Анненкова Елена Ивановна


А́ННЕНКОВА Елена Ивановна [27.11.1946, пос. Неболчи Новгородской обл.] ― литературовед.

Родилась в семье учителей, кот. привили А. интерес к русской лит-ре и отеч. истории. В 1966 поступила в ЛГПИ им. А. И. Герцена на фак-т русского яз. и лит-ры, где со II курса начала заниматься историей русской лит-ры XIX в. (рук. диплома д.ф.н. А. И. Груздев). В 1970 поступила в аспирантуру по кафедре русской лит-ры и в 1974 защитила канд. дис. « К. С. Аксаков-фольклорист » (рук. Б. Ф. Егоров). В том же году принята на должность ассистента кафедры русской лит-ры ЛГПИ (с 1981 ― доц., с 1992 ― проф.). В теч. 10 лет читала курс русского фольклора, руководила фольклорной практикой студентов; мат-лы, собранные во время экспедиций (проходивших в Брянской обл.), стали основой фольклорного архива кафедры. В 1990 защитила докт. дис. « Тв-во Н. В. Гоголя и литературно-обществ. движение перв. пол.XIX в. ». С 1991 возглавляет кафедру русской лит-ры ЛГПИ (РГПУ). Читает лекц. курсы по русской лит-ре, а также дисциплины по выбору («Русский европеизм: Идеология и эстетика», «Тв-во Н. В. Гоголя и русская лит-ра», «Автор и герой в ист.-культурном контексте», «Биография и лит-ра» и др.). Редактор и автор пяти глав учебника для вузов « История русской лит-рыXIX в. » в трех томах (М., 2012), где история лит-ры представлена как история идей и одновременно как область ист. поэтики.

Один из гл. предметов исследований А. ― русское славянофильство. Проблематика и поэтика славянофильской мысли стали предметом внимания в целом ряде статей, опубл. в науч. сборниках и периодических изд. А. ввела в науч. оборот архивные мат-лы Аксаковых; перв. публикация — письма К. С. Аксакова к М. Г. Карташевской — была осуществлена в «Ежегоднике РО ПД на 1973 г.» (Л., 1976). В своих исследованиях А. неизменно подчеркивает, что славянофильские апелляции к «вере», «внутренней правде» и западнические к «разуму» и «прогрессу» были и остаются незавершенными репликами в драматич. диалоге о судьбах России.

Итогом изучения наследия семьи Аксаковых стала монография А. « Аксаковы » (1998). В кн. подробно рассмотрена объемная переписка Аксаковых, Бакуниных, Герценов, выстроена версия отношений Гоголя с Аксаковыми, содержится продуктивный анализ повестей К. Аксакова, уточнена история славянофильства. А. доказывает «актуальность и ценность славянофильской теории для нашего времени» (М. Строганов), тщательно прослеживает борьбу родного и заемного миропонимания, обращает внимание на истоки двух направлений: «славянофилы — обыкновенно дети крепкой традиции, настоявшегося быта, предания и православного обихода… тогда как западники чаще или дети “случайного семейства” (как Герцен), или семьи сразу идеологической» (В. Курбатов). Критики оценили стилистич. особенности труда А.: «То, что автор — женщина, придало книге особенно дорогую интонацию... Впервые так полно возвращена и женская стихия века, выслушаны голоса девушек и женщин, кот. были собеседниками русских мыслителей, их лучшими поверенными» (В. Курбатов).

Особое внимание на протяжении мн. лет А. уделяет тв-ву Н. Гоголя. В 2010 вышел « Путеводитель по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” », предлагающий учащимся школ и вузов последовательное (по главам) истолкование 1-го и 2-го томов поэмы, комм. непонятных для совр. читателя фрагментов текста и наименований. В статьях А. рассматривается проблематика и поэтика таких произведений, как «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Размышления о Божественной литургии». Предметом исследования стали историко-культурные источники названных произведений, характер их восприятия при жизни и после смерти автора, семантич. сближения с духовной прозой сер. XIX в., с худож. и публиц. произведениями писателей-современников. А. исследует вопрос о вхождении гоголевского опыта в практику духовной жизни России.

Отношения Гоголя с его современниками нашли многостороннее освещение в монографии А. « Гоголь и русское общество » (СПб., 2012). Творч. и личные взаимоотношения писателя с М. Погодиным, С. Шевыревым, И. Киреевским, А. Хомяковым, А. Герценом и др. представлены в многообразии и сложности их проявлений. В творч. пути Гоголя просматривается внутренняя взаимосвязь с такими явлениями, как славянофильство, западничество, русский европеизм, русский католицизм, устанавливаются опосредованные переклички между гоголевскими произведениями и сочинениями мыслителей втор. пол. XIX в. Одновременно духовное развитие писателя и его поэтика предстают как подтверждение православного фундамента русской лит-ры. Этот аспект гоголевского тв-ва исследуется А. на протяжении мн. лет.

Автор около 200 науч. работ. Принимала участие в изд.: Аксаков С. СС: в 3 т. М., 1986; Гоголь Н. ПСС: в 23 т. / под ред. Ю. Манна. М., 2003 (изд. продолжается). Входит в состав ред. коллегий ежегодных Гоголевских чтений (М., «Дом Гоголя»), Лермонтовских чтений (СПб., Центр. межрайонная биб-ка М. Ю. Лермонтова), серии «Славянофильский архив» (СПб., ИРЛИ РАН). Тесно сотрудничает с ИРЛИ: пост. участник конференций «Православие и русская культура» (1994–98), круглых столов, проводимых Центром традиционалист. направлений ИРЛИ (2011–12), автор публикаций в сб. «Христианство и русская лит-ра» (1994–99).

