Анреп Борис Васильевич


АНРЕП (фон Анреп) Борис Васильевич [27.9.1883, СПб. — 7.6.1969, Лондон] — художник-монументалист, литератор.

Предки А. принадлежали к шведской, немецкой, эстляндской, российской аристократии, находились на французской, прусской и российской гос. и воен. службе. Отец — Василий Константинович А., врач-физиолог, авторитетный судебный эксперт, проф. судебной медицины, занимал посты в министерстве внутренних дел и министерстве образования, в 1907 был избран депутатом III Гос. Думы.

В 1899–01 учился в Харьковской школе, где познакомился с Н. Недоброво. Лето 1899 провел в Англии, где изучал английский яз. В 1905 закончил Императорское училище правоведения, поступил на 4 курс СПб. ун-та. Одновременно учился живописи у Д. Стеллецкого. В 1908 оставил ун-т и целиком посвятил себя живописи. Путешествовал по Италии, учился в Париже в Академии Жюлиана, посещал академию Гранд Шомьер. В 1910–11 учился в Эдинбургском худож. колледже. Глубоко интересовался византийской мозаикой, впоследствии преимущественно работал как мозаичист. Во время Перв. мировой войны воевал в Галиции. По воен. командировке в 1916 уехал в Англию, где — ненадолго вернувшись в Россию — и остался после февраля 1917. Перв. жена — Ю. Хитрово (1908–14), вторая — Х. Мэйтленд (англ. Helen Maitland, 1918–26).

В 1913 состоялась перв. персональная выставка А. в Лондоне. Позднее работал над цветными мозаиками для Королевской воен. академии в Сэндхёрсте (Royal Military Academy Sandhurst, 1921), галереи Тейт (1923), Лондонской национальной галереи (1928–52, четыре панно), Вестминстерского собора, Банка Англии, собора Христа-Владыки в Муллингаре (Ирландия, 1933–39, в частности — панно Св. Анна). В Великобритании был близок к группе Блумсбери, художникам Огастесу Джону и Генри Лэму. В 1912 вместе с худож. критиками Роджером Фраем и Клайвом Беллом готовил широкомасштабную выставку постимпрессионистской живописи, отвечал за русский раздел экспозиции, куда включил работы М. Ларионова, Н. Гончаровой, Н. Рериха, К. Петрова-Водкина, Сарьяна, Чурлёниса. А. стал прототипом художника Гомбо в романе О. Хаксли «Желтый Кром» (1921), где не без сатирич. оттенка выведены мн. блумсберийцы.

Познакомился с А. Ахматовой в 1914 благодаря Н. Недоброво. До отъезда А. в Великобританию они часто встречались. Ахматова посвятила А. более тридцати стихотворений (акростих «Бывало, я с утра молчу…», «Из памяти твоей я выну этот день…», «Словно ангел, возмутивший воду…», «Небо долгий дождик сеет…», «Когда в мрачнейшей из столиц…», «Мне голос был…», «Ты — отступник…», «Сказка о черном кольце» и др.). А. также писал стихи Ахматовой. В центре мозаичного панно «Сострадание» (1952), посвящ. жертвам блокадного Л-да, помещена фигура А. Ахматовой, кот. благословляет ангел. Посл. раз А. и Ахматова встретились в Париже в 1965.

А. появляется в биографич. фильме российского кинорежиссёра Д. Томашпольского «Луна в зените » (2007, его роль исполнил П. Вельяминов), в фильме И. Квирикадзе «Татарская княжна» (2008, роль исполнил А. Шведерский).

Лит. : Vulliamy J. Boris Anrep (1883–1969): a loan exhibition. London: Gallery Edward Harvane, 1973; Deacon J. Art under your feet: Boris Anrep, mosaic artist. London, 1980; Казнина О. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских связей в первой пол. XX в. М., 1997; Шилов Л. «Эта встреча никем не воспета» // ЛГ. 2000. 10 нояб. № 45 (5765); Кружков Г. Ностальгия обелисков. М., 2001; Фарджен А. Приключения русского художника. СПб., 2003.

  • Анреп Борис Васильевич