Бахтерев Игорь Владимирович
БÁХТЕРЕВ Игорь Владимирович [27.8.1908, СПб. ― 20.2.1996, Л-д] ― поэт, драматург, прозаик, художник
Согласно выписке из метрич. книги Андреевского собора СПб., родители Б. — «дворянин, инженер-механик Владимир Иванов Бахтерев и жена его Анна Иванова, православные и первобрачные». Оба родом из Тулы. Отец работал в правлении Юго-Восточной железной дороги, затем член президиума Тульского Губсовнархоза, умер от сыпного тифа в 1919. А. И. Бахтерева (урожд. Ливенцова) (1885–1940) окончила юридическое отд. СПб. высших женских (Бестужевских) курсов (1910), одна из перв. женщин-юристов в России. Бабушка по отцу, Л. Я. Бахтерева (урожд. Еропкина), была в родственных связях с Л. Н. Толстым.
Раннее детство Б. прошло в СПб. (Пг.). «Первую ступень» школы Б. окончил в Туле, куда мать увезла их с братом из голодного Пг. Тульская Опытно-показательная школа, где он учился, была создана в 1920 Е. Ф. и В. Ф. Введенскими, историю здесь преподавал С. Розанов, биологию и географию — И. Лепорский, рисование — А. Кириловская, лит-ру — В. Смирнов (См. Гусева А. У могилы учительницы // Юность. 1966. № 2). По воспоминаниям Б., вместе с приятелем Н. Рожковым (в будущем кинорежиссером) они проводили вечера в детском коммунистич. клубе «Светлый луч». Мать, в то время заведовавшая Тульским бюро жалоб Рабкрина, брала его с собой в М. На Б. произвела большое впечатление культурная жизнь М., запомнился макет памятника III Интернационалу В. Татлина, установленный в фойе Дома Союзов (1920), спектакли: «метро-ритмическая» постановка «Царя Эдипа» Софокла (в обработке В. Шершеневича. — Опытно-героический театр, реж. Б. Фердинандов. Сезон 1921–22), «Великолепный рогоносец» (реж. Вс. Мейерхольда, по пьесе Ф. Кроммелинка. 1922). В школьном ж., кот. Б. редактировал, появилась его заметка об еще одном моск. впечатлении, ― встрече с Лениным в коридорах Кремля (Б. ходил с матерью обедать в кремлевскую столовую). В Туле познакомился с внуком Л. Толстого Ильей, приезжавшим из Ясной Поляны к А. И. Бахтеревой по делам Рабкрина.
Продолжил школьное обучение в Л-де, в 101 трудовой школе. Но «подлинной» своей школой считал в те годы (1922–23) семью В. Дмитриева, друга отца, один из сыновей кот., Владимир, был изв. театр. художником.
Осенью 1924 поступил на Гос. курсы искусствознания при ГИИИ на отд. изобразительных искусств, но вскоре перевелся на театр. отд. По словам Б., он собирался стать театр. художникам, по примеру В. Дмитриева. «Подавал заявление в часы самого сильного за многие годы наводнения» (Воспоминания . Рукопись). Среди худож. предпочтений Б. того времени ― П. Клее, Х. Миро, П. Пикассо.
В 1925 Б. совм. с Г. Кацманом, С. Цимбалом, Д. Левиным, сокурсниками по ГКИ., решили создать свой театр, ― «Радикс» (название от лат. ― «корень» предложил Б.). Перв. постановкой театра должна была стать пьеса-монтаж «Моя мама вся в часах» по стих. Д. Хармса и А. Введенского, к кот. участники «Радикса» обратились в поисках новой драматургии. В процессе работы над постановкой (осень 1926), в состав пьесы было включено и стих. Б. « Натюрея » (первонач. « Натюрморт »; впервые опубл. ― ж. «Транспонанс». 1980. № 5) в авторском чтении. По словам постановщика спектакля Г. Кацмана, «”Радикс” был задуман как <...> театр эксперимента, ориентированный не столько на конечный результат и на зрителя, сколько на переживание самими актерами чистого театрального действия» (Кацман Г. Инт. // Введенский А. ПCC: В 2 т. М., 1993. Т. 2). Б. занимался оформлением спектакля (эскиз см. ― Хармсиздат представляет; описание декораций см. Кацман Г. [О театре «Радикс»] // Малевич о себе. Современники о Малевиче. Т. 2). Репетиции проходили сначала дома у Б. и у Введенского, затем, с разрешения К. Малевича, в ГИНХУКе (см.: О давнем). Однако спектакль не состоялся, актеры отказались репетировать в нетопленном помещении. Судя по записным книжкам Хармса, Б. собирался участвовать в колл. сб. «Радикс», — в теоретич. разделе со ст. « О живописи », в творческом, — с живописью и стихами (Т. 1). Изд. не осуществилось.
