Азаров Всеволод Борисович
АЗÁРОВ Всеволод Борисович [1(14).5.1913, Одесса — 11.4.1990, Л-д] — поэт, публицист.
Отец — врач. А. учился в Одессе, в Единой трудовой школе им. Ильича. С благодарностью вспоминал директора и учителя словесности А. Петровича, привившего ученикам любовь к Пушкину и Маяковскому. Рано начал писать стихи, посещал литкружок при городской газ. «Станок». Вступил в лит-ру в ту пору, когда в Одессе появилась уже целая плеяда ярких лит. имен: И. Бабель, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, Э. Багрицкий. Позже, в поэме «Щедрая юность», поэт выразительно обрисовал Одессу и лит. быт той эпохи. В ранних стихах — несомненное влияние Багрицкого; А. выбирает экзотические, яркие темы и образы, стихи пронизаны рев. романтикой, им свойственны динамизм и экспрессия.
Поворот в творч. судьбе А. произошел в 1930, когда под Одессой на маневрах Перекопской дивизии он познакомился с писателем-антифашистом Мате Залкой, будущим командармом интернациональной бригады в Испании, воевавшим под именем генерала Лукача. Прочитав стихи 17-летнего поэта, Залка дал ему рекомендацию в лен. ж. оборонной лит-ры «Залп». Приехав в Л-д, А. активно включается в лит. работу. Занимается в ЛИТО Красной Армии и Флота, выступает на антифашистских митингах и конгрессах. Его лит. учителя — Н. Тихонов, Вс. Рождественский, А. Прокофьев. Под их влиянием лирика А. становится более спокойной по тону, утрачивает внешнюю экспрессивность, насыщаясь при этом актуальной внутренней проблематикой.
В 1931 в декабрьском номере ж. «Звезда» Н. Тихонов публикует стих. А. «Мир и война» . По словам А., «вся жизнь с ее открытиями и горестными утратами прошла под знамением этих слов». Перв. сб. — «Мужество» (1932) и «Спать воспрещено» (1933). Гл. тема поэзии — противостояние надвигающейся фашистской угрозе, ощущение близости новой войны, великих испытаний для каждого. Тихонов считал, что именно А. — создатель перв. антифашистских песен в стране. В 1936 А. знакомится со знаменитым немецким певцом Э. Бушем, сочиняет русский текст для его знаменитой «Песни народного фронта» (муз. В. Томилина, слова Э. Вайнерта). К этому же времени относится и замысел поэмы о вожде немецких коммунистов Э. Тельмане (поэма «Товарищ Тельман» вышла в 1956).
В 1937 к 100-летию со дня смерти Пушкина А. выпускает цикл стих., навеянных посещением Михайловского и Тригорского. Молодой поэт имел смелость послать стихи Р. Роллану — и получил доброжелательный отзыв; французский писатель с удовлетворением отмечал, что, судя по этим стихам, слухи о кончине поэзии в сов. России преувеличены. В 1940 выходит еще один стих. сб. — «Город моей юности» , одна из ведущих тем кот. — любовь к Л-ду, ставшему второй родиной поэта.
Война подходила все ближе к границам СССР. А. пишет песни и марши, в некоторых дана почти пророческая картина грядущих грозных событий. В то же время он готовится стать воен. корр., проходит стажировку как журналист на линкоре «Марат», в редакции многотиражной газ.
С нач. войны А. постоянно работает в ред. фронтовых газ. В Кронштадте, в соединениях балтийских подводников и штурмовиков, участвует в работе писательской группы при Политуправлении Балтийского флота, возглавляемой Вс. Вишневским. Подводя жизненные итоги, А. писал, что именно фронтовые испытания стали для него «главной школой и источником вдохновения»: «Война дала нам, ее газетчикам, редчайшую возможность братского общения со своими героями… Какое высокое нравственное удовлетворения давал нам наш будничный, рядовой труд под бомбежками и обстрелом. Никогда ранее и позднее не испытывал я такого чувства полезности, необходимости того, что делаешь». Писал стихи и очерки для чтения на передовой. Часто его корреспонденции выходили под шапкой: «Прочти и передай товарищу!» или «После прочтения уничтожить!». В осажденном Л-де выходит кн. очерков «Кронштадт ведет бой» (1941) и сб. стихов «Ленинграду» (1942). В 1942 в соавт. с Вс. Вишневским и А. Кроном была напис. получившая широкую известность героич. комедия «Раскинулось море широко…». А. прошел воен. корр. всю войну, участвовал в снятии блокады Л-да, освобождении Эстонии, в операциях Балтийского флота в восточной Пруссии. «Войною обожжен мой стих», — писал поэт, считавший себя «рядовым стихотворных войск» («Мой долг был труден…» ).
