Арцыбашев Михаил Петрович
АРЦЫБА́ШЕВ Михаил Петрович (лит. крипт. А-в М.) [24.10(5.11).1878, г. Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) — 3.3.1927, Варшава] — прозаик, драматург, публицист, лит. и театр. критик.
Родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5 класса гимназии. В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством. В 1895–97 работал письмоводителем у земского агента.
В 1897–98 учился в Харькове в Школе рисования и живописи. В 1898 приехал в СПб. поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата. Остался в СПб., бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся.
Началом своей лит. карьеры считал публикацию рассказа « Паша Туманов » (1901), сюжетом кот. было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л. Толстого. В нем заявлена одна из гл. антиномий худож. мышления А.: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах « Кровь » (1903), « Подпрапорщик Гололобов » (1902) и др. Конец раннего этапа тв-ва А. — повесть « Смерть Ланде » (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже А. воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход А. от толстовской нравств. доктрины и осознание им исчерпанности ист. роли христианства.
Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений А. Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы « На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне » и др.). Наиболее целостное осмысление революции дано в повести « Человеческая волна » (1907), в кот. она представала как одна из «волн» житейского моря, движущегося в биологически неизменном и бесконечном ритме.
Лит. слава пришла к А. после публикации романа « Санин » (начат в 1901; опубл. в 1907), совпавшего с обществ. настроениями той поры. А. дал в гл. герое (Санине) свой вариант «естественного» человека нач. XX в., в противовес любым предустановленным доктринам настаивавшего на ценности природного, биологического существования каждого. «Человек, — говорил герой А., — это гармоническое сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно нарушает его только приближение смерти, но и мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием <...> Человечество <...> вырабатывает новые условия жизни, в кот. не будет места ни зверству, ни аскетизму». Принципиальная асоциальность героя была причиной того, что большинство критиков обвинили А. в отходе от демократич. и нравств. идеалов русской лит-ры, называли его «ренегатом» и «порнографом». Среди противников произведения были В. Короленко, М. Горький, А. Куприн. В России А. был привлечен к суду за порнографию. В Германии роман был конфискован и подвергнут экспертизе на нравств. благонадежность. Но необычайная читательская популярность «Санина» была обусловлена принятием гедонизма как одного из путей выхода из психологич. кризиса, связанного с крушением рев. надежд об-ва. Непредвзятое впечатление от романа выразил А. Блок: «Утреннее чувство заражает читателя. Вот — в Санине, первом „герое” Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?» Роман А. положил начало особому течению в русском реализме, пренебрежительно названному критиками «арцыбашевщиной».
В нач. 1910-х выдвинул концепцию «экклезиастизма» — синтеза идей библейской книги Экклезиаста с идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана и А. Бергсона. По А., любая цель человеч. бытия ложна; жизнь — цепь страданий, кончающихся «черной дырой» — небытием. Эта концепция нашла отражение в ст. А. « Учители жизни », « От малого ничтожным», «Проповедь и жизнь » и др. «Экклезиастизм» обусловил идейную концепцию романа « У последней черты » (1910–12), поэтика кот. основана на лит. «игре» сюжетами, образами, цитатами из произведений современников и классиков. Сюжет романа образовывала серия катастрофич. и невероятных происшествий, взорвавших тихую жизнь провинциального городка. В финале становилось ясно, что причины роковых столкновений героев были скрыты в глубинах человеч. психологии, в «подсознательном», опрокидывающем построения разума и ведущем человека к переходу за «последнюю черту» его жизни. Роман А. остался не понятым и не принятым критикой, ждавшей от автора нового продолжения настроений и стилистики романа «Санин».
В рассказах 1910-х « О ревности», «Палата неизлечимых», «Рассказ о великом знании», «Преступление доктора Лурье » и др. идейная концепция была во мн. обусловлена влиянием работ З. Фрейда и философии Э. Гартмана. Так, в рассказе «Преступление доктора Лурье» фанатик науки ставил на самом себе и дикаре-слуге эксперимент по моделированию, а потом разрушению религиозного сознания. Ощутив бесцельность существования «без бога», дикарь кончал жизнь самоубийством, а вслед за ним следовал сам ученый — и автор, и жертва эксперимента, подтверждавшего крах позитивизма. Парадоксальность худож. мышления А. проявилась в том, что тогда же был написан рассказ « Сильнее смерти ». Его герой, тоже ученый, ставил свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая страх смерти. Этот рассказ был гимном человеч. воле, направленной к познанию тайн мира.
