Астафьев Николай Фёдорович


АСТА́ФЬЕВ Николай Фёдорович [6.9.1949, Л-д] поэт, журналист.

Из семьи служащих. Родители — выходцы из крестьян Курганской обл. Во втор. пол. 1930-х окончили ЛИФЛИ. Отец преподавал философию и эстетику в вузах Л-да, мать — историю в средней школе № 281, в кот. А. учился в 1965–66.

В 1973 окончил ЛГУ, в прошлом — геолог. Армейскую службу проходил в ГСВГ (Германия) (1973–74) и на БАМе (1977–79) — в редакции газ. «Боевой призыв». Участник семинара молодых литераторов Тюменской обл. (1977) и II Общетрассового семинара молодых литераторов БАМа (Тында, 1978). С 1979 живёт в Л-де. Работал науч. сотрудником в Горном ин-те, затем в редакциях газ. «Горняцкая правда», «Петербургские магистрали», «Этажи +», «Ижорец», «Утро Петербурга». В 1996–98 и 2001–12 — корр. газ. «Водник Северо-Запада», затем — информационно-публ. газ. «Волго-Невский ПроспектЪ».

Склонность к лит. тв-ву проявилась у А. в юности. По его признанию, многие его родственники, не будучи профессиональными поэтами, писали стихи, что впоследствии навело А. на мысль издать фамильный сб. стих. разных поколений Астафьевых (Астафьевы. Застолье. СПб.-Юргамыш, 1997). Однако печататься стал намного раньше, поначалу в периферийной печ. Перв. стих. (« Тишина ») опубл. в газ. «Кировский рабочий» (Апатиты, 1965) Мурманской обл. Затем стихи появлялись в газ. «Лен. университет», «Ленинское знамя», «БАМ», «Рабочее слово», «Суворовский натиск», отражающих географию его странствий.

Большое значение для А. сыграла встреча с поэтом А. Тархановым, возглавлявшим в кон. 1970-х ЛИТО «Югра» в г. Ханты-Мансийске. Он первый отметил способности у начинающего автора, организовал его выступления на радио, местном телевидении и рекомендовал А. к участию в семинаре молодых литераторов Тюменской обл., где произошёл перв. серьёзный разбор его произведений (поэтич. семинар Н. Денисова).

Зап. Сибирь (1976–77), а чуть позже Дальний Восток (1977–79) наполнили его стихи картинами родной земли (« Деревья — дунешь и рассыплются …», 1977), героикой трудовых будней: «Где б вы потом ни бывали, / в сердце останется след — / снежная пыль перевала, / Дуссе-Алиньский хребет…» (« Дорога », 1977). С новыми стихами, посвящ. строительству БАМа, А. предстал в Тынде (1978) перед поэтами О. Шестинским, А. Преловским и А. Шевелёвым, кот. отметили лиризм и своеобразие его поэзии. Его стихи появляются в колл. сб. воинов-железнодорожников «Моя магистраль» (1979).

В 1980-х, возвратясь в Л-д, А. посещает ЛИТО поэтессы Н. Грудининой при ДК пищевиков и ЛИТО при ред. газ. «Смена», кот. руководит Г. Гоппе, печатается в газ. «Горняцкая правда», в коллективном поэтич. сб. работников Горного ин-та «Друза» (1990), в сб. геологов ВНИГРИ «Геологи-романтики» (1999), а чуть позже — в сборнике петерб. поэтов-геологов «Россыпи» (2000). С сер. 1990-х становится членом «Рубцовского центра» СПб., возглавляемого вологжанином С. Сорокиным, его стихи начинают регулярно печ. в альм. «Остров», «День русской поэзии», в газ. «Лит. Петербург» (ныне «Лит. Санкт-Петербург»). В нач. 1994 под рубрикой «Дом писателя» при содействии В. Скворцова появляется большая подборка стихов А. в газ. «Россиянин», изд. А. Рогаткиным. Это был его перв. выход к питерскому читателю. Весной того же года, спустя 30 лет после перв. публикации, выходит перв. сб. А. «Улица Верности» (СПб., 1994). Книга представляет собой подборку стих. автора — от самых ранних до написанных в 1990-е. Такая композиция — в хронол. порядке за многие годы — имеет свои сильные и слабые стороны. А. как бы предлагает читателю самоотчёт о духовном росте, совершенствовании, но одновременно подобный принцип подчас способствовал тому, что в кн. попало немало слабых стих., имеющих ученич. характер. Однако кн. была замечена. Поэт и критик А. Соловьёв писал, что стихи А. кон. 1980-х — нач. 90-х самобытны, тонко биографичны, написаны зрело и профессионально.

