Арро Владимир Константинович


АРРÓ Владимир Константинович [2.8.1932, Л-д] ― драматург, детский писатель.

Отец писателя ― выходец из эстонской крестьянской семьи, жившей под Нарвой, ― работал в многотиражных газ., в «Лен. правде». Мать родом из-под Гомеля, окончила Лен. библиотечный ин-т им. Н. К. Крупской, работала библиотекарем. Отец был призван в армию из осажденного Л-да, умер во время формирования эстонской части в г. Камышлове. Брат писателя Эрнст погиб во время блокады Л-да в 1942. Владимир вместе с матерью был эвакуирован на Урал. Окончил филол. фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена (1955), служил в армии, работал в сельской школе пос. Тервеничи Лен. обл., директором школы рабочей молодежи в Л-де, сотрудником НИИ образования взрослых Академии пед. наук. Писал прозу, сотрудничал с ж-лом «Костер» и др. изд. С 1966 профессионально занимался лит-рой, заведовал отделом публицистики в ж. «Аврора». Работал гл. редактором лит-драм. и детского вещания СПб. радио (1993–95). С 1969 — член СП СССР. Член ПЕН-клуба. С 1997 живет в Германии.

В 1990-е активно занимался обществ. деятельностью, избирался депутатом Лен. (СПб.) совета (1990–93), являлся председателем комиссии по гласности. С 1989 по 1993 возглавлял Лен. писательскую организацию РСФСР, затем СП СПб. Был одним из инициаторов создания и первым председателем Координационного совета творч. союзов Л-да-СПб. (1989).

Лит. дебютом А. явился сб. рассказов для детей « Когда гремели залпы » (1964), переизданный в расширенном составе под назв. « Солнечная сторона улицы » (1969), посвящ. впечатлениям воен. лет. 15 лет А. писал в осн. для детей. О побудительных мотивах в дальнейшем высказывался так: «В силу каких-то особенностей внутренней речи, лежащей в основе письма, мне был близок сказ, стилистическая манера, связанная с перевоплощением, кот., видимо, и привела меня сначала в детскую литературу, а затем и в драматургию. Я с удовольствием отдавался стихии непосредственной уличной речи, игре со словом, балансированием между наивным энтузиазмом и легкой иронией. Простодушие, неискушенность героев давали возможность возвращаться к незамутненным источникам жизни, обходя стороною грязь и ложь бытия» (« Дом прибежища »). С этих этич. и худож. позиций написаны кн. « Трое Копейкиных и звезда » (1967), « Белые терема » (1968), « Чиж-Королевич » (1968), « Бананы и лимоны » (1972), « Мой старый дом » (1976) и др. В эти же годы А. много ездит по стране в поисках уникальных людей, событий, явлений. Своими находками он делится с читателями в целой серии познавательных кн. « Аисты в городе » (1968), « Сокровища моего города » (1974), « Веселая дорога » (1975), « Завод как на ладони » (1979), « Старый барабанщик » (1980). Они напис. эмоционально и весело.

В 1976 состоялся драм. дебют А.: была напис. пьеса « Высшая мера ». В 1978 она была поставлена в Акад. театре драмы им. А. С. Пушкина в Л-де, затем еще в 25 театрах в стране и за рубежом. Пьеса в новом ракурсе представляла трагич. дни лен. блокады нояб. 1941-го, когда людьми овладевало отчаяние, и многих покидали не только физические силы, но и душевные, способность к сопротивлению. В эти дни состоялся открытый судебный процесс над группой железнодорожников, якобы похитивших вагон с продовольствием во время пожара Бадаевских складов. По мнению властей, подсудимых следовало показательно расстрелять, не вдаваясь в подробности происшествия. Неожиданно против этого выступила молодой адвокат Кислицина со своей версией совершённого преступления. Кстати сказать, у нее был реальный прототип ― адвокат Е. Р. Изместьева, с неистовой решимостью вступившая в борьбу за жизнь и честь незнакомого ей человека. И уж совсем фантастическим было то, что ей, опираясь на закон, удалось вырвать его из кровавого колеса гос. карательной машины. Пьеса, таким образом, превращалась в дискуссию о самоценности одной-единственной человеч. жизни как высшей мере всего жизнеустройства.

