Балашов Дмитрий Михайлович
БАЛАШО́В Дмитрий Михайлович [7.12.1927, Л-д — 17.7.2000, д. Козынево Новгородской обл.; похоронен в Зеленогорске под СПб.] — прозаик, филолог-фольклорист.
Родился в семье актера и художницы. Благодаря богатой домашней биб-ке с детства приобщился к сокровищам нац. культуры. Перв. блокадную зиму, во время кот. умер от голода отец, провел в осажденном Л-де, в 1942–44 находился в эвакуации в Сибири. Окончив театроведческое отд. Лен. театрального ин-та, работал преподавателем в Вологодской и Новгородской культпросветшколах. В 1950 вернулся в Л-д, где пробовал силы в самых разных обл. деятельности. Окончив аспирантуру отдела фольклора ИРЛИ АН СССР, в 1962 защитил канд. дис. « Древняя русская эпическая баллада ». С 1961 по 1968 работал науч. сотрудником Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске. Экспедиции по северным обл. России позволили Б. собрать уникальный фольклорный мат-л и дали глубокое знание образа жизни русского крестьянина. Результатом науч. исследований и экспедиций стали кн. « Народные баллады » (1963), « История развития жанра русской баллады » (1966), « Русские свадебные песни Терского берега Белого моря » (1969), « Сказки Терского берега» (1970), « Как собирать фольклор » (1971), « Русские народные баллады » (1983), « Русская свадьба » (1985) и др., кот. принесли Б. известность ученого-фольклориста, знатока сев. русской культуры.
В нач. 1960-х ярко проявился активный обществ. темперамент Б., выступившего против уничтожения церквей Русского Севера. Он сближается с патриотич. силами, ратовавшими за возрождение русской нац. культуры и объединившимися вокруг ж. «Молодая гвардия». В этом ж. опубл. очерки Б. « Современность вековечного » (1964), « С чужого плеча — себе дороже » (1966), « Урал мастеровой » (1968), посвящ. традициям русской архитектуры, народным ремеслам. Б.— один из организаторов и активный член Всероссийского об-ва по охране памятников истории и культуры. В 1970–80-е выступает в печати, на различных встречах и конференциях с речами в защиту нац. самобытности, восстановления традиционного уклада и способа хозяйствования, обнажает гибельность индустриального пути развития страны, активно протестует против проекта поворота северных рек на юг (осуществление кот. повлекло бы гибель природных и культурных богатств России).
Б. снялся в роли художника в фильме «Господин Великий Новгород» (1984). С 1985 до конца дней жил в Новгороде, где в 1988 стал одним из организаторов Праздника славянской письменности и культуры, получившего широкий обществ. резонанс. Один из создателей Фонда славянской письменности и культуры.
К худож. тв-ву Б. обратился уже в зрелом возрасте, на 40-м году жизни. Ист. романистика возникла как определенный итог его общ. деятельности, науч. интересов, жизненного опыта. Перв. повесть Б. « Господин Великий Новгород », опубл. в ж-ле «Молодая гвардия» в 1967, изображала жизнь новгородского об-ва XIII в. пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя науч. работу, Б. посвящает себя и лит. труду.
Талант ист. романиста проявился в романе « Марфа-посадница » (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 и посвящ. присоединению Новгорода к Моск. Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Янина («Новгородские посадники» и др.), Б. показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагич. образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с М. Целостное, исторически документированное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматич. характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски» (С. Котенко). Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV в. при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некритическое следование В. Янину) в изв. мере лишили роман «объективности и мудрого историзма» (С. Семанов).
