Аникин Михаил Александрович
АНИ́КИН Михаил Александрович [5.3.1952, д. Вязикиничи Лен. обл.] — поэт, прозаик, искусствовед, художник.
По происхождению — из сев. крестьян. Родился в семье со старорусскими традициями. Дед по отцовской линии был участником Перв. мировой войны, отличился в боях, участвовал в финской кампании 1939–40. Дед по материнской линии — Третьяков Петр Степанович ― участник Великой Отеч. войны, был талантливым крестьянским писателем Каргополья. Отец родился в д. Вязикиничи в 1925, ушел на войну добровольцем, прорывал блокаду Л-да. Мать — из Архангельской обл.
Большое влияние на детское мировоззрение А. оказала бабушка — православная, до конца дней не признавшая сов. власть и не вступившая в колхоз. В детские годы стараниями матери и бабушки получил семейно-религиозное воспитание. С родителями переехал на Кольский п-ов, где неск. лет жил в Печенгском р-не Мурманской обл. Начиная с 12 лет писал стихи.
В 1968 семья вернулась в Лодейное Поле. А. решил стать воен. журналистом и поступил в Лен. высшее военно-полит. училище войск ПВО (1970). В годы работы и учёбы публ. стихи в училищной газ. «Политработник», в лодейнопольской районной газ. «Ленинская правда», стал участником 13-й конференции молодых литераторов Северо-Запада, в ходе работы кот. познакомился с поэтом Гл. Семёновым, пригласившим его на занятия ЛИТО «Нарвская застава».
В 1974, сразу после выпуска из училища, совершил паломничество в Псково-Печерский монастырь, где познакомился с архимандритом Алипием (Вороновым). В июне 1975 ушёл в запас и поступил в Лен. ин-т им. И. Е. Репина (Академию Художеств) на фак-т теории и истории искусства. После окончания ин-та (1980) был принят на работу в Гос. Эрмитаж.
По итогам 15-й конференции молодых литераторов Северо-Запада стихи А. были рекомендованы к публ. в ж. «Звезда» (1982. № 1). Перв. кн. стих. « Свете Тихий » вышла в 1993. С 1991 является помощником настоятеля храма Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце.
В 1993 опубл. в газ. СПбГУ «Слово и Дело» ст. « Александр Серафимович — автор “Тихого Дона” », где отстаивал версию о том, что все худож. тексты М. Шолохова принадлежат перу А. Серафимовича (Попова). В 1994 защитил канд. дис. по специальности «искусствоведение».
В 1996 опубл. кн. стих. « Небесный всадник », позднее ещё несколько кн. стих. (« Чаша » — 1999; « Святая земля » — 2001; « Победный крест » — 2006.). Н. Коняев в рец. на сб. «Святая земля» писал: «Поэзия Михаила Аникина кажется преднамеренно традиционной. Она традиционна не по формальному признаку, а внутренне. Автор старается в своих стихах не отступить от канонического понимания православных духовных ценностей, хотя проблемы современности, врываясь в его стихи, и вызывают смятение, боль, а порой и отчаяние». И. Сергеева в аннотации к сб. утверждает: «Святая земля у Аникина — это Россия православная, родина добрых, скромных, мужественных людей». М. Лермонтов подчеркивает, что в стихах А. «отразились… давно известные в русской поэзии и вновь воскресшие чувства: Вера, Надежда, Любовь» (Письмо из Вермонта // День русской поэзии. 2001). Писатель и критик Ю. Серб говорит о стихах А. как о «молитвенных и философичных»; в то же время некот. критики расценивают поэзию А. как «идеологическую графоманию» (Т. Лестева).
В 2000 издал кн. « Леонардо да Винчи, или Богословие в красках », некот. идеи кот., по мнению автора, легли в основу романа американца Д. Брауна «Код да Винчи». Протест, заявленный А. в 2006, не привел к успеху, однако в ходе процесса американской стороной был признан приоритет А. в отношении термина «код да Винчи».
С 2002 — член СП России, отв. секретарь ж. «Всерусскiй соборъ», отстаивающий приоритеты нац. культуры в век глобализации и космополитизма. В 2009 выступил ред.-составителем альм. «Петербургские строфы», в кот. вошли стихи совр. поэтов СПб. «почвенно-реалистического» направления.
