Анучин Василий Иванович


АНУ́ЧИН (Онучин) Василий Иванович [2.4.1875, с. Базаиха Красноярского у. Енисейской губ. — 1943, Самарканд] — фольклорист, этнограф, литератор.

Выходец из мещанской семьи. Окончил в 1891 Красноярское духовное училище, в 1896 четыре класса Томской духовной семинарии. Во время обучения в последней был библиотекарем и членом кружка взаимопомощи и саморазвития семинаристов. С осени 1897 учился в СПб. Археологическом ин-те, затем служил в Музее антропологии и этнографии, регулярно в летнее время совершая экскурсии на родину, в Енисейскую губ. В СПб. познакомился с видными учеными-этнографами В. Радловым, Л. Штейнбергом, Д. Клеменцем, входил в число ближайших знакомых Г. Потанина. [Последний — гл. агитатор и лидер сепаратистского кружка, ратовавшего за отделение Сибири от России, за устранение препятствий, мешавших экономическому и культурному процветанию этого обширного, малообжитого края.] Одновременно, находясь в СПб., А. возглавлял Красноярское студ. землячество, входившее в «Союз сибирских землячеств». Специалист по народам Сибири. Опубл. « Очерк шаманства у енисейских остяков » (1914), русский фольклор Сибири — « Дедовщина в Сибири [Енисейская губ.] » (1908), часто в беллетристич. обработках — « Сибирские сказки » (1903), « Сибирские легенды », « Сказания » (1905). Начиная с 1900 выходили лит. произведения А.: « Рассказы сибиряка », повесть « По горам, по лесам» (1903) и др. В дек. 1904 заочно избран правителем дел Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического об-ва (РГО); освобожден от должности в 1906. В окт. 1906 примыкает к эсерам. Находясь в Сибири, издает еженедельную газ. «Красноярский дневник», читает публичные лекции.

В 1910 снова возвращается в СПб., а осенью 1911 переезжает в Томск, где сотрудничает в «Сибирских Афинах». Регулярно объезжает с публичными лекциями города региона, выступает с обзорными ст. по актуальным вопросам местной жизни в периодич. печати. Его публицистич. деятельность приобретает четко выраженную областническую направленность. Входит в состав «потанинского кружка», принимает активное участие в деятельности Томского лит.-худож. кружка, членом кот. был в т.ч. и Вяч. Шишков.

В годы Перв. мировой войны становится ред. «Сибирского кооператора». После февр. 1917 избр. в состав Комитета общественной безопасности (КОБ), в мае — зам. председателя. Затем зам. председателя губернского продовольственного комитета, депутат Томского губернского народного собрания. Однако в мае 1917 А. Адрианов в газ. «Сибирская жизнь» помещает ст. «Кто такой Анучин», в кот. раскрывает недобросовестность и науч. махинации А. Чуть позже обвинения против А. сформулировал и В. Воложанин. В конечном счете в нояб. 1917 состоялся третейский суд, признавший обоснованными и доказанными значительную часть выдвинутых обвинений. Между тем в качестве эксперта-ученого 6 марта 1918 в Улале (Горно-Алтайск) А. избирается председателем инородческого съезда, на кот. обосновывал необходимость образования автономного Каракорум-Алтайского округа. По его предложению форум признал целесообразным объединить саяно-алтайские народы (алтайцы, хакасы, тувинцы, монголы) в республику Ойрот. На 28 июня 1918 назначается съезд от представителей перечисленных этносов, формируется комиссия по его подготовке во главе с А. Но создание суверенного государства в центре Азии провалилась, и А. вновь оказался в Томске, где привлекается к работе комитета по национальным делам Сибирской обл. думы как эксперт по аборигенным этносам региона. В янв. 1919 выступает с докладом по проблемам этнограф. изучения края на съезде по организации Ин-та исследования Сибири. Одновременно выпустил ряд брошюр, направленных на обоснование необходимости создания новой мировой религии на основе шаманизма. Сформулировал закон периодичности в народных движениях. Составив таблицу соц. катаклизмов (движения, бунты, войны, революции и т.п.) с 1904 по 1916, А. связал их с активностью солнца.

Пережил в Томске Гражданскую войну, в 1923 в административном порядке за прежнюю «контрреволюционную деятельность» выслан на три года в Казань. Присвоив себе ученое звание профессора, в 1928 переезжает в Самарканд, где и работает до смерти в местном пед. ин-те.

В истории фольклористики знаменит г.о. фальсификацией писем М. Горького и В. И. Ленина. В «письмах Горького» содержатся отзывы о фольклорных работах А. и общие суждения о фольклоре, в свое время широко цитировавшиеся в различных изд. Подделка разоблачена в ст. Л. Азадовской «История одной фальсификации» и др.

Соч.: Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб., 1914; Дедовщина в Сибири [Енисейская губ.] // Живая старина. 1908. Вып. 1. Отд. 2; Сибирские сказки. Тюмень, 1903; Сказания. СПб., 1905; Сибирь в ее прошлом и настоящем // Новая Сибирь (Иркутск). 1912. 18 дек.; Сибирское областничество // Сибирский студент (Томск). 1915. № 1–2; Социальный закон (Закон периодичности в народных движениях). Томск, 1918.

Лит.: Адрианов А. Кто такой Анучин // Сибирская жизнь. 1917. 7 мая; Байкалов А. Кто такой Анучин // Сибирская жизнь. 1917. 8 июн.; Азадовская Л. История одной фальсификации // Новый мир. 1965. № 3; Она же. В. И. Анучин в Сибири. Легенда и факты // Фольклор и лит-ра Сибири. Омск, 1976. Вып. 3.

Автор статьи - М. Шиловский

  • Анучин Василий Иванович