Антипов Евгений Игоревич


АНТИ́ПОВ Евгений Игоревич [12.4.1958, Л-д] — прозаик, поэт, художник.

Отец и мать — инженеры. Учился в лен. худож. школе № 4 (1971–74), окончил школу-интернат спортивного профиля № 62 (1974–76), получил образование архитектора в ЛИСИ (1976–87). Активно занимался спортом, являлся членом сборной Л-да по легкой атлетике, был неоднократным призером всесоюзных соревнований в беге на средние и длинные дистанции и рекордсменом Л-да в беге на 3000 м с препятствиями среди молодежи. Как архитектор А. — автор ряда проектов, в т.ч. интерьера петербургского филиала ведущей риэлторской фирмы России Адвекс-Росстро (1994); как художник ― автор портретной серии выдающихся современников — деятелей, культуры, искусства и спорта. Живописные работы А. включены в антологию «Три века русской живописи» (1994, 2003), «Петербургский портрет» (2003), «Художники Петровской академии» (2008). В 2000–03 годах читал лекции на ист. фак-те СПбГУ, с 2003 — на кафедре рисунка СПбГАСУ. Член Союза художников России, действительный член ПАНИ.

Интерес к лит. тв-ву, по свидетельству самого А., проявляется в кон. 1970-х, в период его сближения с группой студентов ЛГУ — Н. Калашниковым, А. Купчиным, В. Пресняковым и др. Особое влияние на перв. этапе формирования лит. взглядов на него оказал выпускник филфака, поэт и переводчик В. Пресняков. Следующий, самый принципиальный этап лит. становления А. связывает со временем знакомства с тв-вом В. Сосноры и сближения с самим поэтом, в ЛИТО кот. А. был старостой (1986–91). Именно с этим временем связан рост общественной и творч. активности А.: организация поэтич. выступлений в ДК, перв. публикации стихов и интервью. В 1987 А. становится лауреатом лен. конкурса поэзии, посвящ. 70-летию ВЛКСМ, в 1989 А. принял участие в семинаре молодых литераторов Северо-Запада (семинар Н. Крыщука, А. Комарова, О. Левитана), в 1991 — финалист Всесоюзного конкурса поэзии.

В 1987 стих. А. «И город последние листья истратил…» было опубл. в газ. «Смена», что можно считать началом профессиональной лит. деятельности А. (Смена. 1987. 5 нояб.). Затем в «Смене», в рубрике «Слово молодой поэзии», появляется подборка стих. А. «Дон Кихот ли, дон Жуан…» , дающая представление о поэтич. методе А., во многом родственном методу Сосноры (Смена. 1988. 24 март.). Затем в «Часе пик» публикуется стих. подборка вкупе со статьей А. Кравцовой «Е. Антипов: Из двух зол я выбираю — между» (Час пик. 1991. 25 март.).

Через неск. лет выходит «Клодия сестра Клодия» (СПб., 2000), кн. стихов, куда, декларативно апеллируя к тв-ву Катулла, А. включил 100 стих. любовной лирики. Композиционная организация позволила привнести в стих. кн. сюжетную канву и сделать ее развитие последовательным и динамичным, а изменение языковой структуры, «художественное» обращение с синтаксисом отдельных стих. органично выявляло фабулу и существенно усиливало эмоциональный эффект. В ст. «Все сто» Г. Ильяной так пишет о кн.: «И с самого пролога — видна решимость работать на уровне лучших традиций. На уровне мастеров Серебряного века, ма­стеров петербургской школы. Итак, сто заходов на одну тему. Принципиально. Сто вариаций фундаментальной темы мировой поэзии — темы любви-катастрофы» (Русь. 2000. № 6.). Стилистическое разнообразие, широкий ритмич., технологич. диапазон и высокая экспрессивность сделали книгу заметным явлением. В 2005 на канале ЛОТ выходит телефильм «Губернский альбом», рассказывающий о тв-ве А. и о нем самом.

Втор. кн. стихов — «Эклектика» (СПб., 2000) — демонстрирует и интонационный спектр в поэтич. арсенале А.: «…автор не останавливается на достигнутом и все пополняет и пополняет свои игровые каталоги (правила сочиняются на ходу), и вот возникают стихотворные тексты в форме считалки, колыбельной, романса, палиндрома (социального, бытового, детектива и т.д.). Эклектика не стиль, но сумма стилей в их тотальном взаимопроникновении; в соответствии с известным высказыванием: нормальный человек — тот, кто страдает всеми маниями сразу» (С. Шуляк. Век эклектики. XL. СПб., 2010).

