Антонов Сергей Петрович


АНТО́НОВ Сергей Петрович [3(16).5.1915, Пг. — 22.4.1995, М., похоронен на Николо-Архангельском кладб.] — прозаик, критик, сценарист.

Отец А. — инженер, строитель-железнодорожник, мать — из семьи крупного инженера-путейца.

А. кочевал с родителями по мн. стройкам — Поволжье, Урал, Средняя Азия, центр и юг ев­ропейской России. В семье скептически от­носились ко всему гуманитарному, почти не имели книг по худож. лит-ре. Но А. запоем читал их в биб-ках, с 10 лет начал сочи­нять стихи и рассказы, увлекался рисовани­ем. После средней школы в духе комсомоль­цев 1930-х работал бетонщиком, каменщи­ком, арматурщиком. По семейной традиции окончил Лен. автодорожный ин-т (1938). В студенч. годы был известен как талантливый карикатурист, а также знаток шахмат — ряд составленных им задач был опубл. в русской и зарубежной печати.

После окончания ин-та работал инжене­ром-строителем, преподавал в Лен. дорожно-механическом техникуме. В 1939–40 участвовал в войне с Финлянди­ей, после окончания ее на короткое время возвратился в техникум, а затем — вновь на войну: инженерно-саперные войска Лен., Волховского и 2-го Прибалтийско­го фронтов. На фронте продолжал писать стихи и рассказы, некот. из кот. в 1944–45 опубл.

Демобилизовавшись из армии, рабо­тал прорабом на восстановлении жилых до­мов в Л-де, преподавал (1946–48), но одержимый, по его словам, «болезнью пи­сательства» (Рассказы о лит-ре ), вскоре полностью переключился на лит-ру. А. довелось показать свои стихи А. Ахматовой и С. Маршаку. Оба отнеслись к А. с интересом и доброжелательностью, но стихи забраковали. По совету Ахмато­вой, А. переключился на прозу, посещал лит. кружок при ЛО СП, где его рассказы одобрил Вс. Рождест­венский. В марте 1947 принимает участие в I Всесоюзном совещании молодых писате­лей. Там его тв-во получает высокую оценку К. Паустовского.

Перв. профессиональным произведе­нием А. становится рассказ « Весна » (1947). В 1950 появляются кн. рассказов, сделав­шая его имя известным, — « По дорогам идут машины » (Гос. премия. 1961), а также сб. « Мирные люди ». Одновременно А. об­ращается к жанру повести — « Лена » (1948), « Поддубенские частушки » (1950), « Первая должность » (1952), « Дело было в Пенькове » (1956), « Аленка » и « Петрович » (обе — 1960), « Разо­рванный рубль » (1966) и др. В 1959 вы­шла кн. воспоминаний А. « На военныхдорогах ». О растущей популярности произ­ведений А. свидетельствуют его взаимоотношения с кинематографом: были экранизиро­ваны «Поддубенские частушки» (1957), «Де­ло было в Пенькове» (1958), «Аленка» (1961), « Порожний рейс » (1963). По мо­тивам рассказов А. в нач. 1970-х создал 2 сценария В. Шукшин («Пришел солдат с фронта» и «Иван Степанович»), и бы­ла написана опера (Р. Щедрин. «Не только любовь», 1962). Наконец, и сам А. неск. раз обращался к написанию сценариев: « Это было в Донбассе » (1946), « Посла­нец мира » (1950, совм. с А. Зархи и И. Хейфицем), киноповесть « Серебряная свадьба » (1972).

Тв-во А. с самого начала отлича­лось интересом к нравств. проблемати­ке и классич. точности яз. Особенно привлекали читателей героини А., выделяю­щиеся на «производственном» фоне своей нежностью, чистотой, стремлением к самоот­верженной любви. Важнейшее место в струк­туре произведений А. в лучших традициях русской прозы XIX в. занимал лирич. пейзаж. Произведения А. вскоре были пере­ведены на мн. западноевропейские яз. Отно­шение критики к А., за редким исключением (В. Назаренко, Д. и Е. Стариковы) было доб­рожелательным. В то же время, если в перв. десятилетие периодически раздавались сето­вания на недостаточность пафоса в изобра­жении успехов соц. строитель­ства на селе, роста культурного уровня кол­хозников, некот. «расплывчатость» по­ложительных героев (в отличие от «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского), то начи­ная со втор. пол. 1950-х критика, на­оборот, стала намекать А. на отдаленность его от изображения острейших противоре­чий и конфликтов совр. деревни (в отличие от В. Овечкина, В. Тендрякова и др.). Особенно наглядно это проявилось в дискуссии по пово­ду одного из наиболее изв. произведе­ний А. — «Дело было в Пенькове».