Гл. труд Б.-художника — цикл романов « Государи Московские », включающий в себя кн.: « Младший сын » (1975), « Великий стол » (1979), « Бремя власти » (1981), « Симеон Гордый » (1983), « Ветер времени » (1987), « Отречение » (1989), « Похвала Сергию » (1992), « Святая Русь » (1991–97), « Воля и власть » (2000). Цикл представляет собой уникальную ист. хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 (кончина А. Невского) до 1425. Именно в «Государях Московских» впервые в худож. лит-ре мир русского Средневековья воссоздан с непревзойденной степенью полноты, ист. достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены осн. ист. события, геополитич. положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен ист. деятелей. Соединение эпичности с напряженными нравственно-психологич. коллизиями, духовное содержание русской истории XIV в., высокие худож. достоинства поставили романы Б. в ряд серьезных реалистич. произведений, повествующих о мире и человеке. За цикл «Государи Московские» награжден Большой Российской лит. премией (1997).
В худож. ткань органично включены произведения древней русской и переводной лит-ры, открывается глубинный смысл иконописи, церковного зодчества. Опираясь на труды историка культуры Г. Прохорова («Повесть о Митяе» и др.), писатель показывает сущность движения исихазма, родившегося в Византии, и его роль в судьбах Руси. Б. был горячим приверженцем и пропагандистом пассионарной теории этногенеза Л. Гумилева, с кот. долгие годы был близко знаком. Цикл воплощает многие ист. и этнич. гипотезы этого ученого (возникновение Моск. Руси, взаимоотношения с Ордой и др.).
Проблемы добра и зла, власти и совести связаны в кн. Б. с образами владык мирских (князья, бояре) и духовных (митрополиты). Следуя нравств. традиции Средневековья, Б. открывает таинственную взаимосвязь личности правителя и вверенной ему «земли». Он решительно отказывается от нередкого в ист. романистике отождествления гос. заслуг и личных качеств того или иного деятеля. Однако в центральных романах цикла («Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени») авторская трактовка проблемы цели и средств расходится как с этической позицией Древней Руси, так и с нравственной традицией русской классики. Критика отмечала этический парадокс: преступления, совершаемые героями романов ради высшей цели, расцениваются как подвиг, мученичество (А. Казинцев). Евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) трактуются Б. как сознательное обречение души на адские муки ради блага ближних. Последовательно приписывая князьям Ивану Калите, Симеону и даже митрополиту Алексию мысль, что «погубление» души есть жертва, избавляющая страну от бедствий, романист отходит от воплощения свойственного эпохе православного сознания.
В этих же романах худож. мир Б. утверждает идею невозможности святости (отождествляемой с безгрешностью) в мирской жизни. Б. отказывает в ней большинству канонизированных лиц описываемой эпохи, начиная со св. Александра Невского, и лишь пустынножители видятся подлинно святыми. Мессианский мотив связывается с фигурой преподобного Сергия Радонежского, кот. противопоставлен всей «земле» как исключительный «спаситель», при этом его чудотворения осмыслены не как действие воли Божией, но как проявления сверхчувственных способностей духовно тонкого человека («Похвала Сергию»).
Книги Б. погружают читателя в огромный массив средневековой историко-философской мысли. В спорах героев, в рассуждениях автора сталкиваются, противоборствуют, накладываются друг на друга различные философские взгляды, богословские представления. Зачастую автор ведет спор-диалог с самим собой. Абсолютизация крайностей приводит к нередкому в кн. Б. дуализму, противопоставлению «духа» и «плоти», сакрального и мирского. Отголоски еретических учений древности (зороастризм, гностицизм, манихейство) слышатся в рассуждениях о добре и зле как двух извечных первоначалах, борьба между которыми признается необходимой для поступательного развития человечества.
Однако в финальных романах цикла («Святая Русь», «Воля и власть») православное вероучение, присущее описываемому времени, раскрывается более глубоко и последовательно. На смену пассионарным идеям и нецерковной философии приходят темы эсхатологические, размышления о вечности, о прожитой судьбе. Эволюционирует и образ автора, в кот. видится уже не пылкий, подчас яростный пропагандист, а умудренный старец. Лейтмотивом посл. романа писателя становится мысль о милосердном и справедливом Суде Господнем, кот. рассудит все дела людей. Впервые явственно звучит тема Промысла Божия, непостижимыми для современников путями проводящего страну и народ через ист. бытие.
