Балашов Дмитрий Михайлович


БАЛАШО́В Дмитрий Михайлович [7.12.1927, Л-д — 17.7.2000, д. Козынево Новго­родской обл.; похоронен в Зеленогорске под СПб.] — прозаик, филолог-фолькло­рист.

Родился в семье актера и художницы. Благодаря богатой домашней биб-ке с детства приобщился к сокровищам нац. культуры. Перв. блокадную зиму, во время кот. умер от голода отец, про­вел в осажденном Л-де, в 1942–44 находился в эвакуации в Сибири. Окончив театроведческое отд. Лен. театрального ин-та, работал преподавате­лем в Вологодской и Новгородской культпросветшколах. В 1950 вернулся в Л-д, где пробовал силы в самых разных обл. деятельности. Окончив аспирантуру отдела фольклора ИРЛИ АН СССР, в 1962 защитил канд. дис. « Древняя русская эпичес­кая баллада ». С 1961 по 1968 работал науч. сотрудником Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске. Экспедиции по северным обл. России позволили Б. собрать уни­кальный фольклорный мат-л и дали глубокое знание образа жизни русского кресть­янина. Результатом науч. исследований и экспедиций стали кн. « Народные бал­лады » (1963), « История развития жан­ра русской баллады » (1966), « Русские свадебные песни Терского берега Белого моря » (1969), « Сказки Терского берега» (1970), « Как собирать фольк­лор » (1971), « Русские народные бал­лады » (1983), « Русская свадьба » (1985) и др., кот. принесли Б. известность ученого-фольклориста, знатока сев. русской культуры.

В нач. 1960-х ярко проявился актив­ный обществ. темперамент Б., выступив­шего против уничтожения церквей Русского Севера. Он сближается с патриотич. силами, ратовавшими за возрождение рус­ской нац. культуры и объединивши­мися вокруг ж. «Молодая гвардия». В этом ж. опубл. очерки Б. « Современность вековечного » (1964), « С чужого плеча — себе дороже » (1966), « Урал мастеровой » (1968), посвящ. традициям русской архитектуры, народным ремеслам. Б.— один из организаторов и активный член Всероссийского об-ва по охране памят­ников истории и культуры. В 1970–80-е выступает в печати, на различных встречах и конференциях с речами в защиту нац. самобытности, восстановления тра­диционного уклада и способа хозяйствова­ния, обнажает гибельность индустриального пути развития страны, активно протестует против проекта поворота северных рек на юг (осуществление кот. повлекло бы гибель природных и культурных богатств России).

Б. снялся в роли художника в фильме «Господин Великий Новгород» (1984). С 1985 до конца дней жил в Новгороде, где в 1988 стал одним из организаторов Празд­ника славянской письменности и культуры, получившего широкий обществ. резонанс. Один из создателей Фонда славян­ской письменности и культуры.

К худож. тв-ву Б. обратился уже в зрелом возрасте, на 40-м году жизни. Ист. романистика возникла как определенный итог его общ. деятельности, науч. интересов, жизненного опыта. Перв. повесть Б. « Господин Великий Новго­род », опубл. в ж-ле «Молодая гвар­дия» в 1967, изображала жизнь новгород­ского об-ва XIII в. пластично, зримо и до­стоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя науч. работу, Б. посвящает себя и лит. труду.

Талант ист. романиста про­явился в романе « Марфа-посадница » (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 и посвящ. присоединению Новгорода к Моск. Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Янина («Новгородские посадники» и др.), Б. показал внутренний кризис новгородского вече­вого устройства, трагич. образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с М. Целостное, исторически докумен­тированное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматич. характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски» (С. Котенко). Апология «воли», симпатии к новго­родским еретикам XV в. при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некритическое сле­дование В. Янину) в изв. мере лиши­ли роман «объективности и мудрого историз­ма» (С. Семанов).

