Аверченко Аркадий Тимофеевич


АВЕ́РЧЕНКО Аркадий Тимофеевич (псевд. Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.) [15.(27).3.1881, Севастополь — 12.3.1925, Прага, похоронен на Ольшанском кладб. в Праге] — писатель-сатирик, драматург, театр. критик.

Родился в семье купца 2-й гильдии, «учился дома»; по др. сведениям окончил два класса Севастопольской гимназии. С 10 лет пристрастился к чтению «без разбора», в зрелом возрасте предпочтение отдавал беллетристике. С 1896 ― конторщик в Акционерном об-ве Брянских каменноугольных копей и рудников в Донбассе, в нач. 1900 переехал в Харьков. В газ. «Южный край» (Харьков, 1903. 31 окт.) был опубл. перв. рассказ А. « Как мне пришлось застраховать жизнь ». Однако сам автор своим лит. дебютом считал рассказ « Праведник » (Ж-л для всех. 1904. Апр.). В 1906–07 в Харькове издает сатирич. ж. «Штык» и «Меч», печатается в «Харьковских губернских ведомостях». В янв. 1908 «без денег и знакомств» приезжает в СПб., попадает в водоворот столичной лит. жизни, становится секретарем сатирич. ж. «Стрекоза», редакция кот. располагалась на наб. Фонтанки, 80. А. реформировал его и с апр. 1908 стал ред. нового популярного петербургского сатирич. ж-ла «Сатирикон». Собрал вокруг себя молодых остроумных юмористов: Тэффи, Сашу Чёрного, П. Потемкина, С. Горного, А. Бухова, О. Дымова и талантливых художников: Б. Анисфельда, Л. Бакста, И. Билибина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, Е. Лансере, Дм. Митрохина, А. Остроумову-Лебедеву, А. Радакова, Ре-ми (Н. Ремизова), А. Юнгер, А. Яковлева и др. П. Пильский считал, что А. «был не только центральной фигурой редакции, не только создателем нового журнального типа, но и основой редакционной спайки, строителем редакционной семьи, ее цементом, ее душой, символом ее единства, взаимодоверия и слитности» (Сегодня. Рига, 1925. № 60. 15 март.). Место А. в худож. жизни СПб. определяется сатирич. направленностью его тв-ва и лит. пристрастиями, кот. он так определил в письме к В. Князеву осенью 1908: «…люблю поэзию, но такую: здоровую, “от земли”, чуждую всякой изломанности и манерности. Мало ее теперь. Приходится сильно бороться со всеми этими течениями» (РО ИРЛИ. Ф. 584. Ед. хр. 10. Л. 1). Тв-во петерб. представителей «нового искусства» становится постоянным объектом сатирич. выпадов не только в тв-ве А., но и в его бытовом поведении. По воспоминаниям К. Сюннерберга (Эрберга), на выставке карикатуры, устроенной в ред. ж. «Аполлон», А. показывал всем как «очень удачную карикатуру» на свою «особу» постоянно висевшую там фотографию со скульптурой Аполлона Бельведерского (РО ИРЛИ. Ф. 474. Ед. хр. 53. Л. 90–91).

В 1910 вышли три кн. А., кот. сделали его известным всей читающей России и выдержали в теч. последующего десятилетия многочисленные переизд. большими тиражами: « Веселые устрицы » (24-е изд. Пг., 1916), « Рассказы (юмористические) » (11-е изд. Пг., 1916) и « Зайчики на стене » (10-е изд. Пг., 1916). Появление этих рассказов вызвало дискуссию о природе комического у А., часть критиков увидела интерес к «маленькому человеку» и незатейливый житейский юмор Антоши Чехонте (Измайлов А. Биржевые Ведомости. 1910. 21 июн. Веч. вып.), другая ― основанный на здравом смысле «американский» смех «русского Марка Твена» (Полонский В. Всеобщий ежемесячник. 1910. № 7). По мнению В. Ирецкого (В. Гликман), «беспартийное» и безыдейное» «плодовитое веселье» А. заняло свою нишу в русской лит-ре среди гоголевско-щедринской традиции «смеха сквозь слезы» «беспощадной политической сатиры 1904–1905 годов» и «уличной юмористики» «Будильника» и «Стрекозы» (Ирецкий В. Некролог // Дни. Берлин, 1924. № 716. 15 март.). «”Чуждый надрыва”, далекий от всех “проклятых” вопросов А. сделал своим героем “мелочи быта”, «представитель беспечной богемы сталкивал лбами неожиданные положения, развивал до гротеска какую-нибудь уродливую черту». Своеобразие его письма в «метком коротком диалоге, нарастании внешнего комизма, неожиданного фейерверка в развязке» (Черный А. Аркадий Аверченко // Русская мысль. 1926. № 277. 18 март.).