Сочетая в себе талант художника и филолога, используя древнерусские грамматич. формы, лексику, диалектизмы, Б. превратил язык своих кн. в тонкий инструмент для передачи духа и понятий эпохи средневековой Руси. Романам Б. свойственны драматич. напряженность, экспрессия, кинематографичность сцен, панорамность авторского видения. Постоянно сменяют друг друга планы повествования: любовные томления, монашеские подвиги, захватывающие полит. детективы, ист. экскурсы. И лирические описания российского пейзажа, и развернутые публицистич. отступления согреты пронзительно-нежной любовью к «родимой земле».
В 1998 Б. публикует ист. повесть « Деметрий из Херсонеса » (о временах Византийской империи), в 1999 — путевые очерки-раздумья « На „Седове” вокруг Европы», «Любовь » (о «Славянском ходе» по балканским странам, участником кот. был Б.) и рассказы.
Исторический роман « БальтазарКоса » (опубл. в 2002) – последнее законченное произведение Б. Он посвящен загадочной фигуре Бальтазара Коссы, избранному папой под именем Иоанна XXIII в 1410 и через пять лет низложенного. Фактич. материал в основном заимствован Б. из книги А. Парадисиса «Жизнь и деятельность Бальтазара Коссы», с кот. автор полемизирует, выстраивая свои догадки о личности и ист. событиях. Обращение к католическому миру автор объяснил в предисловии: «Именно теперь, когда наша церковь готовится пасть в объятия Рима, а правительство уже подчинилось диктату Запада и Штатов, теперь, когда Запад стал для нас эталоном в массовой культуре и в самом образе жизни, именно теперь стоит разобраться в том, что собой не только представляет, но и представлял Запад в те века, когда у нас еще только складывалась Московская Русь, а на Западе совершался могущественный поворот к светскому мировоззрению, приведшему к тому, к чему пришло нынешнее “прогрессивное” человечество». Пристрастие Б. к ярким пассионариям побудило его показать «глубины этого бешеного характера: пирата, убийцы, насильника, а с тем вместе умницы, покровителя гуманистов, крупного церковного деятеля и несомненного таланта. <…> Бальтазар Косса — предельно раскрепощенный, дозволивший себе всё и при этом дерзнувший на великое человек».
В 1990-е публицистика Б. обретает особую остроту. Б. выступает со ст. в защиту нац. достоинства русского народа, целостности Российской державы. Он резко обличает политиков, предавших нац. интересы в послеперестроечную эпоху, и высказывает свой взгляд на острые вопросы современности (чеченская война, рыночная экономика и пр.). Анализ причин, поставивших Россию на грань ист. существования в канун третьего тысячелетия, конструктивная программа спасения государства от расчленения и гибели предложены Б. в итоговой работе « Заметки на полях истории », опубл. посмертно (Наш современник. 2000. № 12).
Почетный гражданин Великого Новгорода, Заслуж. работник культуры РФ. Подробности биографич. и творч. пути писателя, а также версии убийства Б. в его загородном доме в Новгородской обл. освещены в сб. «Дмитрий Балашов: На плахе» (2008, сост. Н. Коняев).
Память писателя увековечена в Великом Новгороде: создан Культурный фонд имени Дмитрия Михайловича Балашова (vk.com/balashovvnovgorode), установлена мемориальная доска на доме, где жил писатель; его имя присвоено Центральной городской биб-ке (2002), в кот. в 2008 был открыт Малый музей Б.; с 2001 проходят Всероссийские Балашовские чтения. В 2017 открыт бюст писателя в сквере на пересечении улиц Андреевской и Фёдоровский Ручей (скульптор Сергей Гаев). В поселке Умба Терского р-на Мурманской обл., на берегу Белого моря (где Б. бывал в экспедициях) открыт Лит. музей Б. (2007) и установлена памятная доска на здании биб-ки (2017).