Осенью 1926, в период совм. работы «Радикса» с Хармсом и Введенским, Б. становится участником обновленной группы «Левый фланг», входит, наравне с Хармсом, Введенским и Н. Заболоцким, в его «руководящую четверку» (в первом своем составе группа, лидером кот. был поэт-заумник А. Туфанов, распалась в янв. 1926 после выхода из нее Хармса, Введенского и Вигилянского из-за несогласия с авторитарным руководством (См. об этом: К истории «Левого фланга» ЛО Союза поэтов (вст. ст., подготовка текста и комм. Т. Двинятиной и А. Крусанова) // Русская лит-ра. 2008. № 4). При обсуждении программы нового «Левого фланга» (без участия А. Туфанова), акцент был сделан на принципе творч. свободы и приоритете индивидуального мироощущения, без обобщающих «измов». Сближающим всех, по мысли Заболоцкого, должен был стать принцип «конкретности, определенности, вещественности» в противовес «поэтической зыбкости, эфемерности, иносказательности» (« Когда мы были молодыми »). Среди колл. выступлений нового «Левого фланга», в кот. Б. принимал участие, — чтение в ГИИИ в 1927 перед преподававшими там Б. Томашевским, Б. Эйхенбаумом, Л. Щербой, Ю. Тыняновым, В. Шкловским (Бахтерев И. Встречи // Российский ин-т истории искусств в мемуарах. СПб., 2003). В марте 1927 группа была переименована в «Академию левых классиков», а осенью того же года для вступления группы в состав секций Дома печати — в ОБЭРИУ (Объединение реального искусства, — название придумал Б.), что было вызвано необходимостью исключить из названия слово «левый».
Б. был участником и «худож. оформителем» знаменитого вечера обэриутов «Три левых часа», состоявшегося 24 янв. 1928 в лен. Доме печати. В «Первом часе» (среди «литературной секции») он выступил с чтением своих стихов. Б. был автором декораций и костюмов, занимался композиционным решением спектакля по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам», кот. была показана во «Втором часе». В Декларации обэриутов (осн. положения: Афиши Дома печати. 1928. № 2) Б., совм. с Б. Левиным, написал раздел «Театр ОБЭРИУ», в кот. на примере постановки «Елизавета Бам» объяснялись театр. принципы группы: «…наша задача — дать мир конкретных предметов на сцене в их взаимоотношениях и столкновениях» («Ванна Архимеда » ). Среди важных для себя установок авторы выделяли самоценность в театр. постановке всех ее элементов (игры актера, декораций, костюмов), приоритет над традиционным драматургич. сюжетом — сюжета «сценического», кот. «стихийно возникает» из всех элементов спектакля (Там же).
Эти принципы были применены и в след. постановке — пьесе Б. и Хармса « Зимняя прогулка », состоявшейся в том же году в Доме печати (См. Бахтерев И. Интервью // Введенский А. ПСС. Т. 2).
Поэтич. тв-во Б. тех лет сохранилось в авторской «реконструкции» кон. 1940-х ― 60-х (перв. публ.: 1978 ― «Soviet Union», 1980 ― самиздат. ж. «Транспонанс», 1987 ― «Родник», Рига). Названия некот. произведений Б. встречаются в «Записной книжке» Д. Хармса (лето 1927): « Лирическое С1 », « Лирическое С2 », « Мои похороны », « Вальбом Габсбургской девушке », « Лорд Листер », « Приход царственной Зимы », « Песень Гонца », « Натюр Морт », « Повесть [С] Фю » « Логика 6 §§ 1 и 2 ». В ст. «Поэзия обэриутов» (Декларация) Заболоцкий так определяет творч. метод Б.: «предмет и действие, разложенные на свои составные, возникают, обновленные духом новой обэриутской лирики. Но лирика здесь не самоценна, она — не более как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия» («Ванна Архимеда»). Для поэзии Б. раннего периода характерно наличие элементов драматизации текста (ремарки, вопросно-ответная форма), включение в поэтич. текст прозаич. вставок, наличие отд. элементов зауми. В традиции кубо-футуристов и заумников в текстах Б. знаки препинания отсутствуют или применяются непоследовательно.