Война и человеческая память — важные темы послевоен. лирики А. (сб. «Свет маяка» (1956), «Крутая волна» ,«Голоса моря» (1959), «Солнце и море» (1963), «На Марсовом поле» (1964)). Стихам А. свойственны сжатость, лаконизм, лучшие из них демонстрируют подлинную философичность. В поздней лирике А. не чуждается поэтич. экспериментов: им написано неск. венков сонетов — форма, не слишком обычная для русской поэзии. В этом ряду — поэма «Поздний мед» (1968), напис. в сонетной форме. В ней поэт вступает в творч. перекличку с самим Петраркой, по-новому осмысляя вечную тему любви. Итоги тв-ва подведены в сб. «Избранное» (1987): для этого и др. сб. 1980-х в целом характерен тон мужественного оптимизма, радостного приятия жизни.
Человек активный, деятельный, А. вел в СП Л-да работу по межреспубликанским творч. связям, занимался переводами поэтов Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии, был составителем мн. антологий и колл. сб. В кон. 1970-х — нач. 1980-х руководил лен. ЛИТО «Путь на моря», откуда вышли писатели-маринисты Г. Черкашин и Б. Орлов.
Написал ряд докум. повестей и очерков о моряках — героях Отеч. войны, о жизни и тв-ве Вс. Вишневского (1970); им собран докум. мат-л о Вс. Рождественском (1986).
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 216. 315 ед. хр. 1929–76.
Соч.: Мужество: стихи 1931–32 гг. Л.-М., 1932; Спать воспрещено: стихи 1930–32 гг. Харьков-Киев, 1933; Город моей юности: стихи. Л., 1940; Кронштадт ведет бой: Очерки. Л., 1941; Балтийские баллады. М., 1942; Ленинграду: стих. Л., 1942; У двух морей: Стихи. Л., 1947; Товарищ Тельман: поэма. Л., 1956; Голоса моря: стихи. Л., 1959; Вечный огонь: стихи. Л., 1961; Возвращение счастья: Об акад. В. П. Филатове. М., 1961; На Марсовом поле: стихи. Л., 1964; Рукопожатье: Стих. и переводы с эстонского. Таллинн, 1964; Всеволод Витальевич Вишневский: докум. повесть. Л., 1966; У нас на Балтике: очерки. Л., 1968; Океанский проспект: Стихи. М., 1970; Поздний мед: Стих. Л., 1971; Матросы шли первыми: докум. повесть. Симферополь, 1974; Мужество. Мурманск, 1976; Ранний свет: стих. Л., 1980; Роза ветров: стих. Л., 1982; Подводник Осипов: лирич. хроника. Л., 1983; Мальчик с обручем: стих. и поэмы. Л., 1984; Командир «С–7». М., 1986; Весна в старом городе: стих. и переводы. Таллинн, 1987; Ветры нашей молодости: повести, очерки, воспоминания. Л., 1987; Избранное: стихи и поэмы / вст. ст. А. Павловского. Л., 1987; Мосты памяти: стих. М., 1988; Мой стиль — это мои убеждения: О композиторе В. Томилине. Л., 1989.
Лит.: Владимирский Л. Герои Огненной земли // Октябрь. 1973. № 2; Байбакова Н. …Капитан своего корабля // Морской сб. 1976. № 9; Павловский А. Порывом ветра свой наполню парус! К 70-летию Вс. Азарова // Звезда. 1983. № 5; Кузнецов В. Позовите меня, окажите мне честь, капитаны… // ЛГ. 1988. 25 мая; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.
Автор статьи - А. Успенская