Ан-ский Семён Акимович


А́Н-СКИЙ Семён Акимович (наст. Шлойме-Занвл (Соломон) Раппопорт) [1863, Чашники Витебской губ. — 8.11.1920, Варшава, похоронен на Еврейском кладб.] — прозаик, поэт, драматург, публицист, этнограф, общ. и полит. деятель.

Родился в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Арон Раппопорт, служил курьером моск. компании Поляковых; мать, Хана, содержала небольшой трактир. Получил традиционное еврейское образование в хедере, до 17 лет не знал русского яз. По окончании хедера поступил в религиозное училище следующего уровня — ешиву. Во время обучения увлёкся идеями еврейского просвещения, под влиянием кот. порвал с ортодоксальным иудаизмом. Занялся распространением просветительской лит-ры, за что подвергся гонениям со стороны приверженцев ортодоксии. Пытался зарабатывать частными уроками, но из-за подозрений в ереси был вынужден постоянно менять место жительства. Проживал в Лиозно, в Двинске. К этому времен относится его перв. лит. опыт — рассказ из еврейской жизни « История одного семейства ».

В возрасте 16 лет увлёкся идеями русского народничества. Под их влиянием стал активно изучать русский яз. и лит-ру. Проявив незаурядные способности, в короткое время свободно овладел русским яз. Порвав с еврейской средой, отправился проповедовать народничество среди восточнославянского населения. Вёл страннический образ жизни, занимался переплётным, кузнечным и др. ремёслами. В свободное от работы вр. устраивал народные чтения, во время кот. читал произведения русских писателей. Его неоднократно арестовывали, штрафовали, высылали, заключали в тюрьму. Это навело его на мысль «уйти под землю». В Екатеринославской губ. устроился работать шахтёром и неск. лет проработал на угольных и соляных шахтах. Здесь продолжал устраивать народные чтения. По свидетельству современников, был первоклассным рассказчиком. В интернациональной шахтёрской среде Соломон был переименован в Семёна .

Работая в шахтах, стал писать статьи из шахтёрского быта и посылать их в местные газ. По совету одного из ред. стал заняться писательским трудом, тот же рекомендовал его писателю-народнику Гл. Успенскому, жившему в СПб. и ставшему учителем и наставником А. в лит-ре. Под его влиянием написал ряд очерков из народной жизни: « В кабаке», «В усадьбе», «На новые земли», «Торги », кот. были напеч. в ж. «Русское богатство». Успенский же придумал лит. псевдоним — С. А. Ан-ский, со временем превратившийся в осн. фамилию (в основу псевд. было положено имя матери — Ханы / Анны).

В 1892 по совету Успенского выехал за границу. После недолгого проживания в Германии и Швейцарии поселился в Париже, где изучал жизнь французских рабочих. Некот. время работал на фабрике и в переплётной мастерской. Продолжал заниматься писательством. В 1894 напис. « Очерки народной лит-ры », в кот. предпринял попытку науч. анализа русского и украинского фольклора. В том же 1894, по рекомендации Успенского, стал личным секретарём жившего в Париже мыслителя-народника П. Лаврова. В теч. неск. лет сопровождал и помогал Лаврову. В очерке « Смерть П. Лаврова » бесстрастно описал его посл. минуты. После его смерти поселился в Берне, где познакомился с революционером В. Черновым. Идея Чернова о распространении рев.-просветительской лит-ры среди крестьян была с энтузиазмом подхвачена А. В февр. 1900 состоялось основание Аграрно-социалистической лиги. В числе её основателей был А.

Параллельно работе в Лиге продолжал писать худож. лит-ру. В эти годы наметился его интерес к еврейской тематике. В 1900–04 им были напис. рассказы и повести из еврейской жизни: « Мендель Турок », « В еврейской семье », « Первая ласточка », « Разрушители ограды » и др. В эти же годы написал ряд стих. на русском яз. и идише, самым известным из кот. стало стих. « Клятва » (« Ди Швуе »). Написанная на идише, «Клятва» стала «Марсельезой еврейских рабочих» и была принята в качестве партийного гимна Бундом. Тогда же были напис. одноактная пьеса « Отец и сын » (« Фотер ун зун ») и эпическая поэма « Асмодей » (« Ашмедай »).

Начало Первой русской революции застало А. в Швейцарии. В этот период сблизился со священником Г. Гапоном. Помогал ему в написании рев. воззваний, издававшихся партией эсеров массовыми тиражами для нелегального ввоза в Россию. О сотрудничестве с Гапоном А. рассказал в очерке « Моё знакомство с Г. Гапоном », напеч. в ж. «Русское богатство» в 1909.

После окт. 1917 вернулся в Россию и занялся рев. публицистикой. По дороге в Россию перевёл на идиш текст «Интернационала». Активно сотрудничал в перв. легальной газ. партии эсеров «Сын отечества».

