Азадовский Марк Константинович


АЗАДÓВСКИЙ Марк Константинович [6(18).12.1888, Иркутск — 24.11.1954, Л-д; похоронен на Большеохтинском кладб.] — фольклорист, литературовед, этнограф, библиограф.

Родился в семье чиновника горного ведомства. Окончил Иркутскую гимназию. Высшее образование получил на славянском отд. ист.-филол. фак-та СПб. ун-та (1907–13), по окончании кот. по рекоменд. проф. А. А. Шахматова был оставлен при каф. истории русской словесности для подготовки к профессорскому званию. В 1915–18 являлся преподавателем Лесного коммерческого училища и 6-й гимназии в Пг. Готовясь к профессорскому званию, осенью 1913 — зимой 1914 при поддержке Русского географич. об-ва (АН) совершил длительную фольклорно-этнографич. экспедицию по Амуру (см. публ.: Заговоры амурских казаков // Живая старина. 1914. Вып. 3/4. Приложение; Песнь о переселении на Амур // Сибирский архив. 1916. № 3/4; и др.). Летом 1915 состоялась его поездка в Верхнеленский округ (верховья р. Лены; командирован этнографич. отд. Русского Географич. об-ва и Отделением русского яз. и словесности при АН) где были записаны сказки и причитания. В нач. мая 1918 выехал из Пг. в Сибирь. В 1918–21 А. преподавал на ист.-филол. фак-те Томского ун-та, где сдал магистерские экзамены; одновременно в 1919–20 — зав. Библиографич. бюро Ин-та исследования Сибири (см. подготовленное им изд.: Обзор библиографии Сибири . Томск, 1920). В 1921–23 работал в Читинском ин-те народного образования, где издал « Ленские причитания » (Чита, 1922) — второй в истории русской науки, после «Причитаний Северного края» Е. Барсова, фундаментальный сб. народной причети, созд. по мат-лам, записанным в 1915.

В 1923 поселился в Иркутске. До 1930 — проф., зав. каф. русской лит-ры Иркутского ун-та. В те же годы — член Восточно-Сибирского отд. Русского географич. об-ва, б. центром краеведческой работы в Иркутске; с апр. 1924 — предс. Этнологической секции. Под эгидой секции вышла знаменитая кн. А. « Беседы собирателя .О собирании и записывании памятников устного творчества. Применительно к Сибири » (Иркутск, 1924), нацеливавшая читателей на собирание фольклора. В Иркутске вместе с Г. Виноградовым создал одно из лучших в 1920-е краеведческих изд. — ж. «Сибирская живая старина» (1923–29; 9 вып.; 3/4 и 8/9 — сдвоенные), наследовавший лучшие традиции дореволюционной «Живой старины». На страницах ж. напеч. ряд статей, кот. впоследствии привели его в кон. 1930-х к « Истории русской фольклористики » (о сибирском этнографе А. Щапове, Н. Бестужеве как этнографе и др.). В этом ж. напечатал и записи сказок Н. Винокуровой, сделанные в 1915. (Сказки Верхнеленского края // Сибирская живая старина. 1925. Вып. 3/4; отд. изд. Иркутск, 1925. Вып. 1; 22 текста из 50 сохранившихся). Во вст. статье дал блестящую характеристику индивидуального стиля сказочницы. См. также немецкий вариант ст.: Eine sibirische Märchenerzählerin. Helsinki , 1926 (Folklore Fellows Communications; № 68). В Иркутске создал целый ряд справочно-библиогр. трудов по Сибири: Лит-ра по этнографии Сибири за последнее десятилетиеXIX в. (Перечень статей в период. изд. 1891–1900 гг.) // Сибирская живая старина. 1924. Вып. 2; Мат-лы для биобиблиографич. словаря Восточно-Сибирских этнографов: Предварительный список // Известия Восточно-Сиб. отд. Русского географич. об-ва. 1926. Т. 51; Сибирь в русской худож. лит-ре: Опыт библиографич. указ . // Там же. Печатал библиографич. подборки в Чехословакии: Библиография сибирского фольклора. 1917–26 // Slavia. 1928/1929. Roč. 7. № 1.