В 2014 СП России и вдова писателя О. Н. Балашова учредили Общероссийскую Балашовскую лит. премию.
Соч.: СС: в 6 т. М., 1991–93; Похвала Сергию. М.; СПб., 1992; Святая Русь: роман: в 3 т. М., 1997; Воля и власть // Роман-газ. 2000. № 5, 6; И нужна любовь // Личное мнение. М., 1990. Вып. 3; Кто мы и куда идем? // Писатель и время. М., 1991; Народ должен знать свою историю: Беседа с писателем // Слово. 1991. № 11; Анатомия антисистем // Наш современник. 1991. № 4; Союз равных народов: Нац. вопрос в СССР // Наш современник. 1991. № 7; Память учителя (Л. Н. Гумилев) // Наш современник. 1993. № 8; О памяти нации // Слово. 1993. № 3–4; Жестокие игры патриотов // Завтра. 1995. № 11 (67); Не разделить пространство евразийское! // Завтра. 1995. № 29 (85); Любой: Повести и рассказы // Роман-газ. 1999. № 3; В это адски трудное время // День лит-ры. 2000. 8 авг. № 14 (44); Еще раз о великой России. М., 2001; Бальтазар Косса: Роман // Роман-газ. 2002. № 3, 4; Юрий: Роман, повести, рассказы, очерки. М., 2006; Дмитрий Балашов ― штрихи к биографии // Аврора. 2007. № 5; Автобиография. Статьи // Коняев Н. Дмитрий Балашов: На плахе: [сб.]. М., 2008.
Лит .: Дмитрий Михайлович Балашов: библиогр. указ. / сост. О. Н. Фролова. Мурманск , 2008; Семенов С. О величии духа русского // Москва. 1973. № 10; Котенко С. Свой удел // Аврора. 1977. № 9; Бойко М. Выбор // Лит. обозрение. 1980. № 1; Бондаренко В. Полет стрелы времени // Звезда. 1983. № 8; Козинцев А. Чтобы не погасла свеча // Лит. обозрение. 1985. № 8; Рогощенков И. Без праздника и хлеб горек // Критика и время. Л., 1984; Любомудров А. Вечное в настоящем: Лит. исследования. М, 1990; Гумилев Л. Бремя таланта // Балашов Д. СС. М., 1991. Т. 1; Октябрьская О. Государи московские // Москва. 1995. № 1; Макрушин А. Сергий Радонежский и его время в творчестве Д. М. Балашова (традиции, стиль, поэтика). Автореф. канд. дис. Тверь, 1998; Панкратов С. Прощание с Дмитрием Балашовым // Север. 2000. № 9; Щеглов А. Палачи Балашова // Завтра. 2001. № 40 (409). 2 окт.; Балашова О. Балашов Дмитрий Михайлович // Балашов Д. Еще раз о великой России. М., 2001; Украсный мир Дмитрия Балашова. Мурманск, 2005; Д. М. Балашов: ист. память. Мурманск, 2006; Руденко Ю. Преломление традиций русского ист. романа в тв-ве Дм. Балашова («Симеон Гордый») // История и культура. 2007. № 6; Меркушов С. Православно-языческий синкретизм в средневековой Руси и его отображение в романах Д. М. Балашова «Младший сын» и «Симеон Гордый» // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: Филология. 2007. № 10; Коняев Н. «И скорбь, и слава…»; Воспоминания о Д. М. Балашове [20-ти авторов] // Коняев Н. Дмитрий Балашов: На плахе: [сб.]. М., 2008; Катченкова И., Никольская Т. Дмитрий Балашов: Россия, до востребования... [сб. статей]. СПб., 2011; Положение о Балашовской лит. премии // Невский альм. 2017. № 1; Любомудров А. Спасение России vs спасение души. Антиномии ценностей в романах Д. Балашова // Судьбы русской духовной традиции в отеч. лит-ре и искусстве ХХ — нач. ХХI века: в 3 т. СПб., 2018. Т. 3. Ч. I.
Автор статьи - А. Любомудров