А. как самобытный поэт складывался непросто, ему нужно было пройти большой путь внутреннего роста и совершенствования. Однако характерные черты творч. облика А. заметны как по ранним публикациям в печати, так и по стих. произведениям 1970–80-х, вошедшим в перв. сб. А. выступает как наследник поэтич. традиции, представленной именами С. Есенина, А. Фатьянова, Н. Рубцова. «Россия!.. Сколько в этом слове / росы, осин и синевы…» — пишет А. в стихотворении « Россия » (1978), — но тут же вскользь замечает: «Россия дремлет подо льдом…», как бы следуя традиции Г. Гейне («Германия — зимняя сказка»).

Можно отметить, что гражданские мотивы не чужды поэзии А. изначально, но, они не столь заметны в его ранней лирике. Гораздо больше внимания поэт уделяет изображению духовного мира. Явления окружающего мира обретают в стихах А. форму тонких душевных переживаний, какими бы прозаичными они ни казались: «Мы забыли о звёздах и небе, / очутившись в пространстве бездушном, — / мы всё чаще и чаще о хлебе, / как ни горько — о хлебе насущном» (« Мы », 1992).

Метрическая структура и образный язык лирики А. вполне обычны. Поэт не стремится экспериментировать в сфере стихотв. мастерства. Оставаясь традиционным в стих. форме, он уделяет более пристальное внимание духовной содержательности. С годами этот процесс набирает всё большую силу. В этой сфере поэт бывает не чужд горькой иронии и сарказма, в целом не свойственных ему: «Чем жизнь печальней и опасней, / тем удивительнее басни…» (из сб. «Дом над обрывом» , 1996).

Ключевые темы, образы-символы лирики А. — родина, бытие, природа, творчество, душа человеческая — с наибольшей самобытностью раскрылись в посл. сб. А. («Поклонная гора» , 1998; « Утешение» , 2005). Стихи всё больше приобретают философско-религиозное звучание и соц. нагрузку. Поэтич. традиция, ставшая основой тв-ва А. выражает не столько печаль по «избяной» Руси, безвозвратно ушедшей в прошлое, сколько раздумья о сохранении самого духа народа, подвергшегося тяжелейшим испытаниям в ХХ в. И если о прошлом он может заявить: «Вчерашние вожди остыли и устали, / попробуйте всю жизнь стоять на пьедестале! / Вчерашние вожди совсем позеленели, / но так и не пришли к провозглашённой цели», то, размышляя о сегодняшнем дне страны, А. не столь категоричен: «Она пролетает над пропастью, / как Феникс, сменив оперенье, / Россия восходит на кротости, / но это не знак примиренья».

Если ранние стихи А. подчас грешили «фактографичностью» (Преловский А. Стихи на БАМе рождаются // Правда. 1979. № 274. 1 окт.), то о зрелом тв-ве поэта критики говорят совершенно иначе. О поэтич. содержательности тв-ва А. уже говорилось выше, но критика отмечает теперь такую особенность его облика: «Николай Астафьев бесстрашен, как может быть бесстрашен только живущий на исходе ХХ века» (М. Амфилохиева). В характере этого бесстрашия и та особенность зрелых произведений А., что, обращаясь к, казалось бы, изв. темам и образам, он улавливает их новое звучание, стремится к небанальному взаимодействию образов, метафорич. конструкций и смыслов: «Старушка у “Астории” / вымаливает грош, — / невольно раскошелишься / и что-то подаёшь. / Доносится до слуха: / — Гуд бай, май фрэнд, сэнк ю!.. / — Дак я ж тебе, старуха, / не доллары даю!..» (« Старушка », 2000.). Тема человеч. существования на рубеже веков, поднятая автором, выступает в неожиданной, парадоксальной — и довольно иронич. форме.