В 1920-е сложились интересы А. в обл. декабристоведения. Ввел в науку архивные документы, атрибутировал подписанные псевдонимами ст.: Автографы А. и М. Бестужевых в Читинском музее // Декабристы в Забайкалье: Неизданные мат-лы. Чита, 1925; Декабристы на каторге и в ссылке . 1. Загадочный документ // Былое. 1925. № 5; Н. А. Бестужев о бурятском хозяйстве (статья Н. А. Бестужева «Бурятское хозяйство») // Жизнь Бурятии. 1925. № 9/12; Странички краеведч. деятельности декабристов в Сибири // Сибирь и декабристы: статьи, материалы, неизд. письма, библиография. Иркутск, 1925; Неосуществленный замысел побега декабристов из Читы (Неопубл. глава записок Завалишина) // Декабристы и их время. М., 1928; и др. Исследователем был подг. библиографич. указ. « Декабристы в Сибири: Библиогр. Мат-лы » (Сибирь и декабристы. Иркутск, 1925). В 1931 совм. с И. Троцким изд. « Воспоминания Бестужевых » (М., 1931).

В 1929–37 являлся членом редколлегии незаконч. «Сибирской сов. энциклопедии», для кот. написал мн. статей-персоналий (о сибирских писателях, этнографах, фольклористах и декабристах), опубл. в основном без подписи.

В 1930, в период разгрома сов. краеведения, А., понимая что развитие событий может привести к его аресту, покинул Иркутск и переехал в Л-д, где вскоре, в декабре этого года, стал во главе Кабинета изучения фольклора города и деревни Гос. ин-та истории искусств (ГИИИ). После реорганизации ГИИИ (1931) Кабинет был переведен в Ин-т по изучению народов СССР (апр. 1931 — февр. 1933; ИПИН); при слиянии ИПИНа с Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамерой) был образован Ин-т антропологии и этнографии АН СССР (ИАиЭ), структурой кот. стала Фольклорная секция (б. Кабинет) (февр. 1933 — дек. 1938). С 1939 Фольклорная комиссия (б. секция) стала одним из отделов ИРЛИ (ПД) АН СССР. Под рук. А. в 1930-е в названных учреждениях работали словесники А. Астахова, Н. Андреев, А. Лозанова, П. Ширяева и музыковеды Е. Гиппиус, З. Эвальд, С. Магид. Фольклорная секция в 1934 учредила новый периодич. орган — «Сов. фольклор: Сб. статей и мат-лов» (М.-Л., 1934–41. Вып. 1–7; вып. 2/3 и 4/5 — сдвоенные), редактором кот., начиная с вып. 2/3, стал А. Как и само время, издание противоречиво. В «Сов. фольклоре» отразились разные векторы развития науки — как выражавшие подлинные науч. искания, так и отвечавшие требованиям сталинской идеологии. В 1934, при учреждении в СССР кандидатских и докторских ученых степеней, А. без защиты была присуждена степень доктора филол. наук.

При всей идеологич. сложности 1930-х, интенсивность науч. исследований А. в этот лен. период была очень высокой. Науч. интересы его складывались из неск. составляющих. Важное место занимала фигура народного сказителя. В 1932 вышла в свет антол. « Русская сказка: Избр. мастера » (Л., 1932. Т. 1–2). В объемной вст. ст. исследователь подчеркивал: «Мы разрываем с безличной этнографией и входим в круг мастеров-художников, в круг деятелей искусств, где общая коллективная работа отмечена печатью создающих и ведущих ее ярких художественных индивидуальностей». В 1938 вышел в свет сб. А. « Верхнеленские сказки » (Иркутск, 1938), построенный по сказительскому принципу. Здесь переизд. сказки Н. Винокуровой и добавлены тексты Ф. Аксаментова и П. Большедворской, запис. в 1915. В 1940 издал сб., центром кот. является сибирский сказочник, открытый им летом 1925 в Тункинской долине — « Сказки Магая (Е. И. Сороковикова). Записи Л. Элиасова и М. Азадовского» (Л., 1940). В предвоен. период осуществил неск. переизд. классич. фольклорных собраний. На качественно новом уровне вместе с Н. Андреевым и Ю. Соколовым было подготовлено новое изд. « Народных русских сказок А. Н. Афанасьева » (М.-Л., 1936–40. Т. 1–3). В 1939 издал « Былины и историч. песни из Южной Сибири. Записи С. И. Гуляева» (Новосибирск, 1939). Участвовал вместе с В. Шишмаревым в подготовке знаменитого тома из СС А. Н. Веселовского (Веселовский А. Н. СС. Т. 16: Статьи о сказке. 1868–90. М.-Л., 1938).