После выхода двух поэтич. кн. А. — заметная фигура петербургск. лит. небосклона. В том же 2000 его стихи публикуются в колл. сб. «Свидание», «Прикосновение» Actus Morbi», «Мы — петербуржцы», затем, в альм. «Невский Парнас», «Тебе, Петербург», «Антология петербургской поэзии XXI века», в ж. «Крещатик», «Соранг», «Золотое слово», «Изящная словесность». Его приглашают на петербургское радио в качестве эксперта при создании звуковой поэтич. антологии, на стихи А. петербургский композитор В. Малаховская создает вокальный цикл « Летучие голландцы ».

Одновременно с «Эклектикой» отдельной кн. выходит эссе А. «Век авангарда: подытожим» (СПб., 2000), кот. звучит в радиоэфире (Петербургское радио, «радио Мария»), цитируется А. Карауловым в телепередаче «Момент истины», значится в списке лит-ры, рекомендованной студентам-искусствоведам.

В это же время, по преимуществу в ж. «Крещатик» (Мюнхен), появляются прозаич. публикации А. совсем иного рода, в кот. автор выходит к читателю как историк и обществ. мыслитель, излагающий неожиданные версии историч. событий и подталкивающий читателя к оценкам хрестоматийных историч. персонажей, диаметрально противоположным общепринятым. Так, римский император Калигула в эссе А. «AudiAlteramPartem, или Гай Цезарь Сапожок» предстает сложной драматич. личностью, вызывающий, скорее, сочувствие и уважение, нежели традиционную неприязнь (Крещатик. 2000. № 3), зато Л. Толстой в эссе «Глыба» вызывает неприязнь или сочувствие, но никак не традиционное уважение (Крещатик. 2002. № 15). При этом, по мнению В. Шпакова, «Евгений Антипов не занимается историческим просветительством: его работа вполне современна» (Знамя. 2001. № 5). Неожиданно и аргументировано в эссе «Наше все и все такое» звучит версия пушкинской дуэли (Нева. 2007. № 2), а Иван Грозный в эссе «Четвертый» предстает выдающимся гос. деятелем России, мудрым и даже демократичным политиком (Бельские просторы. 2010. № 8). Живой язык, динамика изложения и обязательная доля провокации делают статьи, историч. расследования, эссе А. востребованными. Они публикуются в ж. «Аврора», «Бельские просторы», «Вестник Петровской Академии», «Мастер’ОК», «Нева», «Невский альм.», «Родомысл», «Сев. Аврора», «Сибирские огни», «Царское Село».

А. — активный участник лит. жизни СПб.: куратор лит. клуба «XL», член оргкомитета поэтич. фестиваля «Петербургские мосты», президент Ассоциации творч. объединений, задачей кот. является интегрирование различных ЛИТО и творч. групп в единый процесс, кот., по сути, и является петербургской культурой.

Лауреат лит. премии «Созидатель» (2006), премии «Молодой Петербург» (2009), награжден орденами «Польза, честь и слава» и «За службу России», включен в энциклопедию изв. людей СПб.

Соч.: Клодия сестра Клодия: Стих. СПб., 1996; Эклектика: Стих. СПб., 2000; Век авангарда: подытожим: Эссе. 2000; Только рисунок: Стих. СПб., 2010; Почему убили Орфея: Кн. прозы. СПб., 2010; Учение о квадрате: оттенки и оценки: Эссе. СПб., 2010.

Лит .: Кравцова А. Из двух зол я выбираю — между // Час пик. 1991. 25 март.; Кряжева М. Проще украсть, чем уважать себя // Сев. столица. 1996. 21 март.; Костенко П. Есть будущее // Земля русская. 1998. № 18; Новиков И. Век закончился. Дальше — что? // Там же; Ильяной Г. Все сто // Русь. 2000. № 6; Шпаков В. Журнал Крещатик // Знамя. 2001. № 5; Березовчук Л. Лит-ра виртуального перекрестка ностальгий // Нева. 2001. № 8; Илюхина Г. «Лицейская» жизнь // События и факты 2002. № 3; Шубинский В. У писателей тоже есть отхожий промысел // Веч. Петербург. 2002. 22 янв.; Дудина И. Slam ниже пояса // Петербург на Невском. 2003. № 7; Одинцова Н. Русская живопись от Левицкого до Шилова // АиФ СПб. 2003. № 47; Цифринович Т. Поэтич. вечера // Василеостровская перспектива. 2004. № 15; Дружинина Е. Музам здесь уютно // Реклама-шанс. 2004. 29 окт.; Филимонов А. Внимание — ВНЕВИЗМ! // Журнальный подъезд. 2010. № 42; Шуляк С. Век эклектики // XL. СПб., 2010; Бубнова Л. Мужественно, толково и чувственно // Невский альм. 2017. № 3 (95).

Автор статьи - А. Ахматов

  • Антипов Евгений Игоревич