Гл. труд Б.-художника — цикл рома­нов « Государи Московские », включающий в себя кн.: « Младший сын » (1975), « Великий стол » (1979), « Бремя власти » (1981), « Симеон Гордый » (1983), « Ветер времени » (1987), « Отречение » (1989), « Похвала Сергию » (1992), « Святая Русь » (1991–97), « Воля и власть » (2000). Цикл представляет собой уникальную ист. хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 (кончина А. Невского) до 1425. Именно в «Государях Московских» впервые в худож. лит-ре мир русского Средневековья воссоз­дан с непревзойденной степенью полноты, ист. достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены осн. ист. события, геополитич. положение Руси, жизнь главнейших кня­жеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен ист. деятелей. Соединение эпичности с напря­женными нравственно-психологич. коллизиями, духовное содержание русской истории XIV в., высокие худож. достоинства поставили романы Б. в ряд серьезных реалистич. произведений, повествующих о мире и человеке. За цикл «Государи Московские» награжден Большой Российской лит. премией (1997).

В худож. ткань органично включены про­изведения древней русской и переводной лит-ры, открывается глубинный смысл иконо­писи, церковного зодчества. Опираясь на труды историка культуры Г. Прохорова («Повесть о Митяе» и др.), писатель показы­вает сущность движения исихазма, родивше­гося в Византии, и его роль в судьбах Руси. Б. был горячим приверженцем и пропагандис­том пассионарной теории этногенеза Л. Гумилева, с кот. долгие годы был близко знаком. Цикл воплощает многие ист. и этнич. гипотезы этого ученого (возникновение Моск. Руси, взаимо­отношения с Ордой и др.).

Проблемы добра и зла, власти и совести связаны в кн. Б. с образами владык мир­ских (князья, бояре) и духовных (митрополи­ты). Следуя нравств. традиции Средне­вековья, Б. открывает таинственную взаимосвязь личности правителя и вверенной ему «земли». Он решительно отказывается от не­редкого в ист. романистике отож­дествления гос. заслуг и личных качеств того или иного деятеля. Однако в центральных ро­манах цикла («Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени») авторская трактовка проблемы цели и средств расходится как с этической позицией Древней Руси, так и с нравственной традицией русской класси­ки. Критика отмечала этический парадокс: преступления, совершаемые героями рома­нов ради высшей цели, расцениваются как подвиг, мученичество (А. Казинцев). Евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) трактуются Б. как созна­тельное обречение души на адские муки ра­ди блага ближних. Последовательно припи­сывая князьям Ивану Калите, Симеону и даже митрополиту Алексию мысль, что «погубление» души есть жертва, избавляющая страну от бедствий, романист отходит от воплощения свойственного эпохе православного сознания.

В этих же романах худож. мир Б. утверж­дает идею невозможности святости (отождествляемой с безгрешностью) в мирской жиз­ни. Б. отказывает в ней большинству канони­зированных лиц описываемой эпохи, начи­ная со св. Александра Невского, и лишь пус­тынножители видятся подлинно святыми. Мес­сианский мотив связывается с фигурой пре­подобного Сергия Радонежского, кот. противопоставлен всей «земле» как исключи­тельный «спаситель», при этом его чудотворения осмыслены не как действие воли Божией, но как проявления сверхчувственных способностей духовно тонкого человека («Похвала Сергию»).

Книги Б. погружают читателя в огромный массив средневековой историко-философ­ской мысли. В спорах героев, в рассуждениях автора сталкиваются, противоборствуют, на­кладываются друг на друга различные философские взгляды, богословские представле­ния. Зачастую автор ведет спор-диалог с са­мим собой. Абсолютизация крайностей при­водит к нередкому в кн. Б. дуализму, про­тивопоставлению «духа» и «плоти», сакраль­ного и мирского. Отголоски еретических учений древности (зороастризм, гностицизм, ма­нихейство) слышатся в рассуждениях о добре и зле как двух извечных первоначалах, борьба между которыми признается необходимой для поступательного развития человечества.

Однако в финальных романах цикла («Святая Русь», «Воля и власть») православное вероучение, присущее описываемому времени, раскрывается более глубоко и по­следовательно. На смену пассионарным идеям и нецерковной философии приходят темы эсхатологические, размышления о вечности, о прожитой судьбе. Эволюционирует и об­раз автора, в кот. видится уже не пыл­кий, подчас яростный пропагандист, а умуд­ренный старец. Лейтмотивом посл. ро­мана писателя становится мысль о милосерд­ном и справедливом Суде Господнем, кот. рассудит все дела людей. Впервые явст­венно звучит тема Промысла Божия, непо­стижимыми для современников путями про­водящего страну и народ через ист. бытие.