Отд. темой в трудах А. в нач. 1930-х обозначилась история песенного собрания П. Киреевского и его окружения. Безусловной заслугой ученого является введение в науч. оборот писем П. Киреевского к Н. Языкову. На основании писем исследователю удалось показать роль Языкова и его семьи в сложении коллекции Киреевского. Рождение песенной коллекции Киреевского-Языкова фольклорист прочно увязывает с общ. веяниями 1830-х, когда складывалось идеологич. противостояние славянофилов и западников.

Интерес к истории собрания Киреевского привел А. к еще одной теме — фольклоризму в поэтич. тв-ве А. С. Пушкина. Осн. статьи по этой проблематике были объединены в кн. « Лит-ра и фольклор: Очерки и этюды » (Л., 1938). Ученому принадлежат блестящие разыскания по источникам сказок поэта. В решении проблемы источников поэтич. сказок Пушкина исследователь, не ограничившись конспективными записями поэта сказок няни, обратился к французским изд. сказок бр. Гримм (1830). Тщательное исследование черновых рукописей поэтич. сказок Пушкина убеждает А., что книжка французских сказочников явилась непосредственным источником для «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне». Предметом спец. интереса А. был сибиряк П. Ершов и его сказка «Конек-горбунок» (Автор «Конька-Горбунка» // Азадовский М. Лит-ра и фольклор: Очерки и этюды. Л., 1938; «Конек-горбунок» // О «Коньке-горбунке»: сб. ст. Л., 1937; и др.). Исследователь подготовил науч. изд. поэтич. наследия Ершова (Стихотворения. Л., 1936) и Н. Языкова (Полное собр. стих. М.-Л., 1934).

В кон. 1930-х осн. темой науч. разысканий А. стала история русской фольклористики, задача написания кот. была осмыслена в 1934 в ст. о С. Ольденбурге (С. Ф. Ольденбург и русская фольклористика // С. Ф. Ольденбург: К пятидесятилетию научно-общественной деятельности. 1882–32. Л., 1934). Важный шаг к формированию собст. концепции истории русской фольклористики А. сделал в ст. 1936 « Н. А. Добролюбов ирусская фольклористика » (Сов. фольклор: сб. ст. и мат-лов. М.-Л., 1936. Вып. 4/5; см. также: Изв. АН СССР. Отд. общ. наук. М.-Л., 1936. № 1/2). Ученый выдвигал два принципиальных для него положения. Во-первых, в противоположность устоявшимся подходам (А. Пыпин, А. Лобода, С. Савченко и др.), он не рассматривал развитие русской фольклористики как смену различных теорий: мифологическая, заимствования, антропологическая, историческая. Гораздо актуальнее для исследователя оказывается мысль об одновременном сосуществовании различных течений в фольклористич. пространстве. Во-вторых, А. полагает, что движение фольклористич. мысли сказывается не только (и не столько) в рождении и развитии разных школ, но и в участии фольклористич. составляющей в идеологич. борьбе разных общ. сил России. Ученый включает в круг фольклористич. работ труды революционеров-демократов (Н. Добролюбов, И. Прыжов, Н. Чернышевский и др.). В статье о Добролюбове, напр., стремится доказать, что немногочисленные высказывания о народной словесности рано скончавшегося друга Чернышевского являются не просто биографич. фактом его жизни, а выражением нового для кон. 1850-х направления в фольклористике, противостоявшего славянофильским воззрениям, — направления, кот. ученый назвал «революционно-демократической фольклористикой».

В 1938 гуманитарная общественность отмечала столетие со дня рождения корифея отеч. филологии Веселовского. В связи с юбилеем, увлеченный разработкой концепции истории русской фольклористики, в кот. важное место уделялось взглядам революционных демократов, А. пишет ст. « Лит. наследие Веселовского и сов. фольклористика » (Сов. фольклор. М., 1941. Вып. 7), где науч. биография Веселовского прочитывается сквозь призму связей ученого с радикальными студенч. кружками, с итальянскими гарибальдийцами, с Бакуниным и Герценом. Науч. позиции Веселовского, доказывает А., обусловлены революционно-демократ. общ. движением 1860-х.