Награждена медалью «В память 300-летия СПб.» (2003) и знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2007).

Соч.: Архив К. С. Аксакова // Ежегодник РО ПД на 1975 г. Л., 1977; «Москвитянин» // Лермонтовская энц. М., 1981; Гоголь и Аксаковы. Л., 1983; Гоголь и лит.-обществ. движение 30–40-х гг. XIX в. Л., 1988; Гоголь и декабристы (Тв-во Н. В. Гоголя в контексте лит. движения 30–40-х гг. XIX в.). М., 1989; Православие в ист.-культурной концепции А. С. Хомякова и в творч. сознании Н. В. Гоголя // Вопросы лит-ры. 1991. № 8; Ист. путь и этика православия в концепции А. С. Хомякова и Н. В. Гоголя // Христианство и русская лит-ра. [Вып. 1]. СПб., 1994; Россия и Европа в концепции Гоголя и славянофилов // Russland und Europa. Historisch und rulturelle Aspekte eines Jahrhundertproblems. Liepzig, 1995; «Славяно-христианские» идеалы на фоне западной цивилизации. Русские споры 1840–50 x гг. // Христианство и русская лит-ра. Вып. 2. СПб., 1996; Аксаковы. СПб., 1998; Автор в «Мертвых душах» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями» // Лит-ра в школе. 1999. № 2; Таинство смерти в осмыслении Аксаковых // Христианство и русская лит-ра. Сб. 3. СПб., 1999; Два стихотворения: «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина //Лит-ра в школе. 2001. № 4; Физиология болезни в сознании Гоголя и христианская традиция // Шестые Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и совр. культура. М., 2007; «О сословиях в государстве»: незавершенный трактат или набросок «Выбранных мест из переписки с друзьями»? // Н. В. Гоголь: Мат-лы и иссл. Вып. 2. М ., 2009; Путеводитель по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». М., 2010; К. С. Аксаков в «Русской беседе» // «Русская беседа»: История славянофильского журнала. СПб., 2011; Записные книжки Гоголя: Материя жизни и тв-ва // Феномен Гоголя. М., 2011; С. Т. Аксаков-мемуарист // Аксаков С. Воспоминания. СПб., 2011; Гоголь и русское об-во. СПб., 2012; «Страхи и ужасы России» (Диалог автора «Выбранных мест из переписки с друзьями» с современниками) // Н. В. Гоголь: Мат-лы и иссл. Вып. 3. М ., 2012; Исповедь и проповедь Гоголя // Гоголь Н. Выбранные места из переписки с друзьями. СПб., 2012; Полемика И. С. Тургенева со славянофилами и художественное целое романа «Дым» // Роман И. С. Тургенева «Дым» в истории изучения. СПб., 2014; Лермонтов в рецепции славянофилов // Мир Лермонтова. СПб., 2015; Константин Аксаков — фанатик или аналитик славянофильства? // Христианское чтение. 2015. № 4; Россия и Запад как русская тема в концепции К. С. Аксаков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 179. СПб., 2016; Мировосприятие К. С. Аксакова. Становление и самовыражение славянофила // Русская лит-ра. 2017. № 1; История культуры и эстетика истории в понимании К. С. Аксакова // Христианское чтение. 2017. № 3. Май-июнь; Гоголь и братья Аксаковы: славянский вопрос в ист.-культурной перспективе // XVI Гоголевские чтения. Гоголь и славянский мир. М., 2017; «Я возмужал среди печальных бурь… » (О теме возмужания и формах ее воплощения у Пушкина и Гоголя) // Русская классика: сб. статей в 85-летию со дня рождения и 60-летию науч. деятельности чл.-корр. РАН Н. Н. Скатова. СПб., 2017; «Сочувствие единоверия и единоплеменности». Славянский вопрос в понимании славянофилов 1840–1850-х гг.: публицистический и поэтический дискурсы // Limes slavicus 2. Културни концепти на славянството. Шумен, 2017; «Рим» и «Выбранные места из переписки с друзьями»: от римского текста к русскому // XVII Гоголевские чтения. Тв-во Гоголя в контексте европейских культур. Взгляд из Рима. М., 2018; Константин Аксаков. Веселье духа. Монография. СПб.: Росток, 2018.

Лит.: Курбатов В. Это было! Это было? Это было… // Москва. 1999. № 2; Строганов М. Анненкова Е. И. Аксаковы // НЛО. 2000. № 43; Кошелев В. А. Анненкова Е. И. Гоголь и русское общество. СПб.: Росток, 2012 // НЛО. 2013. № 120; Сартаков Е. В . Анненкова Е. И. Гоголь и русское общество. СПб.: Росток, 2012 // Новый филологич. вестник. 2013. № 4 (27); Непоклонова Е. О. Н. В. Гоголь и его современники в поисках христианских начал обществ. единства // Христианское чтение. 2015. № 4.

Автор статьи - А. Любомудров

  • Анненкова Елена Ивановна