В стихах А. кон. ХХ — нач. ХХI в. рисуется совр. город, где «земля асфальтом заросла», где «Вздыхает молчаливый Гоголь, / взирая Чичиковым вслед…» В тематическом поэтич. сб. СПбО СП России «Адмиралтейская игла» (2004) урбанистич. стихи А. представлены отд. подборкой.

Среди гл. черт мироощущения А. в начале нынешнего века постепенно начинает выходить на перв. план значительное расширение поэтич. горизонта, кот. уже не замыкается в круг традиционных тем, а всё больше устремляется к одухотворению быта, к бытию, как это и пристало литератору XXI в., кот. констатирует: «Ничего нет лишнего / в мире у Всевышнего…» (2004) и открывает: «Пронзает разум облака, / теснит космические сферы, / но признаёт во все века, / что остаётся область веры».

Осенью 2009 вышла кн. избр. стихов «Откроется в слове душа» (СПб., 2009), состоящая из пяти разделов, представляющих, по словам автора, «пять граней постижения мира». Они включают пейзажную и любовную лирику, стихи о тв-ве, о поэтах и поэзии, стихи гражданского звучания и религиозно-философского характера, написанные автором за 40 лет. Подобное разделение поэтич. мат-ла достаточно условно, но даёт представление о широте и эволюции взглядов поэта «в контексте времени».

В дек. 2012 у А. вышла кн. « Город стихий », вобравшая стихи разных лет, включая напис. за посл. три года (кн. отмечена лит. премией).

Новые стихи А. пост. публикуются в ж-ле писателей России «Невский альм.» (ред. В. Скворцов) и в ежегодном лит. альм. «Петербургские строфы» (ред. М. Аникин). Стихи А. вошли в «Антологию петерб. поэзии начала XXI века» (2005) и в антологию русской поэзии «Поэзию любят красивые люди» (автор-сост. А. Раков, 2013). Стихи А. вкл. в колл. сб-ки Санкт-Петерб. отд. СП России «Точка отсчёта» (2010), «Одна на всех Победа» (2010), в антол. русской поэзии «Десятая часть века» (2012), «Земля ленинградская» (2012), «Благословенна отчая земля» (2013), «Окно в мир поэзии» (2013), Созвездия катренов Петербурга [том третий] (ред.-сост. Н. Бутенко, 2013); «Благословляю всё, что было (2014), «Поэтические голоса России» [книга пятая] (2014), «Свет Победы» (2015), «Дайте Родину мою» (2015), «Дом писателя» (2016), «Поэты и революция» (2017), «На перекрёстках судеб и времён» (2017).

С 2012 А. пристально изучает обстоятельства, предшествующие гибели С. Есенина в Л-де (27.12.1925). А. работает в петерб. архивах, науч. биб-ках, открывает ряд новых фактов, позволяющих оспорить ист. достоверность первичных материалов «Дела № 89 о самоубийстве поэта Сергея Александровича Есенина», а также обширной мемуарной лит-ры, кот. до сих пор переиздаётся без серьёзного переосмысления, зачастую традиционно тиражируя заведомую ложь и уводя доверчивых читателей от поиска истинных обстоятельств гибели поэта. Итогом четырёхлетней деятельности А. стала кн. « Трагедия в “Англетере”: действующие лица и исполнители » (изд. в 2016 и в 2017). Книга вызвала большой интерес и получила высокую оценку в России и за рубежом, однако нашлись и противники, попытавшиеся исказить и принизить результаты проделанной работы.

По типу худож. мышления А. принадлежит к классич. традиции русской лирики, кот., несмотря на различные инновации, сохраняет в сегодняшней лит-ре значительное место. Его лирика далека от романтич. увлечённости, тяготеет скорее к эстетике реализма, насколько можно относить это понятие к такому поэтич. жанру, тем не менее, А., несомненно, значительный и самобытный мастер слова и занимает оригинальную и серьёзную позицию в совр. лит-ре.