Параллельно с работой в ИПИН (ИАиЭ) в предвоен. десятилетие А. преподавал в Лен. ист.-лингвистич. ин-те (ЛИЛИ; с 1933 — Лен. ист.-филос.-лингвистич. ин-т), в 1938 присоединенном к ЛГУ; в 1934 создал первую в вузовской системе кафедру фольклора. Студентами А. в предвоен. годы были И. Колесницкая, М. Михайлов, Н. Новиков, Г. Парилова, А. Соймонов, В. и К. Чистовы, М. Шнеерсон и др. видные впоследствии фольклористы. Осн. регионом для полевой фольклористич. работы студентов стала б. Олонецкая губ. Карельскому науч.-исследовательск. ин-ту А. и сотрудники Фольклорной секции и студенты ЛГУ оказывали методологич. поддержку. Еще до Великой Отеч. войны по инициативе А. его учениками и под его ред. были подг. фольклорные сб., ставшие впоследствии классикой отеч. фольклористики.

Во время Великой Отеч. войны в перв. блокадную зиму А. продолжал работать над «Историей русской фольклористики». В марте 1942 был эвакуирован в Иркутск, где преподавал в местных ун-те и пед. ин-те. В первые же месяцы пребывания в Иркутске создал Об-во истории, лит-ры, яз. и этнографии при ун-те (Научное историч. об-во в Иркутске // Восточно-Сибирская правда. Иркутск, 1942. 28 июл.), на заседаниях кот. им был прочитан ряд д-дов. В марте 1943 организовал в Иркутске совещание фольклористов и сказителей, где выступил с д-дом « Итоги сов. фольклористики ». В дек. 1943 участвовал в работе конф., созванной Всесоюзным Домом народного тв-ва в М. (д-д « Итоги и перспективы сов. фольклористики »). Обе конф. нацеливали науку на собирание произведений, отражавших настроения народа во время войны.

По возвращении из эвакуации в Л-д издал четыре фрагмента из кн. «История русской фольклористики», рукопись кот. практически была готова к печати — о Т. Грановском, В. Белинском, декабристской фольклористике и о взглядах рев. просветителей 1840-х. В 1940-е исследователь подвел итоги в темах, кот. он активно разрабатывал в предыдущий период. Монография « Очерки лит-ры и культуры Сибири » (Иркутск, 1947) объединила ряд его ст. предшествующего вр. В 1948 в большой серии «БП» вышло «Собр. стихотворений» Н. Языкова. Декабристская тематика нашла место в фундаментальном изд. « Воспоминания Бестужевых » (М.-Л., 1951; переизд.: 2005). В этапном для декабристоведения изд. « Декабристы-литературоведы » (М., 1954–56; сер. «Лит. наследство»; Т. 59 и 60, кн. 1–2) А. принадлежат ст. и разделы « Лит. деятельность Кюхельбекера накануне 14 декабря (по неопубл. письмам А. Е. Измайлова)», « Посл. статья Кюхельбекера », « Затерянные и утраченные произведения декабристов: Историко-библиографич. обзор », « Воспоминания В. Ф. Раевского », « О лит. деятельности А. И. Якубовича ».

Во втор. пол. 1940-х, когда развернулась кампания «борьбы с космополитизмом», труды А. стали одним их объектов идеологич. нападок. Имя А. было названо уже в 1947 в ст. В. Сидельникова «Против извращения и низкопоклонства в сов. фольклористике», опубл. в том же номере «ЛГ» (1947. 29 июня, № 26), что и д-д А. Фадеева, давший начало борьбе с «веселовщиной». В вину исследователю ставилась его ст. о западноевропейских источниках сказок Пушкина. Это обвинение в ходе кампании было повторено неоднократно (см., напр.: Дементьев А. За большевистскую партийность в литературоведении // Вестник Лен. ун-та. 1948. № 4). Вторым пунктом обвинений стали статьи А., напис. в 1938 к столетию со дня рождения Веселовского. Гл. тезис А. — науч. труды Веселовского есть порождение молодой демократич. филологии 1860-х — был подвергнут идеологич. опровержению (Соколова В. Дискуссии по вопросам фольклористики на заседаниях Сектора фольклора Ин-та этнографии // Сов. этнография. 1948. № 3). 23 мая 1949 А. был уволен из ИРЛИ (ПД); 4 авг. Президиум Академии наук официально подтвердил его освобождение от должности зав. Отделом фольклора. Одновременно был изгнан из ЛГУ (см.: Два отзыва о науч. деятельности М. К. Азадовского / Публ. Т. Ивановой // Русская лит-ра. 2006. № 2). Гл. кн. А. — « История русской фольклористики » — вышла в свет посмертно (М., 1958–63. Т. 1–2) благодаря самоотверженным усилиям его вдовы Лидии Владимировны А.

