Барскова Полина Юрьевна


БАРСКО́ВА Полина Юрьевна [4.2.1976, Л-д] — поэт.

Родилась в семье Юрия и Нонны Б. — филологов, специалистов по бирманской лит-ре и истории. Закончила классическое отд. филол. фак-та СПбГУ. По словам Б., «чтение было основной формой семейного общения: помню, как я, пятилетняя, вместе с папой трудилась над “Новыми мифами Древней Греции”, что, полагаю, впоследствии и привело к тому, что решила получить классическое образование».

В восемь лет поступила в студию юных поэтов при газ. «Ленинские искры» под рук. Вяч. Лейкина, где в течение семи лет происходило лит. воспитании Б. Здесь появились перв. публикации — в газ. «Ленинские искры», в антол. детской поэзия «Мой дом — моя Родина». В рамках студии состоялись ее перв. публичные выступления (Пушкинский лицей, Дворец тв-ва юных). Б. рассказывает: «Занятия у Лейкина дали мне представления о том, что и как читать (от Анненского и Бодлера до Целана и Стрэнда и впечатляющего числа других великих). Они стали и уроками регулярного письма: я писала много, всегда, вне романтической идеи инспирации. С этой же студией были связаны дружбы, некоторые из которых — на всю жизнь, и выход первой книги “ Рождество” в 1991 году. Публикации стали способом отделять и отдалять от себя написанное, передвигаясь к новым опытам и задачам».

Последующие издания стих. Б. в России связаны с именами Г. Комарова («Пушкинский фонд») и Д. Кузьмина («Вавилон»). В 1998 в результате личных обстоятельств Б. переезжает в Калифорнию. «Позже стало понятно, что уезжала я не только от чего-то, но и к чему-то — допустим, к новым приключениям». Б. поступает в аспирантуру Берклийского ун-та Калифорнии, занимается славистикой и теорией лит-ры. Науч. занятия Б., в частности, посвящены судьбам петербургской-лен. творч. интеллигенции с 1919 по 1944. Б.: «Мощная творческая деятельность жителей этого города в самых печальных исторических ситуациях кажется мне заслуживающей самого пристального внимания. Сейчас я преподаю историю русской литературы и кино в маленьком колледже, расположенном между Нью-Йорком и Бостоном (в соседнем колледже, через лесок, тем же самым занимался Бродский, единожды и навсегда определивший для меня, что такое современная русская поэзия, — мне приятно думать, что его тень, равно как призраки Фроста, Дикинсон, Плат, как-то причастны этому пейзажу)».

Б. продолжает писать стихи на русском яз. Готовятся к изд. две кн. переводов стихов Б. на английский, сделанных молодыми американскими поэтами. Б. периодически возвращается в СПб. О своей жизни говорит: «Пытаюсь жить в двух культурных регистрах, то радуясь, то сокрушаясь этому выпавшему мне эксперименту».

О ее поэзии В. Шубинский говорит: «Юношеский голос Барсковой был слишком искажен помехами (то кокетством, то нарочитой и неорганичной грубостью, то образной мешаниной), чтобы его можно было расслышать, а обстановка раннего и, скажем прямо, не вполне заслуженного успеха не способствовала взыскательности к себе. Голос, однако, от природы был достаточно силен, чтобы, достигнув зрелости, пробиться сквозь все посторонние шумы. Кое-где он пробивался уже пять лет назад, но несравнимо реже. Сейчас он слышен почти постоянно — густое, чувственное сопрано, взволнованное, но умеющее быть и спокойным».

Соч .: Рождество. Л., 1991; Раса брезгливых. М., 1993; Memory. Копенгаген, 1996; Эвридей и Орфика. СПб., 2000; Арии. СПб., 2001; Бразильские сцены. М., 2005; Прямое управление. СПб., 2010; Сообщение Ариэля. М., 2011; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит .: Шубинский В. Два голоса // Критич. масса. 2006. № 1; Кузьмин Д. Поколение Вавилона // Слово/Word. New York, 1999. № 24/25; Давыдов Д. Неожиданно удачная интонация // Vesti.Ru. 2000. 7 сент.; «Десять лет без Бродского» : Опрос // Воздух. 2006. № 1.

Автор статьи - Е. Биберган

  • Барскова Полина Юрьевна