Вершина тв-ва А. 1910-х — повесть « Женщина, стоящая посреди » (1915). Произведение А. было горько-ироническим прощанием с одним из излюбленных «сверхтипов» русской лит-ры XIX в — «тургеневской» девушкой. Это была история растления девичьей души, в кот. постепенно отмирало все лучшее, оказавшееся никому не нужным. По худож. структуре повесть А. воспроизводила сюжетную схему романов Тургенева, состояла из цепочки сюжетных узлов — любовных свиданий, в каждом из кот. герой оказывался душевно несостоятельным. Авторская позиция была заявлена самим названием — цитатой из Евангелия, отсылающей к изв. евангельскому эпизоду о «Христе и грешнице». В «Женщине, стоящей посреди» А. как бы возвращался к первоистокам своего тв-ва — утверждению высшего нравств. закона мироздания.
С сер. 1910-х А.-прозаик вступил в полосу творч. кризиса. Его пьесы « Ревность » (1913), « Война » (1914), « Закон дикаря » (1915), « Враги » (1916) имели значительный зрительский успех и были осн. источником существования А. Но сам писатель видел свое настоящее призвание в обл. прозы.
А. воспринял Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию 1917 как мировые катастрофы, при кот. путь к благим целям устилается миллионами трупов. В самом нач. 1917 в ст. « Мечты о лучшем будущем у человека-индивида » А. писал: «И великая русская революция, какую бы роль ни сыграла она в истории, открыв новые идеалы и утвердив светлое царство всеобщего равенства, все же будет ужасна. Ибо какими бы светлыми идеалами ни руководствовались ее вожди и как бы очевидно возмутительны ни были несовершенства того строя, против которого они восстали, но опять-таки те предсмертные страхи и муки, те неизбывные слезы, те грусть, злоба и отчаяние, которые переживали во время этой борьбы живые люди, кто бы они ни были, были и останутся ужасными».
А. резко не принял Октябрьский переворот 1917 и в 1923 покинул Россию. В Варшаве сблизился с Б. Савинковым, стал активным сотрудником газ. «За свободу!». В публицистич. ст. писатель яростно разоблачал «золотой век» большевистской России (отд. опубл.: Записки писателя: в 2 т. Варшава, 1925. Т. 1; 1927. Т. 2).
В историю русской лит-ры А. вошел как автор романа «Санин», в кот. утверждалась самоценность прав личности. Это произведение было новым словом в русской лит-ре, традиционно ориентированной на подчинение индивидуума воле об-ва, оно внесло свою лепту в формирование мироощущения XX в.
Соч.: СС. СПб., 1905–17. Т. 1–10; СС: в 3 т. М., 1994.
Лит .: Неугасимая лампада: Сб. статей памяти М. П. Арцыбашева. Варшава, 1928; Бабичева Ю. Л. Андреев в борьбе с «арцыбашевщиной» // Андреевский сб. Курск, 1975; Грачева А. Из истории лит. борьбы нач. XX в. // Вопросы русской лит-ры. Львов, 1982. Вып. 2 (40); Никоненко С. Михаил Арцыбашев // Арцыбашев М. Тени утра. М., 1990; Лепехин М., Чанцев А. Арцыбашев Михаил Петрович // Русские писатели 1800–1917. Биогр. словарь. Т. 1. М., 1992; Арцыбашев М. Письма Борису Савинкову. К истории русской эмиграции / вст. заметка и публ. Д. Зубарева // Dе visu. 1993. № 4; Арцыбашев М. Письма к А. В. Амфитеатрову // Минувшее: ист. альм. СПб., 1997; Грачева А. Пародия, стилизация, цитация в неомифологич. романе нач. XX в. [«У последней черты»] // Пародия в русской и зарубежной лит-ре. Смоленск, 1997; Николаев П. Л. Н. Толстой и М. П. Арцыбашев // Толстой о Толстом. М., 1998. Вып. 1; Буле О. «Половой вопрос» и провинция в публицистике начала XX в. [«Санин»] // Русская провинция: миф — текст — реальность: сб. М.; СПб., 2000; Грачева А. Так говорил Владимир Санин. Русское ницшеанство сквозь призму романов А. П. Арцыбашева // Roczniki humanistyczne. T. LI, zeszyt 7. Lublin, 2003; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.
Автор статьи - А. Грачева