В последующих пьесах ― « Сад » (1979), « Пять романсов в старом доме » (1981), « Смотрите, кто пришел! » (1982), « Синее небо, а в нем облака » (1983) и др. ― А. рассматривает сложную, противоречивую судьбу совр. человека в его поисках нравств. ориентиров, в отстаивании собств. достоинства, духовных основ жизни на фоне наступающего прагматизма. Эти пьесы, названные офиц. критикой «мелкотемными», вместе с пьесами Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Галина и др. сформировали «новую волну», получившую в дальнейшем адекватную оценку как важной вехи в развитии русской драматургии и театра. Понятие «новая волна» вместе с именами ее основателей вошло в гос. образоват. стандарт.

Пьесы А. имели непростую сценич. судьбу. Острые соц. проблемы, рассмотренные в них не в кач-ве отдельного факта, а в виде типичного явления, вызывали раздражение начальственных кабинетов. Пьеса «Сад» была принята худож. советами Малого театра СССР, затем Вахтанговского, доходила до этапа распределения ролей, но каждый раз чиновники препятствовали ее постановке. В пьесе жители молодого сибирского «города-сада» бурно обсуждают проблему: можно ли пришедший в запустение обществ. сад ― бывший романтич. символ коллективизма ― поделить на дачные участки. «Прагматики» и сама жизнь одолели «романтиков»: сад поделили. Театр. чиновники объявили пьесу идеологически вредной. Пьеса была поставлена в Центр. Театре сов. армии (реж. А. Бурдонский).

Особую роль сыграла в новой драматургии пьеса «Смотрите, кто пришел!». События в ней разворачиваются вокруг продажи-покупки дачи умершего писателя. Продавцы — обедневшие родственники писателя. Покупатели — представители нарождающегося буржуазного класса – парикмахер, бармен, хозяин бани. Герои пьесы проходят своеобразную проверку бытом. Зритель не сразу замечает, как из заурядного дачного происшествия вырастает жутковатая картина передела мира — предметного, нравственного и эстетического. Автор впоследствии писал: «Жизнь тех лет все более откровенно меняла акценты. На сцену, уже почти не таясь, выходили предприимчивые люди, преимущественно из “сферы обслуживания”, навязывая обществу свои правила игры <…> Вот и в этом сюжете вырастали две крупные, равновеликие фигуры, каждая со своими проблемами и жизненными установками, моралью и идеологией. Преуспевающий парикмахер превращался в фигуру незаурядную, противоречивую, с тайной верой в идеал и с неутолимой жаждой реванша за испытанное в детстве унижение. Молодой ученый, в свою очередь, был раздираем противоречиями в своих усилиях сохранить принципы, достоинство и в то же время обеспечить семье пристойный уровень существования» (« Не смотрите, никто не пришел »). Автор, по своему обыкновению, не торопился произнести приговор той или др. стороне. Зато за него это в очередной раз сделали театр. чиновники (на этот раз сам министр культуры), объявив пьесу грубой идеологич. ошибкой, поскольку «в финале <…> побеждают жулики и барыги», а этого не может быть. Пьеса в усеченном виде была поставлена в театре им. Маяковского в 1982 (реж. Б. Морозов), блистательно сыграна (И. Костолевский, Е. Симонова, М. Филиппов и др.), шла на аншлагах 10 сезонов, пока «жулики и барыги» не победили в стране повсеместно.

Тема судьбы русской интеллигенции разрабатывается и в последующих пьесах А. ― « Колея » (1987), « Трагики и комедианты » (1990). Обе были поставлены МХАТом им, А. П. Чехова (реж. Л. Хейфец и Н. Скорик). Худ. рук. театра О. Ефремов называл эти пьесы, как и их автора, «принципиально МХАТовскими» («Занавес открывается»). Мн. критики указывали на близость творч. манеры А.-драматурга чеховским традициям. И действительно, драматургии А. свойственно предпочтение «внутреннего действия» событиям внешним, стремление к изображению «жизни как она есть», отказ от деления персонажей на «положительных» и «отрицательных», многозначность и ненавязчивость авторских оценок, повышенное внимание к тонким проявлениям жизни человеч. духа, признание вездесущей и благотворной жизненной противоречивости – от характера человека до его речи.