Стихи А. переводились на китайский, румынский, якутский языки.

Член Союза журналистов СПб. и Лен. обл. с 1997, член СП России с 1999 (член Правления СП России до осени 2010). Член бюро секции поэзии СПбО СП России (вышел весной 2016).

Лауреат Всероссийской православной лит. премии им. св. блгв. кн. Александра Невского за 2005 (сб. «Утешение»), награждён медалями «60 лет Вооруженных Сил СССР», «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «В память 300-летия СПб.». Лауреат премии им. Н. Тихонова за кн. «Город стихий» (2013). За цикл стихов, посвящ. Н. Рубцову, Вологодский Союз писателей-краеведов наградил А. медалью «Николай Рубцов» (2016).

Соч.: Улица Верности: Стихи. СПб., 1994; Предназначенное расставанье // Наш современник. 1995. № 12; Дом над обрывом: Стихи. СПб., 1996; Астафьевы. Застолье: Стихи. СПб.-Юргамыш., 1997; Над манускриптом поэта // Криминальный вестник СПб. 1997. № 6–7; Поклонная гора: Стихи. СПб., 1998; Утешение: Стихи. СПб., 2005; Откроется в слове душа: Избр. стихи. СПб., 2009; Кровавый автограф и его копия (еще раз о последнем автографе Сергея Есенина) // Невский альм. 2010. № 6 (55); Город стихий: Стихи разных лет. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Перемирие // Невский альм. 2014. № 6 (79); Проводы // Невский альм. 2015. № 2 (81); Стихи // Свет Победы: Сб. СПб., 2015; Сердца моего боль: Открытое письмо председателю СПбО СП России Борису Орлову // Невский альм. 2016. № 3 (89); Последняя осень Сергея Есенина (аргументы против мифа о самоубийстве поэта) // Невский альм. 2016. № 6 (92); Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители. СПб.: Родные просторы, 2016 (2017); О неизв. автографе Афанасия Фета (к дню памяти А. С. Пушкина) // Невский альм. 2017. № 1 (93); О жизни просто и всерьез (рец. на кн. стихов Ал. Ахматова «Не успевая за эпохой») // Невский альм. 2017. № 3 (95); «Каждый день встречая, как награду»: рец. на кн. М. Коносова «Мечта и решетка» // Невский альм. 2017. № 4 (96); Вокруг да около Есенина, или, Как совершается всё это на глазах у комитета… // Лит. Россия. 2017. № 24 (2799); Есенин и сейчас нуждается в защите // Новый ПетербургЪ. 2017. № 38 (1293); Галина Дюмонд. Откроется в слове душа // Невский альм. 2018. № 1 (99); Право на правду // Невский альм. 2018. № 6 (104).

Лит.: Осипов Б. Слово об Астафьевых // Астафьевы. Застолье. СПб.-Юргамыш, 1997; Михайлов А. [рец. на сб. «Застолье»] О поэтическом «Застолье» Астафьевых // Рассвет (Юргамыш). 1998. № 137–139 (8328–8330), 5 дек.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И . Белинский. СПб., 2011; Ахматов А. Траектория судьбы [рец. на кн.: Город стихий] // Невский светоч. 2013. № 2; Бакулин А. Не грусти и не печаль бровей… // Православный СПб. 2016. № 1 (289); Соколов А. Гибель Сергея Есенина: тайна «Дела № 89» // Книжная лавка писателя. 2016. № 5. 30 окт.; Соколов А. Тайна дела № 89 (Легенды Санкт-Петербурга) // Петерб. дневник. 2016. № 211 (1436). 10 нояб.; Третьяков М. Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители (о книге Николая Астафьева) // Петербургские строфы-2016; Горелов А. Долго скрываемая правда // ЛГ. 2017. № 20 (6598). 24 мая; Ойцевич Г. Рец. на кн. Н. Ф. Астафьева «Трагедия в “Англетере”: действующие лица и исполнители» // Невский альм. 2017. № 5 (97).

Автор статьи - Г. Муриков

  • Астафьев Николай Фёдорович