Сочетая в себе талант художника и фило­лога, используя древнерусские грамматич. формы, лексику, диалектизмы, Б. превра­тил язык своих кн. в тонкий инструмент для передачи духа и понятий эпохи средневеко­вой Руси. Романам Б. свойственны драматич. напряженность, экспрессия, кинематографичность сцен, панорамность авторского видения. Постоянно сменяют друг друга пла­ны повествования: любовные томления, мо­нашеские подвиги, захватывающие полит. детективы, ист. экскурсы. И лирические описания российского пейза­жа, и развернутые публицистич. отступ­ления согреты пронзительно-нежной любо­вью к «родимой земле».

В 1998 Б. публикует ист. повесть « Деметрий из Херсонеса » (о временах Византийской империи), в 1999 — путевые очерки-раздумья « На „Седове” вокруг Европы», «Любовь » (о «Славянском ходе» по балканским странам, участником кот. был Б.) и рассказы.

Исторический роман « БальтазарКоса » (опубл. в 2002) – последнее законченное произведение Б. Он посвящен загадочной фигуре Бальтазара Коссы, избранному папой под именем Иоанна XXIII в 1410 и через пять лет низложенного. Фактич. материал в основном заимствован Б. из книги А. Парадисиса «Жизнь и деятельность Бальтазара Коссы», с кот. автор полемизирует, выстраивая свои догадки о личности и ист. событиях. Обращение к католическому миру автор объяснил в предисловии: «Именно теперь, когда наша церковь готовится пасть в объятия Рима, а правительство уже подчинилось диктату Запада и Штатов, теперь, когда Запад стал для нас эталоном в массовой культуре и в самом образе жизни, именно теперь стоит разобраться в том, что собой не только представляет, но и представлял Запад в те века, когда у нас еще только складывалась Московская Русь, а на Западе совершался могущественный поворот к светскому мировоззрению, приведшему к тому, к чему пришло нынешнее “прогрессивное” человечество». Пристрастие Б. к ярким пассионариям побудило его показать «глубины этого бешеного характера: пирата, убийцы, насильника, а с тем вместе умницы, покровителя гуманистов, крупного церковного деятеля и несомненного таланта. <…> Бальтазар Косса — предельно раскрепощенный, дозволивший себе всё и при этом дерзнувший на великое человек».

В 1990-е публицистика Б. обретает осо­бую остроту. Б. выступает со ст. в защи­ту нац. достоинства русского на­рода, целостности Российской державы. Он резко обличает политиков, предавших нац. интересы в послеперестроечную эпоху, и высказывает свой взгляд на острые вопросы современности (чеченская война, рыночная экономика и пр.). Анализ причин, поставивших Россию на грань ист. существования в канун третьего тысячелетия, конструктивная программа спасения госу­дарства от расчленения и гибели предложены Б. в итоговой работе « Заметки на полях истории », опубл. посмертно (Наш современник. 2000. № 12).

Почетный гражданин Великого Новгорода, Заслуж. работник культуры РФ. Подробности биографич. и творч. пути писателя, а также версии убийства Б. в его заго­родном доме в Новгородской обл. освещены в сб. «Дмитрий Балашов: На плахе» (2008, сост. Н. Коняев).

Память писателя увековечена в Великом Новгороде: создан Культурный фонд имени Дмитрия Михайловича Балашова (vk.com/balashovvnovgorode), установлена мемориальная доска на доме, где жил писатель; его имя присвоено Центральной городской биб-ке (2002), в кот. в 2008 был открыт Малый музей Б.; с 2001 проходят Всероссийские Балашовские чтения. В 2017 открыт бюст писателя в сквере на пересечении улиц Андреевской и Фёдоровский Ручей (скульптор Сергей Гаев). В поселке Умба Терского р-на Мурманской обл., на берегу Белого моря (где Б. бывал в экспедициях) открыт Лит. музей Б. (2007) и установлена памятная доска на здании биб-ки (2017).