После окончания в 1930 ГИИИ (специальность «театральный критик») Б. работает очеркистом в газ. «Лен. правда», «Смена», «Бытовая газета» и ж. «Стройка», «Резец», «Звезда». В кон. 1920-х Б. увлечен темой бытовых коммун, в соавт. с А. Разумовским пишет ряд очерков: « Жизнь коммуной » (Стройка. 1930. № 4), « Культурно-бытовое товарищество » (М.-Л., 1930) и др.
В это же время начинается сотрудничество Б. с детским сектором изд-ва «Молодая гвардия», с ж. «Еж», перв. публикация в кот. состоялась в 1928 (Загадка ― № 9). По воспоминаниям Б., написать для детей будущим обэриутам предложил Олейников, вместе с Евг. Шварцем он подошел к ним на поэтич. вечере в Кружке Друзей камерной музыки (Б., Разумовский А. О Николае Олейникове // День поэзии. Л., 1964). Наряду с Хармсом, Введенским и др. Б. работал над пересказом «Сказок» бр. Гримм (См.: Записная книжка Д. Хармса за 1928. Т. 1). В соавт. с Разумовским им были напис. книги для детей очеркового характера « Рождение коммуны » (Л., 1930), « Келифский узбой » (М.-Л., 1932) и др.
В дек. 1931 был арестован по делу детского сектора Госиздата и изд-ва «Молодая гвардия» по обвинению в антисоветской деятельности. По делу проходили семь человек, в т.ч. Хармс, Введенский, Туфанов. Событиям, предшествовавшим аресту, посвящ. воспоминания Б. « Горькие строки » (См. также: Следственное дело № 4246-31). По приговору, объявленному 21 марта 1932, Б. был освобожден из-под стражи, но ему запрещалось в теч. трех лет проживать в Лен. и Моск. обл. На этом его «обэриутский» период завершается. Б. продолжает писать стихи, но вплоть до кон. 1970-х они остаются неопубл.
В 1930 сотрудничает в детском отделе лен. радиовещания, в ж. «Костер», газ. «Ленинские искры». В 1936 его детская радио-пьеса « Три дня » (о детстве Горького) в исполнении актеров Лен. театра драмы им. Пушкина, получила перв. премию на Всесоюзном конкурсе.
В 1940–50-е Б. в соавт. с Разумовским пишет ист. пьесы героич. характера « Полководец Суворов » (1938, 2-я ред. ― 1948), « Русский генерал » (о генерале Брусилове) (1943–44, 2-я ред. ― 1946), « Под звездами балканскими » (1953), а также в соавт. с Разумовским и Никотоном (колл. псевд. — Брайтон) пьесу о работе сов. разведчика в немецком плену « Ровно в полночь » (1945) по одноименной повести, опубл. ими в ж. «Огонек» (1946. № 2–6, 8–9) под псевд. «Б. Райтонов». К этому же периоду относится работа Б. над радиопьесой о Мечникове и фильмом о нем (для моск. студии научно-популярных фильмов), либретто кинокомедии «Валюша» (в соавт. с З. Маркиной) и др.
Перв. постановки пьесы «Полководец Суворов» (в 4-х акт., 8 карт.) были осуществлены в 1938 в Лен. Академ. театре драмы им. Пушкина (ЛАТД) и в моск. Центр. театре Красной армии. Эта постановка, прошедшая с большим успехом, спасла Б., как он сам считал, от повторного ареста. В 1939 был принят в ССП.
