции.
В 1912–14 опубл. « Письма о театре », в кот. сформулировал принципы «панпсихической» драмы. Исходя из представлений о том, что гл. героем совр. жизни является мысль, А. декларировал театр интеллектуальных переживаний, углубленного психологич. анализа и изображения душевной жизни в единстве ее сознательного и подсознательного начал. Эстетика «панпсихе», становление кот. шло уже в драмах « Анфиса » (1909), « Профессор Сторицын » (1913) и « Екатерина Ивановна » (1913), воплотилась в пьесах « Мысль » (1914), « Собачий вальс » (1916), «Реквием» (1917).
Рассказы 1910-х (« Ипатов», «Герман и Марта», «Полет», «Жертва», «Два письма ») близки ранним реалистич. произведениям. А. возвращается к традиционным формам психологич. письма, наполняя их новой глубиной и остротой трагич. осмысления жизни.
Перв. мировая война вызвала у А. подъем патриотич. настроений. В воен. публицистике писатель отстаивал необходимость войны до победы над Германией. Полагал, что победа приведет к созданию разумного демократич. порядка, в кот. не будет места насилию. В повести « Иго войны » (1916), имеющей подзаголовок «Признания маленького человека о великих днях», А. намечает гуманистич. утопию духовного преображения человечества путем разрешения противоречий жизни в самом сознании человека. Однако надежды А. не сбылись. Октябрьский переворот 1917 переживал как личную и нац. трагедию. Посл. его произведение ― роман « Дневник Сатаны » (1919) ― отличает мысль о том, что зло в совр. мире торжествует, подчинив себе и красоту, и любовь, проникнув во все поры человеч. существования.
В 1908 поселился в финской дер. Ваммельсу; в 1916–17 возвратился в Пг.; после октябрьского переворота снова уехал в Ваммельсу; скончался в дер. Нейвала; в 1956 был перезахоронен на Волковом кладб. в Л-де.
Адреса в СПб.-Пг.: 1907−08 — доходный дом К. Х. Гельдаля, Каменноостровский пр., 13; после 1907 — загородная дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу , на берегу Ваммельйоки (Чёрной речки) ; в1914−17 — доходный дом К. И. Розенштейна , Большой пр. Петроградской стороны , 75; до 1918 — дом в посёлке Вохнала .
Старшая сестра — Римма Николаевна А. (в перв. браке Алексеевская; во втором Оль; в третьем Верещагина; 1881–1941 — оставила воспоминания «Мать Леонида Андреева» (Дни. 1925. 6 дек.), в кот. представлены и прокомментированы письма матери писателя к детям. Была хранительницей значительной части семейного архива.
Соч.: Повести и рассказы. М., 1971. Т. 1–2; СС: в 6 т. М., 1990–95; СС: в 6 т. М., 2012.
Лит .: Чуковский К. Л. Андреев большой и маленький. СПб., 1908; Львов-Рогачевский В. Две правды: Кн. о Л. Н. Андрееве. СПб., 1914; Бабичева Ю. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи перв. русской революции. Вологда, 1971; Келдыш В. Русский реализм нач. ХХ в. М., 1975; Иезуитова Л. Тв-во Леонида Андреева (1892–1906). Л., 1976; Дэвис Р. Леонид Андреев // История русской лит-ры. ХХ в. Серебряный век. М., 1995; Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллинн, 1984; Леонид Андреев: Мат-лы и иссл.: [сб.] / ред. В. Келдыш, М. Козьменко. М., 2000; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007; Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками / сост. Л. Кен, Л. Рогов. СПб., 2010; Леонид Андреев. Далекие. Близкие. Сб. / сост., авт. вст. ст. и комм. И. Андреева. М., 2011.
Автор статьи - С. Ясенский