Андронникова-Гальперн Саломея Николаевна


АНДРÓНИКОВА-ГАЛЬПÉРН Саломея Николаевна (Ивановна) (урожд. кн. Андроникова (Андроникашвили); по первому мужу Андреева) [окт. 1888, Тифлис — 8.5.1982, Лондон] — муза поэтов, благотворитель.

Отец — Иван (Нико) 3ахарьевич Андроникашвили (1862–1947) — агроном и обществ. деятель. В 1887 окончил Лесную академию в М., затем в течение тринадцати лет работал гл. экспертом Кавказского комитета по защите от филлоксеры, в 1902–16 городской голова в Батуми. Мать — внучатая племянница поэта А. Плещеева. Родители познакомились в СПб. «Мать моя русская (Плещеева), была женщиной удивительной, вполне незаурядной, — вспоминала А.-Г. в 1970 г. в одном из писем. — Воспитывались мы в русских традициях. Отца любили, любовались им, но он в нашем воспитании никакого участия не принимал. Я — старшая, выдалась меньше русской. И хотя физически — в отца, нравом и характером очень похожа на мать. Сестра Машенька (Маруся) гораздо более грузинка. Яссе, брат — половина на половину. Все мы трое были близки и дружны».

В возрасте восемнадцати лет А.-Г. оказалась с родителями в СПб. Жили на Мойке.

Посещала вечера кабаре «Бродячая собака», представления в театре «Кривое зеркало». Вскоре Саломея создала свой собств. лит. салон и вышла замуж за человека далеко не ее круга, крупного российского чаевладельца Павла Андреева. От него имела дочь Ирину, кот. отец никогда не видел, поскольку жизнь родителей сложилась довольно странно. Как человек непостоянный и сверх меры экзальтированный, Андреев влюблялся то в родную сестру первой жены, то в сестру второй — Марусю, то в их кузину Тинатин. Очаровав одну, назавтра мог объясниться в любви другой. В конце концов Саломея с помощью своего друга адвоката Луарсаба Андроникова (отца Ираклия Андроникова) разошлась с Андреевым.

В 1910-е входила в лит.-худож. мир СПб. Общалась и дружила с поэтами и художниками — А. Ахматовой, О. Мандельштамом, Артуром Лурье, Радловым. Вместе с поэтами С. Городецким и С. Рафаловичем издавала лит.-поэтич. ежемесячник «Орион». Тэффи писала о ней: «Украшением… вечеров как всегда была Саломея Андреева (Андронникова) — не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица — сплошное „ не “. Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга…»

Была адресатом стихов, музой мн. художников. «Петербургская красавица». Портреты Саломеи в разное вр. писали А. Яковлев, К. Петров-Водкин, З. Серебрякова, С. Чехонин, К. Сомов, Б. Григорьев, С. Сорин, В. Шухаев. Сама А.-Г., не терпевшая в жизни фальши, не считала себя красавицей, хотя, по ее же словам, «ничего была, успех имела».

Была дружна с О. Мандельштамом, А. Ахматовой. Ей посвящ. стих. А. Ахматовой 1940-го «Тень» (об их отношениях см.: Огонек. 1988. № 3). Ахматова подарила ей сборник «Четки» с надписью «В надежде на дружбу», а также сборник «Белая стая» со словами любви и дружбы. Серьезный проницательный взгляд миндалевидных глаз воспет Ахматовой: «Дарьяльских глаз струился нежный свет...»

О. Мандельштам обессмертил Саломею в стих. «Соломинка» (сб. «Tristia»). Она не «узнавала» себя и в поэтических посвящениях ей, в которых, как она полагала, все вокруг да около ощущений поэтов. Стих. Мандельштама «Соломинка» для нее оставалось «божественной музыкой», а разговоры о любви поэта к ней называла сильно преувеличенными. Ей же посвящ. «Мадригал» Мандельштама.

