Ауслендер Сергей Абрамович


АУСЛЕ́НДЕР Сергей Абрамович [18(30).9.1886, по др. сведениям — 25.9(7.10).1886, СПб. — 11.12.1937 (по др. свед. 3.1.1943), М. (Бутово), в заключении] — прозаик, драматург, критик.

Отец писателя был выходцем из купцов. Мать, уроженка Ярославской губ.,— из дворянской семьи; сестра изв. поэта и прозаика М. Кузмина. Окончив в 1906 7-ю спб. классическую гимназию, А. учился на историко-филологич. фак-те СПб. ун-та (курса не завершил). Публ. начал в 1905 (рассказы « Кровь », « Из дневника гимназиста »). С 1906 сотрудничал в модернистских ж. «Золотое руно», «Весы», с 1909 — в «Аполлоне». Считался одним из лучших прозаиков-стилизаторов нач. ХХ в. Придавал большое значение этому жанру, занимавшему место где-то на границе серьезной лит-ры и легкой беллетристики. «История всего человечества, — считал А., — дала нам неисчерпаемое богатство разнообразнейших форм и красок. Художник волен пользоваться всеми» (Золотое руно. 1908. № 3–4).

В 1908 в М. вышел его перв. сб. « Золотые яблоки », кот. составили историч. рассказы из эпохи итальянского Возрождения, французской революции (« Бастилия взята», «Вечер у господина де Севираж», «Месть Джироламо Маркезе » и др.). Критик Ю. Айхенвальд, отметив «простой, но изысканный и немногословный стиль» новелл А., писал, что художник грациозно скользит «по событиям отжившей эпохи, и она воскресает под нежной и прозрачной дымкой, в намекающих очертаниях, далекая и близкая одновременно» (Русская мысль. 1908. № 5. Отд. III). М. Гершензон обратил внимание на умение автора «выразить полноту жизни самой фабулой» (Вестник Европы. 1908. № 7). А. Белый, напротив, отозвался о прозе А. уничижительно-сурово: «Всё прикрыто беспредметным изяществом: стилизованная вуаль, а под ней — убожество мысли, чувства, творчества» (Весы. 1908. № 6). Сам А. так определял жанр рассказов, вошедших в сб.: «новеллы из занятной книги любовных и трагических приключений». Почти все его новеллы-стилизации пронизаны романич. интригами. Он ценил в своих героях и героинях готовность подчиниться стихии чувств и желаний, изящество страстных жестов, мечтательность и отвагу. А. уделял пристальное внимание такому канону избранного им жанра, как событийная насыщенность и занимательность. Быстрая смена эпизодов, таинственность, туманные намеки — неотъемлемые черты его повествовательной манеры.

Когда в 1912 вышел втор. сб. прозы А. (« Рассказы »), М. Кузмин отметил, что эта кн. явила «цельного, оригинального и серьезного писателя, имеющего свой слог, свои пристрастия и старающегося сознательно, упорно и любовно расширять свой диапазон» (Аполлон. 1912. № 3–4). Мат-л для новых рассказов-стилизаций (« Ставка князя Матвея», «Туфелька Нелидовой», «Ганс Вреден » и др.) А. черпал уже из отеч. истории. Во вступлении к циклу рассказов « Петербургские апокрифы », составившему осн. часть кн., автор писал: «Прими, любезный читатель, несколько историй, навеянных грезами о славном, веселом, жестоком и необычайном Петербурге минувшего. То, что вычитал в старых книгах с пожелтевшими страницами, то, что пригрезилось в странные часы сумерек, то, что рассказали мне безмолвные свидетели великих тайн, — соединил я в этих историях…». Имитируя лит. язык прошлого, А. во всем остальном домысливал, фантазировал, импровизировал. Мифологичность представлений о загадочном СПб. как бы уравновешивалась достоверностью стиля. Произведения 2-й части кн., написанные в символико-реалистич. манере (повесть « У фабрики » и др.), во многом автобиографичны.

Среди прозаич. вещей А. заслуживает внимания роман « Последний спутник » (1913), в кот. воссоздан лит. быт М. и СПб. эпохи Серебряного века. Среди героев легко узнаются изв. художники слова — В. Брюсов, М. Кузмин, Вяч. Иванов и др. «В “Последнем спутнике” развитие сюжета представляет собой движение от реальности — к символу и, наконец, к мифу. На первичном уровне роман нарочито ориентирован на узнаваемость реалий, скрытых за легким флером вымысла. Это касается персонажей, обстоятельств, событий и места действия произведения» (А. Грачева).

А. не принял октябрьского переворота 1917-го. В начале 1918 уехал из Пг. в Москву, затем в Екатеринбург и Омск, где публиковал в газетах антибольшевистские статьи. В 1919–22 работал воспитателем в детском доме недалеко от Томска, с 1922 — зав. лит. частью моск. ТЮЗа.

В 1920-е сочинял в основном ист.-рев. и приключ. повести для юношества: « Много впереди » (1924), « Колька Ступин » (1924), « Случай на море » (1925), « Черный вождь » (1925) и др.

В 1937 был репрессирован, по прежде существовавшим сведениям — умер в заключении от прободения язвы, по уточненным сведениям — расстрелян.11 дек. 1937. 9 авг. 1956 реабилитирован.

Соч.: Золотые яблоки. Рассказы. М., 1908; Рассказы. Кн. II. СПб., 1912; СС. Т. 1–5, 7. М., 1928; Петербургские апокрифы / сост., подг. текста и комм. А. Грачевой. СПб., 2005.

Лит.: Шолок Э. Живые документы первых пореволюционных лет: О творчестве С. Ауслендера // Детская лит-ра. 1968. № 3; Шубин Э. Художественная проза в годы реакции // Судьбы русского реализма начала века. Л., 1972; Зельдхейи-Деак Ж. К проблеме стилизации в русской прозе нач. ХХ в. // Hungaro-Slavica. 1978. Bdpst, 1978; Быстров В., Ясенский С. В поисках утраченного времени // Новый ж-л. СПб., 1995. № 2; Минакина Н. Воспоминания о Михаиле Кузмине и Сергее Ауслендере / публ., предисл., комм. Т. Буслаковой // Русская культура ХХ века на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. Вып. 1. М., 2000; Грачева А. Петербургское чародействие (Проза Сергея Ауслендера 1905–17 годов) // Ауслендер С. Петербургские апокрифы. СПб., 2005; Мартынов Л . Золотые яблоки // Дар будущему: Стихи и воспоминания / сост. Г. Сухова-Мартынова, Л. Сухова. М., 2008.

Автор статьи - В. Быстров

  • Ауслендер Сергей Абрамович