Новые сценич. версии «Полководца…» появились в 1940, 1945 и 1946. В 1947 ЛАТД предложил драматургам переработать пьесу для новой постановки. Были заново написаны перв. две картины, подвергнуты переработке роли Кутузова, Потемкина и некот. др. действующих лиц. В разных театрах страны спектакль выдержал около 400 показов. С 1938 по 1952 вышло более тридцати рец. (газ. «Правда», «Известия», «Лен. правда», «Смена», «ЛГ», «Веч. Москва», «Сов. искусство», ж. «Театр», «Огонек» и др.). В 1949 за пьесу «Полководец Суворов» был представлен к Сталинской премии.
В годы Великой Отеч. войны работал в Ташкенте в Лит. агитационной бригаде СП Узбекистана (составлял тексты листовок, плакатов и т.д.). По представлению СП был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне». В Ташкенте состоялось его знакомство с А. Ахматовой. Беседы с Ахматовой, темами кот. были «Поэма без героя», тв-во обэриутов, Б. вспоминает в очерке « С Анной Андреевной Ахматовой » («Ванна Архимеда»). Ей посвятил стих. « Вечернее » (Родник. 1987. № 12).
Ташкентские встречи с Ахматовой, празднование осенью 1946 60-летия со дня рождения В. Хлебникова (юбилейное собрание, посвящ. этому событию, проходило в музее В. Маяковского 30 окт. 1946, с д-дами выступили Н. Харджиев, А. Крученых, Г. Винокур), возвращение из заключения Заболоцкого, выход в свет его сб. стих. (1948), ― стали для Б. поводом для восстановления стихов, напис. им в обэриутский период и в 1930-е.
1948 для Б. ― год творч. подъема. Он реконструирует по памяти ранние стихи, перерабатывает их, пишет ряд новых произведений, в т.ч. прозу. Рассказ « В лавке старьевщика », напис. в это время, автор характеризует как «рассказ-воспоминание-посвящение» друзьям-обэриутам (Родник. 1987. № 12). Действующими лицами в нем, наряду с вымышленными персонажами, являются бывшие соратники по перу: Введенский, Левин, Туфанов, Хармс, Заболоцкий, Вагинов, Владимиров, Олейников, ― семерых из кот. к этому времени уже не было в живых. Неск. рассказов Б., созданных в период с 1932 по 1968, опубл. в сб. «Ванна Архимеда» (Л., 1991). В предисл. к сб. А. Александров называет рассказы Б. «фантастическими небылями», «их строй эмоционален», «ситуации удивительны». Исследователь проводит параллель между «небылями» Б. и «случаями» Хармса. Их сближает убеждение авторов в том, что «в роде человеческом завелись и <...> плодятся некие мутанты. Человек силой случая превратился в “тюк” (Хармс) или же в другую разновидность — в “чеболвека” (Бахтерев)» (А. Александров. Эврика обэриутов).
В кон. 1950-х совм. с Л. Степановой задумывает написать повесть о А. Полежаеве. В 1960-е работает над биографией Н. Альтмана. Готовит серию очерков для Лен. радио о роли декоративного искусства в жизни совр. Л-да, о работе промышленных художников (опубл.: Однажды воскресным вечером // Нева. 1961. № 10), занимается лит. «поденщиной» ― лит. обработкой текстов дубляжа иностранных картин на «Ленфильме» и др., участвует в обсуждении пьес совр. драматургов в ред. совете изд-ва «Искусство».
В 1964 в альм. «День поэзии» опубл. созданный совм. с Разумовским очерк-воспоминание о Н. Олейникове. В 1970–90-е обращается к воспоминаниям. Внешним «поводом» к этому были издание А. Македоновым кн. «Воспоминания о Заболоцком» (М., 1977), подготовка А. Александровым сб. «Ванна Архимеда» (1991), выпуск посвященного обэриутам номера ж. «Театр» (1991. № 11), выход первого ПСС А. Введенского (подгот. М. Мейлахом. Анн Арбор, 1980–84; «Гилея» ― 1993). Б. написаны воспоминания об истории театра «Радикс», группы «Левый фланг», о постановках и выступлениях обэриутов, о Заболоцком, Туфанове, Ахматовой, Шкловском, Малевиче, художниках-иллюстраторах детской кн.