Гос. награды: орден Трудового Красного знамени (1945), медали «За оборону Л-да», «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.» (1946).

Архивы: РГБ. Ф. 542; РНБ. Ф. 1109.

Соч.: Ленские причитания. Чита, 1922 ; Верхнеленские сказки. Иркутск, 1938 ; Русская сказка. Избр. мастера. Т. 1–2. М.-Л., 1932 ; Лит-ра и фольклор. Л.,1938; Сказки Магая, записи Л. Элиасова и М. Азадовского / под общ. ред. и вст. ст. М. Азадовского. Л., 1940; Русские сказки в Карелии. Петрозаводск, 1947; История русской фольклористики. Т. 1–2. М., 1958 – 63 ; Статьи о лит-ре и фольклоре. М.-Л., 1960; Народные сказки о боге, святых и попах: Русские, белорусские и украинские / сост. М. Азадовский. М., 1961; Статьи и письма: Неизданное и забытое. Новосибирск, 1978; Из писем М. К. Азадовского (1912–41) / публ. Л. Азадовской // Из истории русской фольклористики. Л., 1978 (1981); Азадовский М. К. Сибирские страницы. Статьи, рецензии, письма. Иркутск, 1988; Азадовский М. К. — Оксман Ю. Г. Переписка. 1944–54 / изд. подгот. К. Азадовский. М., 1998; Письмо военного времени М. К. Азадовского / публ. и комм. Т. Ивановой // Живая старина. 2005. № 2; Восточносибирские сказки: Сказки Верхнеленского края; Сказки из разных мест Сибири; Ленские причитания / сост., подг. текстов, вст. ст., комм. А. Горелова. СПб., 2006.

Лит.: Библиография М. К. Азадовского. 1913–43 гг. / сост. Н. Бер; под общ. ред. В. Кудрявцева // Об-во истории, лит-ры, языка и этнографии при Иркутском гос. ун-те. Иркутск, 1944; Бахтин В. Марк Азадовский // Сибирские огни. 1962. № 3; Мельц М. М. К. Азадовский как фольклорист-библиограф // Русский фольклор: Проблемы совр. народного тв-ва. Л., 1964. Т. 9; Чистов К. М. К. Азадовский — ученый-педагог (К 100-летию со дня рождения) // Сов. фольклор. Томск, 1965. Вып. 1; Петряев Е. М. К. Азадовский и Сибирь // Лит. наследство Сибири. Новосибирск, 1969. Т. 1; Томина В. Библиографич. деятельность М. К. Азадовского // Сов. библиография. 1975. № 2; Из переписки М. К. Азадовского и С. Е. Кожевникова / Публ. Р. Линецкой // Кожевников С. Статьи, воспоминания, письма. Новосибирск, 1976; Азадовская Л. Из научного наследия М. К. Азадовского: (Замыслы и начинания) // Азадовский М. Статьи и письма: Неизданное и забытое. Новосибирск, 1978; Селявская А. Деятельность М. К. Азадовского — литературоведа, критика и фольклориста // Очерки русской лит-ры Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 2; Яновский Н. Марк Константинович Азадовский (Глава из очерка о жизни и тв-ве) // Развитие лит.-критич. мысли в Сибири. Новосибирск, 1986; Яновский Н. Неопубликованные письма ученого // Лит. наследство Сибири. Новосибирск, 1988. Т. 8; Воспоминания о М. К. Азадовском / сост., предисл., прим. И. Ярневского. Иркутск, 1996; Азадовская Л. Сердце не знало покоя // Воспоминания о М. К. Азадовском. Иркутск, 1996; К биографии М. К. Азадовского / публ. И. Ярневского // Из истории русской фольклористики. СПб., 1998. [Вып. 4–5]; Афанасьева-Медведева Г. Деятельность М. К. Азадовского в 20-х годах XX века // Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. Иркутск, 2001. Вып. 8; Два отзыва о научной деятельности М. К. Азадовского / публ. Т. Ивановой // Русская лит-ра. 2006. № 2; Горелов А. Подвижник фольклористики и литературоведения // Русская лит-ра. 2008. № 4; Иванова Т. М. К. Азадовский и Б. Н. Путилов (преемственность науч. традиций в фольклористике) // Русская лит-ра. 2008. № 4; Иванова Т. История русской фольклористики ХХ в. 1900 — первая пол. 1941 гг. СПб., 2009.

Автор статьи - Т. Иванова

  • Азадовский Марк Константинович