Первое десятилетие нового века А. отдает новому для себя жанру – эссе, документ. и биографич. прозе. Выходят книги «Дом прибежища» ― воспоминания о самых важных адресах в жизни автора, « Tere, Эстония! » ― дань признания родине предков, « Вспышка освобождения » ― взволнованный рассказ о жизни писательского сообщества в годы соц. перелома, « Занавес открывается » ― размышления о театре и драматургии на базе собств. опыта, « Желание жить » ― попытка остановить знаковые мгновения прошлого.

Соч.: Когда гремели залпы: рассказы. Свердловск, 1964; Трое Копейкиных и звезда: Повесть. Мурманск, 1967; Аисты в городе: рассказы. Л., 1968; Белые терема: повести. Л., 1968; Чиж-Королевич: рассказ. Л., 1968; Солнечная сторона улицы: повести. Свердловск, 1969; Бананы и лимоны: повесть. Л., 1972; Вот моя деревня: повесть. Л., 1973; Сокровища моего города: невыдуманные рассказы. Л., 1974; Веселая дорога: рассказы. Л., 1975; Шахимарданский бой: сказ. Л., 1975; Мой старый дом. Повесть. Л., 1976; Старый барабанщик: рассказы. Л., 1980; Завод как на ладони. Л., 1979; Повести. Л., 1982; Смотрите, кто пришел!: пьеса // Совр. драматургия. 1982. № 2; Пять романсов в старом доме: пьеса // Театр. 1983. № 2; Высшая мера: пьеса // Театр. 1984. № 6; Синее небо, а в нем облака: пьеса // Нева. 1984. № 10; Сад: пьеса. М., 1985; Колея: пьеса // Театр. 1987. № 4; Колея: пьесы. Л., 1987; Трагики и комедианты: пьеса // Театр. 1990. № 6; Бананы и лимоны: повести. Л., 1990; Дом прибежища: роман-эссе. СПб., 2002; Tere, Эстония! Таллинн, 2004; Вспышка освобождения. СПб., 2006; Занавес открывается. М., 2012; Желание жить // Нева. 2012. № 8; Вино урожая тридцатого года: пьеса. Рукопись. ЦГАЛИ; Трагики и комедианты. DVD. 2010; Смотрите, кто пришел! DVD. 2011.

Лит.: Аннинский Л. Посмотрим, кто пришел // ЛГ. 1983. 26 янв.; Швыдкой М. Возьмемся за руки, друзья? (Пьесы В. Арро на моск. сценах) // Театр. 1983. № 7; Золотницкий Д. Как поживаешь, парень? // Звезда. 1983. № 12; Морозов Б. Необходимая встреча // Театр. 1983. № 2; Поличинецкая Н. Дороги, которые мы выбираем // Театральная жизнь. 1983. № 8; Троицкий Н. В ожидании героя // Москва. 1984. № 6; Вислов А. Театр как философия человека // Театр. 1986. № 11; Вирен Г. Сшибка страстей (Рецензия на сб. пьес «Колея») // Октябрь. 1988. № 6; Холодова Г. Оглянись без гнева // Театр. 1989. № 4; Маков А. «И все мы в ней вахтёры» // Театр. жизнь. 1991. № 9; Велехова Н. Наследство ищет наследников // Театр. 1992. № 12; Гудкова В. Непрямой взгляд // Дружба народов. 1994. № 4; Арро Владимир Константинович // Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник / авт.-сост. В. Бахтин, А. Лурье. Л., 1982; Райснер Э. Статья о творчестве Арро // Русская драма 80-х. Мюнхен, 1992; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Звегинцова Н. Русские детские писатели ХХ в.: Биобиблиогр. словарь. М., 1997; Писатели России. Автобиографии современников. М., 1998; Писатели нашего детства. 100 имен: Биогр. словарь: в 3 ч. М., 2000; Журчева О. Жанровые и стилевые тенденции драматургии ХХ в. Самара, 2001; Российский гуманитарный энц. словарь. М., 2002; Смирнова М. Русская лит-ра ХХ в. Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиогр. словарь: в 3 т. М., 2005; Попов В. Горящий рукав: Воспоминания. М., 2008.

Автор статьи - Т. Мальцева

  • Арро Владимир Константинович