В 2010 вышел сб. рассказов А. « К Макарью »; за рассказ « Стёпка и Родионов », включенный в этот сб., удостоен звания лауреата международного лит.-пед. конкурса «Добрая лира» (2008). Анализируя рассказ «Стёпка и Родионов», С. Лаевский пишет: «…через полтора века как бы оживает “мужичок с ноготок” Николая Алексеевича Некрасова». Рассказ был рекомендован к изучению в школах России.
В 2011 изд-во «Дмитрий Буланин» выпустило науч. монографию А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве ».
В 2012 в изд-ве «МИРС» вышел сб-к стих. «Божий дар», где опубл. стихи с 1972 по 2012, т.е. за 40 лет поэтич. тв-ва. В 2014 издан сб. рассказов «Крестный ход» и в 2015 трагедия в стихах « Генералиссимус ».
В 2015 вышла кн. А. « Русскiй романъ », роман идей, роман-эссе, роман-рефлексия, роман-философствование (Г. Артханов).
Стихи А. публиковались в ж-лах «Звезда», «Аврора», «Сев. Аврора», «Невский альм.», «Кириллица», «Всерусскiй соборъ», «Медный всадник», «Новая Немига литературная», газ. «Православный Петербург», в поэтич. антологиях «Царский крест», «Одна на всех Победа», «Неделимое русло» и др. Некот. стихи вкл. в учебн. изд. (Саблина Н. «Буквица славянская»). Картины А. находятся в музейных коллекциях Стокгольма, Хиросимы, США, Венгрии и др. стран, во мн. частных собр.
Лауреат междунар. лит.-пед. премии «Добрая лира» (2008), награжден дипломом I степ. св. Татианы от имени Совета ректоров вузов СПб., лауреат православной лит. премии св. блгв. кн. Александра Невского (2012), награжден медалью «За заслуги перед отеч. культурой» (2012); и др.
Соч: Свете Тихий. СПб., 1993; Александр Серафимович — автор «Тихого Дона» // Слово и Дело. 1993, февр.; Небесный всадник. СПб., 1996; Ещё раз об авторстве «Тихого Дона» // День и Ночь (альм.). Красноярск-Самара, 1996; Чаша. СПб., 1999; Леонардо да Винчи, или Богословие в красках. СПб., 2000; Святая земля. СПб., 2001; «Тихий Дон» и Александр Серафимович — послесловие к результатам работы группы М. А. Марусенко // В поисках потерянного автора. СПб., 2001; Победный крест. СПб., 2006; «Pavogtas romanas» (Похищенный роман). Kaunas, 2006; К Макарью. СПб., 2010; Божий дар. СПб.: МИРС, 2012; «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Гос. Эрмитаж в годы блокады и маршал Шапошников // Невский альм. 2015. № 1 (80); Крестный ход: сб. рассказов. СПб., 2014; Русскiй романъ. СПб.: Родные просторы, 2015; Стихи // Невский альм. 2015. № 2 (81); Стихи // Невский альм. 2017. № 3 (95); Степка и Родионов // Невский альм. 2017. № 4 (96); Стремяков [и др. стихи] // Невский альм. 2018. № 1 (99); Петербург [стихи] // Невский альм. 2018. № 3 (101); Образ Николая Рубцова в изобразительном искусстве // Невский альм. 2019. № 1 (105).
Лит: Коняев Н. [Рец.] // Русский собор. 2002. № 1; Лаевский С. К читателю // Собрание произв. лауреатов лит.-пед. конкурса «Добрая лира». СПб., 2008. Т. 1; Лестева Т. Идеологич. графомания // Лит. Россия. 2009. 11 сент. № 36; Серб Ю. Строки о поэзии // Лит. Петербург. 2010. № 94, февр.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Коносов М. Поющее сердце // Невский альм. 2012. № 6 (73); Бондаренко А. Поистине Божий дар // Невский альм. 2015. № 5 (91); Артханов Г. Духовная страстность, Саркастическая едкость и тихая наивность, гневная праведность и вифлеемский свет: Заметки о кн. Мих. Аникина «Русскiй романъ» // Невский альм. 2016. № 3 (89).
Автор статьи - В. Киничев