Аничков Евгений Васильевич


АНИ́ЧКОВ Евгений Васильевич [ 2(14).1.1866 или 17(29).1.1866, Боровичи Новгородской губ. — 22.10.1937, Белград, похоронен на Новом кладб.] — историк лит-ры, фольклорист, литературовед, критик, прозаик.

Родом из поместных дворян Новгородской губ. Детство провел в Тифлисе и Вильне, в 1878 переехал в СПб., где учился в 6-й гимназии, Гимназии при историко-филолог. фак-те и 2-й гимназии.

В 1886 поступил на историко-филолог. фак-т СПб. ун-та. В дек. 1887 был исключен за участие в студенч. беспорядках, отбывал воинскую повинность на Украине (1887–89). В 1889 восстановлен в ун-те; окончил романо-германское отд. (1892). Ученик и последователь акад. А. Н. Веселовского, в студенч. годы опубл. работу « Микола Угодник и св. Николай ».

В 1895 по результатам сдачи магистерского экзамена зачислен приват-доцентом каф. истории западных лит-р, лектором английского яз. в Киевский ун-т; с 1901 — зав. кафедрой ун-та. В 1901 с семьей жил в Париже, где вместе с М. Ковалевским принял деятельное участие в основании Русской высшей школы общ. наук. С 1902 по 1917 также занимал должность приват-доцента СПб. ун-та по кафедре западных лит-р. Преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, принимал активное участие в деятельности об-ва Нестора-летописца. С 1902 до кон. 1903 находился в заключении по обвинению в полит. преступлении, провел в заключении в одиночной камере 13 месяцев — освобождён по Высочайшему манифесту. С 1903 (по др. данным — с 1908) проф. СПб. психоневролог. ин-та.

Неоднократно с учебными целями выезжал за границу (Лондон, Париж). Все время поддерживая науч. отношения с А. Н. Веселовским, выступая последователем и отчасти продолжателем его идей, А. в то же время изучает провансальский яз. (в области кот. ему удалось установить склонение molher), берется за обработку не изд. материала по лит. истории Арраса в XIII в. (см. «Ж-л Министерства народного просвещения», 1900, февр.), предваряя издание Jean Roy и Guy (« Les dits et les chansons d’Arras »), печатает небольшие филологич. работы в «Litteraturblatt f. germ. u. roman. Philologie» и в «Romania». В Лондоне, где еще в 1894 появился в ж. «Foiklore» его этюд « St. Nicolas and Artemis » (русский вар. см. в «Зап.-Вост. отд. археологического об-ва», 1895, № 9), ведет спор с представителями школы Andrew Lang’a, защищая учение о заимствованиях и наслоениях в обряде и мифе против односторонностей сравнительно-этнографич. доктрины о параллелизме и аналогии самобытного племенного тв-ва.

В 1907 и 1908 отбывал новое 13-месячное одиночное заключение за участие в крестьянском союзе. По освобождении напеч. новый большой труд « Язычество и древнерусская проповедь », с приложением критически изданных текстов, обрисовывающий возникновение былинного эпоса, в России и на Западе, из бытовых условий христианского периода. К теме русского язычества, сводимого А. к племенным культам, относится и доклад «Old russian pagan Cults» (в «Transactions of the III Congress for the History of Religion», Оксфорд, 1909).

С нач. Первой мировой войны добровольно вступил в ополчение (1914), позже служил воен. цензором. В 1917 откомандирован с русским отрядом во Францию, затем на Салоникский фронт, закончил войну лейтенантом французской армии. В период Октябрьской революции эмигрировал за границу, преподавал в Пражском ун-те. С 1918 проживал в Югославии. С 1920 — проф. истории западной лит-ры Белградского ун-та, в 1926 — ун-та в Скопле. В 1920-е печатался в эмигрантских изд. «Грядущая Россия», «Новости лит-ры», «Сполохи». Выпустил кн. статей о символистах, акмеистах и футуристах — « Новая русская поэзия » (Берлин, 1923).