Печ. в газ. «Свободные мысли», «Солнце России». Автор миниатюр и фельетонов на злобу дня, среди его рассказов много рождественских и пасхальных, посвящ. Татьянину дню и широкой масленице, пишет театр. обозрения, ведет в «Сатириконе» «Почтовый ящик».

В 1910 вышла под ред. А. в виде приложения к ж. иллюстрированная «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»». В этом колл. сочинении А. принадлежит раздел « Новой истории ». Гл. объектом насмешки стал цикл гимназич. учебников историка Д. Иловайского. После двух заграничных путешествий летом 1911 и 1912 А. выпустил приложение к «Сатирикону» за 1912 ― книжку « Экспедиция сатириконцев в Западную Европу » (в соавт. с Г. Ландау, с шаржами художников А. Радакова и Н. Ремизова).

В 1910–13 жил в д. 9 на ул. Гоголя, в 1914–17 ― в знаменитом толстовском доме (наб. Фонтанки, 5, кв. 203), там же располагалась ред. «Сатирикона», а затем с 1913 по 1918 «Нового Сатирикона», обедал в изв. петербургск. ресторанах «Медведь» и «Вена», где также часто проходили ред. собрания.

В 1910-е А. приобретает репутацию «короля смеха», популярного и плодовитого писателя; выпускающего каждый год по неск. сб.: « Круги по воде » и « Рассказы для выздоравливающих » (оба ― 1912), « Черным по белому » (1913), « Сорные травы » (под псевд. Фома Опискин), « О хороших, в сущности, людях » (оба ― 1914), « Волчьи ямы », « Шалуны и ротозеи » (оба ― 1915), « Позолоченные пилюли », « Чудеса в решете » (оба ― 1915), « О маленьких для больших » (1916), « Караси и щуки », « Оккультные науки », « Синее с золотом » (все три ― 1917), « Чудеса в решете » (1918). Герои юмористич. рассказов А. ― обычные люди, попавшие в смешные ситуации в повседневной жизни. В 1917 увидела свет повесть « Подходцев и двое других », где в кач-ве «новых» героев автор изобразил беспечных прожигателей жизни, в кот. современники находили сходство с самим автором и двумя его коллегами по «Сатирикону» ― художниками А. Радаковым и Н. Ремизовым.

Писал юмористич. пьесы-миниатюры, водевили, сценки, монологи, ставившиеся на сцене Литейного театра в СПб. (1912–16, « Двойник», «Дамы», «Молодость», «Красивая женщина » и др.), в театре «Кривое зеркало» (« Коготок увяз ― всей птичке пропасть», «Четверо », 1910), в театре «Аквариум» (« Без ключа », 1911), в Троицком театре (1913–16, « Женщина, достойная уважения», «Искусство любить » и др.). Издал « Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов » (1913), « Чудаки на подмостках: Сб. пьес и монологов» (1918), а также « Записки театральной крысы: Рассказы» (1915; 2-е изд. — 1926 с предисл. Вс. Мейерхольда).

По воспоминаниям современников (А. Танеева (Вырубова), князя М. Путятина), произведения А. читал Николай II, сохранились рассказы о том, что А. был приглашен для чтения в Царскосельский дворец, но оно не состоялось.

Февральскую революцию А. восторженно приветствовал, октябрьскую не принял. Власть большевиков он сравнил с «дьявольской интернационалистской кухней, кот. чадит на весь мир». Сб. памфлетов « Дюжина ножей в спину революции » (Париж, 1921) Ленин назвал книжкой «озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца», отметив, вместе с тем, что «до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки» (Ленин В. СС. 4-е изд. Т. 33).