В сер. 1970-х знакомится с кругом неофициальных поэтов Л-да, выступает с чтением своих стихов на домашних вечерах у К. Кузьминского, Ю. Вознесенской. В 1978 состоялась перв. зарубежная публикация Б. ― стих. « Знакомый художник » (в составе ст. И. Левина «The Fifth Meaning of the Motor-Car (Malevich and the Oberiuty)» ― ж. «Soviet Union / Union Sovietique»; США). Пять стих. Б. и рассказ « Лавка с дырой, или Чинарь-молвока » были опубл. в антологии новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» (Newtonville, 1980–86), тексты воспроизведены Кузьминским по магнитофонной записи авторского чтения, сделанной в апр. 1975 (См.: Кузьминский К. У Голубой лагуны. Т. 4А). В 1980–87 произведения Б. публикуются в издаваемом поэтами-трасфуристами С. Сигеем и Ры Никоновой самиздатовском ж. «Транспонанс» (См.: Сигей С. Вместо примечаний или дополнение к предисловию // НЛО. 1997. № 26).
Обращаясь вновь и вновь к своим ранним текстам, Б. создает их новые авторские версии и варианты. Так складывается авторская установка на непрерывность процесса письма, подчеркнутая «открытой» датировкой («1934 и далее» и т.п.), варьирование разных элементов текста. Изменениям подвергаются структура, композиция, строфика, отд. строки и слова, название произведения. Наличие визуального элемента в оформлении стих. Б. применяет графическое (цветовое и шрифтовое) выделение «рамки» стихотворения» ― названия, посвящения, даты. Использует особую технику создания симультанной с текстом визуальной композиции, с помощью заклеивания отд. слов бумагой разных цветов, поверх кот. записывает новые варианты. Сигей видит в этом «реализацию принципа текучести». С его точки зрения Б. «не порождает “варианты”, а настаивает на неизменности изменений...» (С. Сигей. Идите и останавливайте время).
В офиц. изд. в России поэзия Б. нач. появляться с 1987, когда в ж. «Родник» (Рига) были представлены шесть его стих. (« Вечернее », « Один старик вместо лампы себя повесивший », « Зрелище войны », « Мы в бой вступили на рассвете... », « Пылает луч... », « Я памятник неверных... »). Наиболее представительны подборки стихов Б. в антол. «Поэты группы ОБЭРИУ» (БП. БС. СПб, 1994) и ж. «НЛО» (1997. № 26). С
Соч.: Загадка // Еж. 1928. № 9; Жизнь коммуной // Стройка. 1930. № 4 (совм. с А. Разумовским); Культурно-бытовое товарищество. М.-Л., 1930 (совм. с А. Разумовским); Рождение коммуны [при швейной фабрике им. Володарского в Л-де]. Л., 1930 (совм. с А. Разумовским); Келифский узбой. М.-Л., 1932 (совм. с А. Разумовским); Полководец Суворов: Пьеса. М., 1939 и др. изд. (совм. с А. Разумовским); Русский генерал: Пьеса. М., 1944 (совм. с А. Разумовским); Ровно в полночь: Пьеса-приключение в 9 карт. М., 1945 (совм. с А. Разумовским и Никотоном (Н. Никитиным), колл. псевд. Брайтон); Ровно в полночь: повесть. Магадан, 1946 (совм. с А. Разумовским); Полководец Суворов: Драма в 5 актах. Л.-М., 1949 (совм. с А. Разумовским); Когда мы были молодыми: Невыдуманный рассказ // Воспоминания о Заболоцком. М., 1977; Повествования [Рассказы]; Встречи [Воспоминания] // Ванна Архимеда. Л., 1991; Миракль из Мо-хо-го // Театр. 1991. № 11; [Стихи] // Поэты группы ОБЭРИУ. 3-е изд. СПб., 1994 (БП. БС); Стихотворения // НЛО. 1997. № 26; Ночные приключения: Сказка-прогулка / Обоснование текста и рис. С. Сигей, послесл. М. Евзлина.
Лит.: Levin I. The Fifth Meaning of the Motor-Car (Malevich and the Oberiuty) // Soviet Union / Union Sovietique.1978. №
Автор статьи - Ю. Валиева