Осн. работы А. посвящ. русской средневековой лит-ре, славянскому фольклору и отражению мифологич. элементов в лит. произведениях. В 1904 защитил дис. « Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян », в кот. генезис искусства возводился не к игре (концепция А. Н. Веселовского), а к обрядовой магии (работа удостоена Уваровской премии АН). Дис. была оценена за границей как выдающийся труд (см. Deubner, в «Archiv f. Religions-Wissenschaft», IX), А. получил приглашение прочесть курс лекций (Ilcester Lectures) в Оксфордском ун-те о народной песне, по славянскому фольклору и сравнительной мифологии.

Изучал тв-во Шекспира (позднее им напис. предисл. к изд. шекспировских комедий «Много шуму из ничего» и «Как вам это понравится», к драме «Король Генрих VI»).

Интеллектуальный облик А. характеризуется своеобразным совпадением общественных и теоретич. интересов. Убежденный как историк в непреложности формулы о повороте культурно-историч. движения с запада на восток, склоняясь в своих социологич. взглядах скорее к марксизму, А. все же был народником по существу. «Реалистический символизм», т.е. реализм, предполагающий ноуменальное в явлении как высшую и реальнейшую реальность, делается лозунгом его критич. статей.

В «Истории русской лит-ры» (М., 1908) А. написана глава « Народная поэзия и древние верования славян », где рассматриваются божества, названные в «Слове о полку Игореве». Более подробные вопросы, касающиеся языч. богов «Слова», рассматриваются в кн. « Язычество и Древняя Русь » (1914). В главе « Боги в “Слове о полку Игореве” и новый взгляд древних книжников на язычество » А. стремится доказать, что в «Слове» нашла отражение эвгемерич. точка зрения, согласно кот. языч. боги – это родоначальники подчиненных кн. Владимиру славяно-русских племен, позднее обожествленные потомками. Убедительны рассуждения А., посвящ. поэтике «Слова». В частности, он показывает различие между характером и образом Бояна, лирика и дружинного певца, и собственно Автора, поэта-публициста, стремящегося к объективной оценке событий и создавшего своего рода полит. наставление. Работы А. ценны собранным фольклорным мат-лом, записями обрядов славянских и романо-германских народов, а также теоретич. постановкой вопросов о возникновении обрядовой поэзии и о синкретич. изучении фольклора.

В 1900-е сотрудничал в около символистских изданиях. Критические ст. А. нач. 1900-х, посвящ. тв-ву М. Горького, Л. Андреева, В. Брюсова, К. Бальмонта (« К. Д. Бальмонт ») и др., собраны в кн. « Лит. образы и мнения » (СПб., 1904) и « Предтечи и современники на Западе и у нас » (В 2 т. СПб., 1910). В словаре Брокгауза и Ефрона об этих работах А. сказано, что он «старается примирить новейший западно-европейский символизм с широкими гражданскими стремлениями».

Редактор ПСС Н. А. Добролюбова (СПб., 1911–13. Т. 1–9). Являясь сотрудником по отделу всеобщей лит-ры, А. был автором многих статей в двух изд. Энц. словаря Брокауза и Ефрона (« Итальянская лит-ра», «Фольклор», «Эстетика», «Шелли, Перси Биши», «Шиллер, Иоганн Фридрих » и мн. др.).

Соч.: Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., 1903–05. Ч. 1–2; Лит. образы мнения. СПб.,1904; Предтечи и современники на Западе и у нас. СПб., 1910; Язычество и древняя Русь. СПб., 1914; Новая русская поэзия. Берлин, 1923; Христианство и Древняя Русь. Прага, 1924; Западные лит-ры и славянство: Очерки: в 2 т. Прага, 1926.

Лит.: Венгеров С. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых. СПб., 1904. Т. 6; Иванов В. Аничков Евгений Васильевич // Новый энц. словарь. СПб.: Ф. Брокгауз и И. Ефрон. Б.г. Т. 2; Лит. энц.: в 11 т. М., 1929–39; Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой лит-ры // Слово: сб. Л., 1962; КЛЭ / гл. ред. А. Сурков. М., 1962–78. Т. 1; Тименчик Р. Аничков Евгений Васильевич // Русские писатели, 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1989. Т. 1; Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. СПб., 1995. Т. 1; Русский Париж. М., 1998; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

  • Аничков Евгений Васильевич