В авг. 1918 «Новый Сатирикон» закрыт, А. печатается в газ., высмеивающих новый порядок: «Барабан», «Эшафот» (обе ― Пг.), «Чертова перечница» (Пг., Киев). В кон. 1918 А. уехал с юмористич. выступлениями сначала в Киев, затем в Харьков, Ростов и обосновался в Севастополе. Создал вместе с А. Каменским в Севастополе театр-кабаре «Дом артиста», где в нач. 1920 были поставлены его пьесы « Игра со смертью » (рец. в газ. «Юг». 1920. 4 янв.) и « Лекарство от глупости ». В апр. 1920 организовал (совм. с В. Свободиным) театр-кабаре «Гнездо перелетных птиц» (возобновленное в Константинополе), где, по собств. признанию, играл роль «Аркадия Аверченко». Сотрудничал в газ. «Приазовский край», «Юг», «Юг России».

В кон. окт. 1920 вместе с войсками генерала Врангеля эмигрировал в Константинополь. В 1921 в ж-ле «Зарницы» активно публиковал антибольшевистские памфлеты. Фельетоны и рассказы этого периода вошли в сб. « Нечистая сила » (Париж, 1920), « Записки простодушного » (Константинополь, 1921), « Кипящий котел » (Константинополь, 1922), « Дети » (Константинополь, 1922), « Двенадцать портретов знаменитых людей в России » (Париж-Берлин-Прага, 1923), « Смешное в страшном » (Берлин, 1923), « Рассказы циника » (Прага, 1925). Картины эмигрантского быта окрашены горькой иронией, герой, потерявший привычные устои и ориентиры, «плачет на свадьбе и смеется на похоронах». На смену добродушному смеху приходит желчный сарказм, «юмор висельника». Однако ностальгич. сожаления о гибели старого «многокрасочного и сочного» русского быта придают произведениям А. эмигрантского периода лирич. ноту.

13 апр. 1922 А. переезжает в Софию, 17 июня 1922 ― в Прагу. Посл. роман « Шутка мецената » (1925) пронизан ностальгией по богемной петерб.. жизни, прототипы героев ― сам автор и его коллеги по «Сатирикону».

В некрологе Тэффи писала: «Многие считали Аверченко русским Твеном. Некоторые в свое время предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в русской литературе свое собственное, я бы сказала единственного русского юмориста».

При жизни был переведен на чешский, немецкий, румынский, болгарский, сербский яз.

Соч.:

Записки простодушного (Эмигранты в Константинополе) М., 1922;

Рай на земле. Загреб, 1922;

Осколки разбитого вдребезги. Л., 1926;

Записки театр. крысы. Л., 1926;

Эмигрантские рассказы. М.-Л., 1927;

Юмористич. рассказы / предисл. О. Михайлова. М., 1964;

Кривые углы. М., 1989;

Осколки разбитого вдребезги. М., 1989;

Бритва в киселе. М., 1990;

Хлопотливая нация. М., 1991;

Записки простодушного. М., 1992;

СС: В 6 т. М., 1999–2000;

Юмористич. рассказы. Аудиокнига. МР3. 2004.


Лит.:

Войтоловский Л. Лит. силуэты (А. Аверченко) // Киевская мысль. 1910. № 184. 6 июл.; Кранихфельд В. Лит. отклики. В подполье // Совр. мир. 1910. № 11. Отд. II, 6; Полонский В. Смех и горечь. Юмористич. рассказы А. Аверченко // Всеобщий ежемесячник. 1910. № 7; Чуковский К. Устрицы и океан // Речь. 1911. № 77. 20 март.; Седых И. (Князев В.) Цемент «Сатирикона» // Лит. Л-д. 1934. № 31. 8 июл.; Никулин А. Люди русского искусства. М., 1947; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Скиталец (Петров С.). Повести и рассказы. Воспоминания. М., 1960; Вержбицкий Ник. Записки старого журналиста. М., 1961; Спиридонова (Евстигнеева) Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Левицкий Д. Жизнь и творч. путь Аркадия Аверченко. М., 1999–2000; Миленко В. Севастополь Аркадия Аверченко. Севастополь, 2007; Миленко В. Аркадий Аверченко. М., 2010 (ЖЗЛ); Хлебина А., Миленко В. Аркадий Аверченко: Встреча через 90 лет // Аверченко А. Русское лихолетье глазами короля смеха. М., 2011; Хлебина А., Миленко В. Аркадий Аверченко: Беженские и эмигрантские годы (1918–1925). М.: «Дмитрий Сечин», 2013.

Автор статьи - О.Кузнецова

  • Аверченко Аркадий Тимофеевич