Совершал корреспондентские поездки по России. Наряду с рев. публицистикой занимался изучением народного быта. По мере угасания революции стал уделять всё больше внимания этнографии и еврейскому вопросу. Публиковался в неск. еврейских ж.: «Еврейский мир», «Еврейская старина» и «Пережитое». В 1908 стал одним из учредителей Еврейского лит. об-ва в СПб. Состоял в Еврейском историко-этнографическом об-ве и Обществе еврейской народной музыки. Из лит. трудов к этому вр. относится повесть « В новом русле », изд. в 1907. В том же году изд. брошюру « Что такое анархизм

В 1909 выступил с инициативой этнограф. экспедиции по еврейской черте оседлости. Целью экспедиции должно было стать изучение традиционной культуры восточноевропейских евреев, стремительно разрушавшейся под воздействием новых культурных влияний. В нач. 1909 в статье « Еврейское народное тв-во » А. писал: «В области изучения еврейской этнографии сделано, пожалуй, меньше, чем по этнографии любого из полудиких племён. Правда, русские евреи выдвинули из своей среды немало выдающихся этнографов, но ни один из них не занимался разработкой еврейской этнографии… Современные евреи-этнографы <…>, проведшие лучшие годы жизни в сибирских тундрах, были вынуждены силой обстоятельств заняться изучением диких и полудиких кочевников, бурят, юкагиров, гиляков, чукчей и др. А еврейский народ всё ещё ждёт своего этнографа». Этнограф. экспедиция началась в июле 1912. Была собрана большая коллекция старинных оригинальных рисунков, заглавных листов пинкусов, мизрахов, кетуб и др., сделано около 1500 фотоснимков со старинных синагог, их внутреннего украшения, кивотов и амвонов, худож. предметов культа, надгробных памятников, типов, сцен и т.д. Как итог проделанной работы А. задумал большое исследование « Евреи в их бытовой и религиозной жизни », кот. должно было включать пять томов фольклорного и ист. мат-ла, пять томов муз. произведений и пять «Альбомов еврейской худож. старины». Над систематизацией собранного мат-ла он трудился до конца жизни.

В годы Перв. мировой войны было напис. самое значительное из его худож. произведений — пьеса « Дибук, или Меж двух миров ». В основу пьесы был положен сюжет из еврейских народных преданий. Молодой человек, разлучённый с невестой, заключает договор с дьяволом и продаёт ему душу. После смерти его душа становится диббуком — демоном, кот. вселяется в девушку и делает её одержимой. Демона удаётся изгнать, но героиня погибает. Пьеса была напис. на идише, но согласно нек. источникам, А. подготовил и несохранившийся русский вариант. В 1916 был сделан перевод пьесы на иврит. В 1920 пьеса была поставлена в театре Elyseum в Варшаве на идише. Через год — в нью-йоркском Еврейском худож. театре, в 1922 — в М. на иврите еврейским театром «Габима» (постановкой рук. Е. Вахтангов). В 1937 на основе пьесы реж. М. Вашинский в Польше создал худож. фильм «Dybuk» (на идише). Существуют переводы пьесы на английский яз. Пьеса была адаптирована под либретто одноимённой оперы Д. Тамкина (1933), балет Л. Бернстайна «Диббук» (1974); по её мотивам А. Копленд напис. фортепианное трио «Витебск» (1929).

После возвращения с театра воен. действий продолжил работу по систематизации этнограф. мат-лов. В 1916 прочёл цикл лекций о еврейской народной культуре. Лекции проходили в Киеве, Одессе, Кишинёве и др. городах и сопровождались демонстрацией фотоматериалов и устройством выставок. Неск. лет хлопотал об открытии Еврейского нац. музея в Пг. Музей должен был разместиться в доме № 50 на Пятой линии Васильевского о-ва. Был открыт после Февральской революции, весной 1917.

После Февральской революции избран по списку партии эсеров депутатом Всероссийского учредительного собрания. В 1918 был вынужден выехать из Пг. и поселился в Вильно. Продолжал заниматься общ. деятельностью, хлопотал об открытии в городе отделения Еврейского историко-этнограф. об-ва. Продолжал работу по систематизации этнограф. мат-лов. Подготовил к изд. « Альбом еврейской худож. старины ». В 1919 переселился в Варшаву, где также занялся созданием Еврейского историко-этнограф. об-ва. В посл. месяцы жизни готовил к изд. 15-томное собр. соч. на идише (вышло в 1920).

Соч.: Мендл Турок // Книжки «Восхода». 1902. Дек.; Суд (Сказание) // Еврейский мир. 1909. Янв.; Над чем рыдает он... // Еврейский мир. 1909. Март; Из легенд о мстиславском деле // Пережитое: Сб . СПб., 1910. Т. 2; Из народных легенд о големе // Новый восход. 1912. № 3–4; Страшная и удивительная история // Еврейский мир: Сб. М., 1918. Т. 1; Встреча. Осмеяние // Сафрут: сб. Берлин, 1922; Меж двух миров (Дибук) // Мнемозина. Документы и факты из истории отеч. театра ХХ в. Вып. 3 / ред.-сост. В. Иванов. М., 2004.

Лит.: Еврейская энц. Брокгауза и Ефрона. СПб., 1906–13; Лукин В. От народничества к народу (С. А. Ан-ский — этнограф восточно-европейского еврейства) // Евреи в России. История и культура: сб. науч. трудов. СПб., 1995; Сергеева И. Этнографические экспедиции Семена Ан-ского в документах // Східний світ. 2003. № 3; Safran G., Zipperstein S. The Worlds of S. An-sky. A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century. Stanford, 2006; Чернов В. В партии социалистов-революционеров. Воспоминания о восьми лидерах. СПб., 2007.

Автор статья - Е. Биберган

  • Ан-ский Семён Акимович