Балабуха Андрей Дмитриевич


БАЛА́БУХА Андрей Дмитриевич [10.4.1947, Л-д - 2.12.2021, СПб] — прозаик, поэт, критик, эссеист, историк-публицист, переводчик.

Отец — киноинженер, выпускник ЛИКИ, с выпускного экзамена отправившийся добровольцем на фронт; мать — машинистка, блокадница, награждена медалью «За оборону Л-да». Б. окончил семь классов средней экспериментальной школы № 157 Академии пед. наук (б. гимназии принца Ольденбургского), учился в Топографическом техникуме, работал топографом — рабочим, техником, ст. техником; потом — шлифовщиком на Зеркальной фабрике, фотографом в Центр. военно-морском музее, рентген-дефектоскопистом на Листопрокатно-штамповочном з-де, аквалангистом, рабочим и опять же топографом в археологич. экспедиции, прошел служебную лестницу от чертежника до начальника отдела строительства и генплана в двух проектно-конструкторских бюро. В 1999 избран членом-корр. Метрологической Академии РФ.

«Один из старейших и наиболее уважаемых писателей-фантастов» (сб. «Интерпресскон-2007»). Обширный диапазон творч. палитры Б. начал формироваться в 1960-е, «годы оттепели». Жанр фантастики в этот период был очень востребован. В фантастику Б. пришёл в 1961, став членом клуба лен. писателей-фантастов (под председ. И. Варшавского), кот. собирался в гостиной ж. «Звезда». Позднее посещал заседания Комиссии научно-популярной и научно-фантастич. лит-ры при секции прозы Лен. писательской организации под рук. Г. Гора. Участие в этих студиях, знакомство с тв-вом лен. фантастов: братьев Стругацких, И. Варшавским, Г. Гором, а так же с моск. фантастом К. Булычёвым — как признаётся сам автор, оказало большое влияние на желание писать в жанре фантастики. Большим авторитетом в мире литераторов-фантастов для Б. был Б. Ефремов.

С 1974 — член Профессиональной группы писателей при ЛО Литфонда РСФСР, затем (1988) — член СП СССР, СП СПб. (1992), Союза российских писателей (2009) и СП России (2010). С 1995 — предс. секции фантастической и научно-худож. лит-ры СП СПб. С 1983 — соруководитель Студии молодых писателей-фантастов (совм. с А. Бритиковым), с 1996 — руководитель, а с 2003 снова соруководитель (совм. с Л. Смирновым) Лит. студии. В 1985–91 был членом Совета по приключ. и науч.-фантастич. лит-ре СП РСФСР. С 2003 — член вновь созданного Совета по фантастич. и приключ. лит-ре. В 1994–99 президент Благотворительного лит. Беляевского фонда, а после его самоликвидации — зам. председателя Оргкомитета Беляевской премии.

В лит-ре дебютировал в 1966 участием в колл. радиоповести лен. писателей-фантастов « Время кристаллам говорить ». Перв. рассказ — «Аппендикс» — опубл. в 1967 в ежегоднике «Фантастика» изд-ва «Молодая гвардия». Осн. канва рассказа: Служба Охраны Разума, обнаружив погибшую цивилизацию с помощью ретаймера просматривает историю планеты, находит критич. момент, приведший к гибели. Для исправления истории посылает десантника. На Земле десантник организует гибель на дуэли Э. Галуа, чья мысль опережает время и ведёт к досрочной термоядерной гибели. Погибшая Земля — Планета Больных Камней. «То был рассказ-предупреждение… Экспрессивно написанный, с впечатляющими деталями и минимальными сбоями в стилистике, рассказ был вполне “публикабелен” по тем временам….» (Бугров В. Предисл. к сб. Б. « Чудо человека и др. рассказы ». Л., 1990). Одновременно Б. выступает как эссеист, поэт, критик, переводчик, составитель отдельных сб. и книжн. серий, а также лит. и науч. редактор. Перв. кн. — « Предтечи » — вышла лишь через 10 лет (Таллинн, 1978).

В период 1960–80-х пишет мн. рассказов и повестей, опубл. в коллективных сб. изд-в «Молодая гвардия», «Детская лит-ра», «Лениздат» и др. (сб. «Фантастика», «Талисман», «Незримый мост», «Созвездие», «Кольцо обратного времени» и др.), а также в периодике — «Вокруг света», «Уральский следопыт», «Наука и техника», «Искатель» и др. В 1983 выходит авторский научно-фантастич. сб. «Люди кораблей », «где проявляется сфера постоянного интереса: море и всё, что с ним связано» (В. Бугров) Здесь уже слышен оригинальный голос, обладающий собств. интонациями, владеющий умением удержать читателя в интриге произведения. Повести Б. «Майский день»,«Поле надежды» и «Каникулы на Караури» о подводниках близкого будущего образовали основу романа «Нептунова арфа» (1986), единственного романа автора. В нем можно найти объяснение влюблённости автора в необъятную прародину всего сущего на Земле — в словах героя кн. Орсона Янга: «Просто я люблю море. Оно — полигон надежды. На море мы уже научились жить так, как подобает человеку, — с тех пор, как перестали считать океан театром военных действий и неисчерпаемой кладовой. Где больше всего международных работ, проектов, организаций? На море. Где, случись с тобой что, на помощь придёт любой? Опять же на море. Здесь мы все просто люди, а потом уже австралийцы, русские, японцы, американцы… Здесь мы больше всего ощущаем себя человечеством — то, чему на суше нам еще учиться и учиться. Море — это модель нашего завтра. Тень грядущего. И потому его нельзя не любить». В этих словах изложена осн. тема тв-ва Б.