В 2014 СП России и вдова писателя О. Н. Балашова учредили Общероссийскую Балашовскую лит. премию.

Соч.: СС: в 6 т. М., 1991–93; Похвала Сергию. М.; СПб., 1992; Святая Русь: роман: в 3 т. М., 1997; Воля и власть // Роман-газ. 2000. № 5, 6; И нужна любовь // Личное мнение. М., 1990. Вып. 3; Кто мы и куда идем? // Писатель и время. М., 1991; Народ должен знать свою историю: Беседа с писателем // Слово. 1991. № 11; Анатомия антисистем // Наш современник. 1991. № 4; Союз равных народов: Нац. вопрос в СССР // Наш современник. 1991. № 7; Память учителя (Л. Н. Гу­милев) // Наш современник. 1993. № 8; О памяти на­ции // Слово. 1993. № 3–4; Жестокие игры патриотов // Завтра. 1995. № 11 (67); Не разделить пространство евразийское! // Завтра. 1995. № 29 (85); Любой: Повести и рассказы // Роман-газ. 1999. № 3; В это адски трудное время // День лит-ры. 2000. 8 авг. № 14 (44); Еще раз о великой России. М., 2001; Бальтазар Косса: Роман // Роман-газ. 2002. № 3, 4; Юрий: Роман, повести, рассказы, очерки. М., 2006; Дмитрий Балашов ― штрихи к биографии // Аврора. 2007. № 5; Автобиография. Статьи // Коняев Н. Дмитрий Балашов: На плахе: [сб.]. М., 2008.

Лит .: Дмитрий Михайлович Балашов: библиогр. указ. / сост. О. Н. Фролова. Мурманск , 2008; Семенов С. О величии духа русского // Моск­ва. 1973. № 10; Котенко С. Свой удел // Аврора. 1977. № 9; Бойко М. Выбор // Лит. обозрение. 1980. № 1; Бондаренко В. Полет стрелы времени // Звезда. 1983. № 8; Козинцев А. Чтобы не погасла свеча // Лит. обозрение. 1985. № 8; Рогощенков И. Без празд­ника и хлеб горек // Критика и время. Л., 1984; Любо­мудров А. Вечное в настоящем: Лит. исследования. М, 1990; Гумилев Л. Бремя таланта // Бала­шов Д. СС. М., 1991. Т. 1; Октябрьская О. Государи московские // Москва. 1995. № 1; Макрушин А. Сергий Радонежский и его время в творчестве Д. М. Балашова (традиции, стиль, поэтика). Автореф. канд. дис. Тверь, 1998; Панкратов С. Про­щание с Дмитрием Балашовым // Север. 2000. № 9; Щеглов А. Палачи Балашова // Завтра. 2001. № 40 (409). 2 окт.; Балашова О. Балашов Дмитрий Михай­лович // Балашов Д. Еще раз о великой России. М., 2001; Украсный мир Дмитрия Балашова. Мурманск, 2005; Д. М. Балашов: ист. память. Мурманск, 2006; Руденко Ю. Преломление традиций русского ист. романа в тв-ве Дм. Балашова («Симеон Гордый») // История и культура. 2007. № 6; Меркушов С. Православно-языческий синкретизм в средневековой Руси и его отображение в романах Д. М. Балашова «Младший сын» и «Симеон Гордый» // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: Филология. 2007. № 10; Коняев Н. «И скорбь, и слава…»; Воспоминания о Д. М. Балашове [20-ти авторов] // Коняев Н. Дмитрий Балашов: На плахе: [сб.]. М., 2008; Катченкова И., Никольская Т. Дмитрий Балашов: Россия, до востребования... [сб. статей]. СПб., 2011; Положение о Балашовской лит. премии // Невский альм. 2017. № 1; Любомудров А. Спасение России vs спасение души. Антиномии ценностей в романах Д. Балашова // Судьбы русской духовной традиции в отеч. лит-ре и искусстве ХХ — нач. ХХI века: в 3 т. СПб., 2018. Т. 3. Ч. I.

Автор статьи - А. Любомудров

  • Балашов Дмитрий Михайлович