Летом 1917 друг и поклонник Саломеи поэт Сергей Рафалович увез ее с дочкой в Крым. Влюбленный в Саломею петербургский адвокат Александр Гальперн писал ей, умоляя не возвращаться в голодный рев. Петербург (где вскоре сам был арестован большевиками). В сент. 1917 Саломея с дочерью, горничной и бонной уехала в Баку, затем в Тифлис. Оттуда «почти случайно» с Зиновием Пешковым выехала в Париж «за шляпками».

В 1925 стала женой давно влюбленного в нее А. Гальперна, однако супруги жили раздельно.

При участии З. Пешкова помогла в 1925 эмигрировать Зинаиде Серебряковой.

Парижская жизнь А.-Г. была освящена дружбой с Мариной Цветаевой. В 1933–34 входила в Комитет помощи Цветаевой. Сохранилась обширная переписка 1930-х Г.-А. с Цветаевой. Саломея морально и материально поддерживала Цветаеву, ссужая ее деньгами и распространяя билеты на ее поэтич. вечера. А.-Г.: «Никогда я не видела такой бедности, в какую попала Цветаева. Я же поступила работать к Вожелю в модный журнал, получала тысячу франков в месяц и могла давать Марине двести франков». Почти в каждом из 125 сохранившихся писем Цветаевой к Саломее звучит благодарность за помощь, а также просьба о высылке очередного «иждивения», о присылке старой одежды и обуви для самой Марины и её дочери Али. Для Цветаевой Саломея стала музой, будившей ее воображение: «Очень Вас люблю... Вы мне бесконечно нравитесь» (из письма от 22 марта 1931). Четырьмя годами раньше Цветаева пророчила Саломее: «Вас всегда будут любить слабые, по естественному закону тяготения сильных к слабым и слабых — к сильным».

До 1937 оставалась в Париже, где имела квартиру на ул. Колизе, работала в ж-ле мод «Vu et Lu» Люсьена Вожеля. В 1937 переехала в Лондон, жила в Челси-Парк-Гарденс. В 1940 с внуком выехала в Америку, куда ее вызвал А. Гальперн, работавший при английском посольстве. В американском рассказе Э. Лимонова «Красавица, вдохновлявшая поэта» (1990) выведена под именем «Саломея Ираклиевна».

В 1940-х написала кулинарную книгу (опубл. в 1953). Утонченная аристократка шутила: «Всю жизнь думала, что я муза, а оказалось — кухарка».

Уже в преклонном возрасте, но все такая же бодрая, обаятельная, не утратившая удивительной жизнерадостности, с тонким чувством юмора, несмотря на череду утрат и «вульгарное время», Саломея оставалась легендой. В 1978 к своему 90-летию она получила поздравления из России, Грузии, Америки, Аргентины, Австралии, Франции, Швейцарии. Отпраздновала свой юбилей в узком домашнем кругу, считала, что выглядит на 70 лет и собиралась жить до ста: «Хотела бы жить вечно, но это заказано натурой» (из письма П. Церетели).

Умерла в доме, купленном для неё сэром Исайей Берлиным. Прах был развеян над Трафальгарской площадью. Наследство и архив она завещала дочери.Из газ. «Таймс» (1982): «…последняя из самых блистательных женщин, которым довелось быть современницами расцвета Серебряного века русской поэзии... Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи. Она славилась умом, обаянием и остроумием».

Лит.: Васильева Л. Саломея или Соломинка, не согнутая веком // Огонек. 1988. № 3; Кралин М. Артур и Анна: Роман в письмах. Л., 1990; Российское зарубежье во Франции. 1919–2000: Биогр. словарь: В 3 т. Т. 1–3. М., 2008–2010; Андроников Я. Я просто шел, не ведая куда… СПб.: ж. Звезда, 2009; Панова Л. «Уворованная» Соломинка: К лит. прототипам любовной лирики Осипа Мандельштама // Вопросы лит-ры. 2009. № 5; С. Н. Андроникова-Гальперн — муза ХХ века и ее портреты // История одной картины.

Автор статьи - Г. Иванов

  • Андронникова-Гальперн Саломея Николаевна