Параллельно с созданием рассказов, повестей и романа с 1970 Б. начал выступать как лит. критик. Он автор более 150 статей об отеч. и зарубежных авторах, эссе, предислов., послеслов. и аналитич. статей к произведениям науч. фантастики (ряд работ написан в соавт. с Е. Брандисом, А. Бритиковым, В. Дмитревским). Очерк, посвящ. жизни и тв-ву А. Беляева и комм. к 5-томному СС писателя заслуживает отд. внимания, т.к. в нём Б. проявил себя как вдумчивый биограф и литературовед. Долгое время очерк был одним из гл. источников информации о А. Беляеве. Кроме того написал кн. о М. Ахманове, статьи об А. и С. Абрамовых, И. Варшавском, Е. Ворон, А. Дашкове, С. Жемайтисе, В. Крапивине, О. Ларионовой, В. Михайлове, Н. Перумове, А. Толстом, Л. Успенском, А. Шалимове, Б. Штерне, А. Щербакове и др.

В нач. 1990-х лит. судьба и неуёмное любопытство привели Б к лит. переводу. Одним из самых удачных стал перевод сб. вестернов Луи л’Амура «Серебряный каньон». Б. переводил фантастику и писал статьи по тв-ву Дж. Болларда, Дж. Бьюкена, Дж. Мак Дональда, П. О’Доннела (все — Великобритания), А. Будриса, А. Ван-Вогта, М. Лейнстера, Кл. Саймака, Р. Сильверберга, Р. Хайнлайна, Луи л’Амура (все — США), А. Апфилда (Австралия) и др. Автор критич. работ об иностр. писателях — А. Азимове, П. Андерсоне, Гилморе, Р. Желязны, А. Кларке, Дж. Кэмпбелле-младшем, Б. Ламли, К. Лаумере, Ст. Леме, М. Рейнольдсе, Г. Уэллсе, Ф. Фармере, К. Чапеке и мн. др.

Выход кн. «Когда врут учебники истории » (2005) открыл новый период тв-ва Б. Эта книга, кот. вызвала споры среди литераторов и историков, не претендует на абсолютную истину. Автор даёт повод читателю к размышлению и переоценке историч. событий (авторское назв. книги — «Покушение на миф»). Она является результатом двадцатилетних изысканий писателя, собравшего мат-лы об историч. мифах, т.е. о событиях общеизвестных и людях, чьи биографии всем знакомы. Книга талантлива, остроумна, иронична. В этот же период Б. продолжает развивать историч. тему в научно-худож. очерках и эссе (более 150).

Лауреат мн. лит. премий, в т.ч. за общий вклад в отеч. фантастику и аналитич. лит-ру о тв-ве русских и зарубежных авторов. Удостоен Спец. почетного диплома Международного конкурса на лучший фантастич. рассказ, проводившегося ж. «Техника–молодежи» (1981). Лауреат премии (приза) им. И. Ефремова за общий вклад в отеч. фантастику (1992 и 2009); лит. премии им. А. Беляева — за серию критич. статей об англо-американских писателях-фантастах (1993) и за кн. «Когда врут учебники истории» (2006); премии Оргкомитета «Интерпресскона» — за общий вклад в отеч. фантастику (2004); премии «Квадрубль» — за сб. стих. « Строфики и ди-строфики » (2007); премии изд-ва «АураИнфо» — за роман в стих. « Лангельд » (2008); премии «Петраэдр» — за лит.-критич. эссе « Слово о бедном Эроте » (2010).

Кн. и отд. произведения Б. переводились на английский, армянский, болгарский, венгерский, испанский, немецкий, польский, румынский, словацкий, украинский, финский, чешский, шведский, эстонский и японский и др. яз.

Соч.: Предтечи: Научно-фантаст. рассказы. Таллин, 1978; Люди кораблей: Фантаст. повести. Л. 1982; Нептунова арфа: Фантастико-приключ. роман. М., 1986; Чудо человека и др. рассказы. Л., 1990; Эпициклы: Сб. стих. СПб., 2001; Эпиграммы. СПб., 2002; Когда врут учебники истории. М., 2005; Замки и крепости СПб. и окрестностей. СПб., 2006; Распечатыватель сосудов: Фантаст. детектив. М., 2006; Строфики и дистрофики: Сб. стих. СПб: 2006; Сорок шестая роза: Сб. стих. СПб., 2007; …Но не до греческих календ!: Сб. стих. СПб., 2007; Лангельд: Роман в стих. СПб., 2007; Ахмановские мозаики: Лит.-крит. эссе. СПб., 2008; Байки от Балабухи: Главы из книги // Невский альм. 2014. № 6 (79); Автобиография неофициальная, или Как я до этого докатился // Невский альм. 2017. № 2 (94); Лаборатория Беляева / Сост. А. Балабуха, С. Неграш. СПб.: Мамонов В. В., 2017

Лит: Гор Г. Критич. статья о тв-ве Балабухи // Лит. Россия. 1965. Июль. № 21; Бугров В. Предисл. // Б. Чудо человека и др. рассказы. Л., 1990; Лукашин А. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. Минск, 1995; Харитонов Е. Фантастиковедение. Кто есть кто. Биобиблиогр. справочник. М., 2009.

Р. Адрианова

  • Балабуха Андрей Дмитриевич