Анненков Юрий Павлович


ÁННЕНКОВ Юрий Павлович (псевд. Борис Темирязев) [23.7(4.8).1889, Петропавловск-Казахстанский — 12.7.1974, Париж] — прозаик, поэт, художник, мемуарист.

Отец А. принадлежал к изв. дворянской фамилии, был в родстве с приятелем Н. В. Гоголя П. А. Анненковым. Однако как член террористич. организации партии «Народная воля» после убийства Александра II (непосредственного участия в нем не принимал) был приговорен к каторжным работам в Сибири, позднее замененным поселением в Петропавловске (Казахстан). Этим и объясняется некот. экзотичность — для XIX в. — места рождения будущего художника и писателя. Вскоре после рождения отец его был помилован и семья смогла вернуться в СПб.

Окончил гимназию и юридический фак-т СПб. ун-та. Уже в раннем возрасте проявил исключительные способности в обл. изобразительного искусства, опыты юного рисовальщика одобрил И. Е. Репин. Худож. образование А. получил в училище Штиглица, затем — вместе с М. Шагалом — в студии художника С. Зейденберга, а позднее — в мастерской проф. Академии художеств Я. Ционглинского, по совету кот. в 1911 едет в Париж. Там в 1913 в Салоне Независимых Художников выставляет работы, близкие к кубизму. Вернувшись в конце 1913 в СПб., А. оказывается в центре лит.-худож. жизни столицы, рисует для модного «Сатирикона» (1913–16), приобретает известность как портретист, в качестве театр. художника работает с крупнейшими режиссерами (Вс. Мейерхольдом, Ф. Комиссаржевским, Н. Евреиновым), занимается книжной графикой. Среди друзей и близких знакомых А. — едва ли не весь цвет худож. и лит. авангарда.

Революция 1917 (к кот. А. отнесся, по его словам, не как сторонник или противник, но как свидетель) в каком-то смысле лишь способствовала росту известности художника. Он становится первым иллюстратором блоковских «Двенадцати». Талант портретиста (и, вероятно, не в последнюю очередь — народовольческое прошлое отца) открывает перед А. двери Кремля: в нач. 1920-х он пишет портреты представителей большевистской элиты, начиная с Ленина и Троцкого. С 1920 он — проф. Пг. Академии художеств.

Неск. десятилетий спустя в своих мемуарах А. напишет: «...в литературной среде, с кот. у меня сохранялись постоянные и тесные связи, я был „на ты”... лишь с Евгением Замятиным, с Владимиром Маяковским, с Сергеем Есениным, с Алексеем Толстым, с Василием Каменским, с Виктором Шкловским, с Михаилом Кузминым...» (« Дневник моих встреч» . Т. 2). Первым в этом списке имя Замятина стоит отнюдь не случайно. С автором «Мы» А. связывала не только личная дружба, но и близость творч. устремлений. Живопись и графика А. этого периода является своеобразным «худож. аналогом» замятинской прозы (см. ст. Е. Замятина «О синтетизме»).

В 1924, уехав по офиц. командировке за границу, А. стал «невозвращенцем». Но к сов. власти до поры оставался достаточно лоялен, так нашумевший роман Б. Ясенского «Я жгу Париж» (1929) вышел в М. с иллюстрациями А.

В дальнейшем жил в Париже и успешно работал как портретист, театр. художник и художник кино, не оставляя занятий станковой живописью и графикой.

В 1919 в Пг. издает сб. стихов «1/4 девятого» . Как прозаик, под псевд. «Б. Темирязев», дебютирует (до этого он выступал в печати лишь как автор статей, посвящ. изобразительному искусству и театру) в конце 1920-х (рассказы «Домик на 5-й Рождественской» и «Сны» ). В 1934 в Берлине выходит роман Б. Темирязева «Повесть о пустяках» . Во второй пол. 1930-х печатаются фрагменты «разорванной эпопеи» — «Тяжести» (отд. изд. и целиком роман не был опубл.). Тягой к формальным экспериментам и «советской» тематикой проза А. выделялась на фоне эмигрантской лит-ры. Г. Струве писал о прозе А.: «И рассказы, и романы Темирязева характеризуются разорванной, многоплановой композицией, без центральных персонажей, иногда с повествованием, развертывающимся в обратном порядке, и любовью к гротеску. Это — чистейший сюрреализм». Впрочем, эти «сюрреалистические» приемы без труда обнаруживаются и в прозе Замятина, оказавшего сильнейшее влияние на А.-писателя. С др. стороны, в прозе А. (прежде всего в «Повести о пустяках») весьма ощутима перекличка с «Петербургскими зимами» Г. Иванова. По словам А. Данилевского, «текст анненковского романа буквально пронизан ими». Определяя роман как едва ли не образец жанра мениппеи, исследователь пишет: «Игра (в самом широком — общекультурном и семиотическом значении этого слова) является конструктивным принципом текстовой организации романа и одной из его тем».

Значительный интерес представляют воспоминания «Дневник моих встреч» (1966), где А.-писатель как бы дописывает — уже по памяти и словесно — портреты, кот. А.-художник писал некогда со своих именитых современников, по преимуществу крупнейших представителей русской культуры и полит. деятелей 1910–20-х.

Соч .: 1/4 девятого: Стих. / с рис. авт. Пг., [1919]; Дневник моих встреч: Цикл трагедий. [М.], 1990. Т. 1, 2; То же. [Л.], 1990. Т. 1, 2; Повесть о пустяках. СПб., 2001.

Лит.: Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. Н.-Й., 1956; Филиппов Б. Юрий Анненков // Анненков Ю. Дневник моих встреч. М., 1990. Т. 1; Замятин Е. О синтетизме // Замятин Е. Лица. Н.-Й., 1967; Чуковский К. Дневник. 1901–29. М., 1991; Ло Гато Э. Мои встречи с Россией. М., 1992; Яновский В. Поля Елисейские. СПб., 1993; Данилевский А. Поэтика «Повести о пустяках» Б. Темирязева (Ю. Анненкова). Тарту, 2000; Данилевский А. «Чужое слово» в «Повести о пустяках» Б. Темирязева: Переклички с дилогией Ильфа и Петрова // Русская лит. 2000 № 4; Данилевский А. Юрий Анненков — Georges Annencoff — Б. Темирязев // Анненков Ю. Повесть о пустяках. СПб., 2001; Янгиров Р. Ю. Анненков и И. Эренбург: Биография и репутация // In memoriam. СПб., 2005; Рогова К. А. Речевой портрет в «Дневнике моих встреч» Юрия Анненкова // Лит-ра русского зарубежья (1920–40-е г.): Взгляд из XXI в. СПб., 2008; Данилевский А. «Повесть о пустяках» Б. Темирязева и «Жизнь Клима Самгина»: Попытка диалога // На рубеже двух столетий. М., 2008; Обухова-Зелинская И. Ю. Анненков в Италии // Рус.-итал. архив. 8. Salerno, 2011; Герра Р. Юрий Анненков — уникальное явление русской культуры ХХ века // Невский библиофил. Вып. 20. СПб., 2015; Герра Р. Между кистью и пером // Новый ж-л. Н.-Й., 2016. № 282.

Автор статьи - В. Бобрецов

  • Анненков Юрий Павлович