А., в отличие от мн. современ­ников и подобно одному из своих учителей, К. Паустовскому, никогда не специализиро­вался на раскрытии собств. социальной проблематики. Его интересовала красота ми­ра и человеческой души, противостоящая злу и пошлости поэзия обыденной жизни. Равно­весие в изучении тв-ва А. установили исследователи, раскрывшие в его произведе­ниях чеховские традиции — их кажущуюся отчужденность от злобы дня, глубину гума­низма, внешнюю сдержанность при остроте и напряженности внутреннего действия, нравственную высоту ориентиров, тонкий психологизм, задушевную лиричность в сочетании с юмором, лаконичность и «акварелизм» стиля при особой роли деталей и т.д. Именно с этой точки зрения стали восприни­маться лучшие рассказы и повести А. — « Дожди », (1951) « Демонстрация », (1961) « Тетя Луша », (1948) « Девушка из Полесья », (1948) « Новый сотрудник », (1954) « Порожний рейс » (1960) « Разно­цветные камешки » (1959) и др. Тем не менее А. на длительное время практически «замолкает» как прозаик, уйдя в критику, проявляя себя тонким исследовате­лем лит-ры. Еще в 1964 он вперв. обратил­ся к анализу новеллистич. жанра, напи­сав кн. « Письма о рассказе » (если учесть, что в 48 номерах ж. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и «Звезда» в 1950 было напеч. лишь 4 рассказа совр. писате­лей, а 1951 — 13, можно считать, что А. спо­собствовал возрождению этого жанра как те­оретик и практик). В 1973 появляются еще 2 кн. А.— « Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями » и « От перво­го лица. Рассказы о писателях, книгах и словах », в 1974 — « Слово. Из бесед с молодыми писателями ». Литературо­ведческие кн. А. одновременно и «очень писательские» книги: теоретич. и критич. анализ сочетается в них «с пластикой прозы» (Е. Осетров).

А. не остался чужд и критич. пафо­са «шестидесятников», по-своему тонко ра­зоблачая античеловеческую природу бюро­кратизма, особенно губительного в молодеж­ной среде. Так, в повести « Разорванный рубль » идет речь о «деятельности» колхозно­го комсорга Маруси Лебедевой, приводящей к «общему знаменателю» вначале пытающе­гося бунтовать городского интеллигента. В лучших традициях Е. Замятина, вдобавок подчеркнутых яркой речевой характеристи­кой героини (смесь распространяющегося «новояза» и специфической деревенской лексики) А. говорил о губительных негатив­ных тенденциях, все более характеризующих систему. Новый виток интереса читателей и критики к тв-ву А. оказался связан­ным именно с этой линией. В кон. 1980-х появляются большие повести, посвящ. острейшим событиям нашей истории: « Вась­ка » (1973, опубл.: Юность. 1987. № 3–4) и « Овраги » (1986, опубл.: Дружба народов. 1988. № 1–2). В сочета­нии с повестью « Царский двугривенный » (1970; прошла практически незаметно, хотя несколько раз переизд.), повести «Овраги» и «Васька» составили трилогию. « Царский двугривенный » — повествование о жизни мальчишек послереволюционного провинциального городка, о перв. пионер­ских отрядах. Здесь впервые появляется сюжетообразующий герой всего цикла Митя Платонов. 2-я часть трилогии — повесть «Ов­раги» — об увиденной глазами Мити-подро­стка трагедии коллективизации в саратов­ской деревеньке. 3-я часть — повесть «Вась­ка», в кот. Митя, один из комсомольских вожаков на строительстве моск. мет­рополитена, пытается вмешаться в трагич. судьбы беглой ссыльнопоселенки, дочери раскулаченного крестьянина Риты Чугуевой, ставшей одной из лучших ударниц стройки. Повесть завершает открытый финал — в по­исках справедливости Митя отправляет пись­мо по адресу «Кремль, Товарищу Сталину». И все же, несмотря на актуальность тематики трилогии и ее высокие худож. достоинства, осн. признание читателей и критики по­лучила новеллистика А., его лирическая проза.

Соч.: СС: в 3 т. М., 1983; В стране польдеров и тюль­панов: Очерки. М., 1957; Овраги. Васька: повести. М., 1989; Свалка: повесть // Дружба народов. 1996. № 4.

Лит.: Макаров А. Сергей Антонов // Антонов С. Повести и рассказы. М., 1961; Щеглов М. Что случи­лось в Пенькове // Лит.-крит. ст. М., 1965; Огнев А. Сергей Антонов: Критико-биогр. очерк. Саратов, 1968; Нинов А. Совр. рассказ. Л., 1969; Турбин В. Бедный Васька // Октябрь. 1987. № 7; Сергеев Е. Времена не выбирают // Лит. обозрение. 1988. № 9; Болдырев Ю. Время и его дети // Антонов С. Овраги. Васька: повести. М., 1989; Огнев А. Чехов и совр. русская проза. Тверь, 1994; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996.

Автор статьи - К. Бикбулатова

  • Антонов Сергей Петрович