Бартов Аркадий Анатольевич
БА́РТОВ (наст. Шейнблат) Аркадий Анатольевич [18.12.1940, Л-д — 20.4.2010, СПб., похоронен на Комаровском кладб.] — прозаик, эссеист, драматург.
Родился в семье врачей, отец — врач-рентгенолог. В детстве много читал, пытался писать стихи. В 1967 окончил веч. отд. электромеханич. фак-та Политехнического ин-та. Работал чертежником, фотографом, некот. время был руководителем вычислительного центра в проектном ин-те. В кон. 1980-х уволился из ин-та и перешел на работы по договорам. Со втор. пол. 1990-х пробовал читать спецкурсы по культурологии, философии искусства и истории русской лит-ры XX в. в ряде вузов СПб. (напр., в Академии культуры) и за рубежом.
Лит. тв-вом занялся с 1970-х. Толчком к занятиям лит-рой послужило знакомство с семьей переводчика и литературоведа В. Шора, на дочери кот. Юлии он женился в 1974. Сразу взял псевд. Бартов (от Ролана Барта). Его дебют состоялся в самиздате. В 1980 в № 28 ж-ле «Часы» (ред. Б. Иванов) был опубл. цикл миниатюр « Кое-что о Мухине ». Сотрудничество с этим изд. продолжилось до 1988. В 1981 вступил в члены «Клуба–81». Продолжил публиковать прозу в др. самиздатских ж.: «Обводный канал» (ред. К. Бутырин и С. Стратановский), «Митин ж-л», «Красный щедринец». В приложении к ж-лу «Обводный канал» было вып. машинописное собр. соч. Б.
Перв. офиц. публикация Б. « Неторопливое описание пятнадцати дней из жизни маршалов-императора НаполеонаI » состоялась в альм. «Круг», выпущ. объединением «Клуб–81» (1985). В том же году в ж. «Аврора» (№ 3) появились « Взаимоотношения ». После этого пошли публикации в отеч. и зарубежной периодике: в рижском ж. «Родник», в лен. ж. «Звезда» и «Нева», нью-йоркском ж. «Черновик». В 1990-м тексты Б. были опубл. в сб. «Перекресток: Первая книга прозаиков» совм. с тремя др. авторами. В 1991 отд. книгой изд. « Прогулки с Мухиным ». Позже кн. была перев. на немецкий яз. и изд. в 1995 в Австрии. Произведения Б. печ. и перепечатывались во множестве периодич. изд., переводились на немецкий, английский, французский, сербский яз. Миниатюра была вкл. в сербскую «Антологию мирового рассказа» (Белград, 1992). В. Сорокин отдал должное тв-ву Б., опубликовав рассказ « Недолгое знакомство » в сб. «Русский рассказ ХХ в.» (2005) наряду с произведениями Л. Толстого, И. Бунина, Е. Пильняка, И. Бабеля и др. В июле 2009 берлинское изд-во «Пропеллер» и книж. магазин Nimmersatt провели фестиваль «Бартовские дни» (3 вечера с участием автора). К фестивалю был приурочен выпуск СС в 4 т. После смерти Б. еще два тома его соч. вышли в этом изд-ве.
С перв. шагов в лит-ре тв-во Б. вызывало пристальное внимание. На стр. ж. «Обводный канал» (1984. № 5) состоялось обсуждение произведений Б. с участием К. Бутырина и В. Кривулина. В том же ж. (1985. № 7) появилась ст. В. Констаниади [В. Лапенкова] «Аркадий Бартов глазами Хорхе Борхеса», в 1989 (№ 16) — ст. Б. Акадова [псевд.] «100 новелл Аркадия Бартова и будущее концептуальной литературы». Рец. на произведения Б. появлялись в лен. (спб.) лит. ж. и позднее в интернете.
Б. причислял себя к постмодернизму и более узко — к концептуализму. Наряду с Б. Констриктором он может считаться создателем лен.-петербургской версии постмодернизма, сильно отличающейся от московской. Б. не стремился шокировать читателя, как В. Сорокин, нет у него и соц. заостренности, как у Пригова. Не имея ничего общего с экзистенциализмом как лит. течением, он, по крайней мере в своих произведениях 1990–2000-х, «поворачивает» читателя к экзистенциальной проблематике. Есть Б. «легкий», легко усваиваемый читателем, узнающим в его текстах пародию на что-то привычное и узнаваемое. Таков, к примеру, цикл « В гостях у литераторов » — серия коротких текстов, описывающих ритуал приема офиц. делегаций классиками сов. лит-ры. Но есть и др. Б. — «трудный», требующий встречной работы читателя. Пародийность бартовских произведений такого рода едва уловима: это пародия не на какой-либо жанр или направление, а как бы на лит-ру в целом. Б. отвергает претензии реализма на изображение «жизни как она есть». Реализм, по его мнению, столь же условен, как и постмодернизм, поскольку изображает значимые события. Его же интересуют события незначительные, не имеющие последствий, многократно повторяющиеся. Они-то и составляют по Б. ткань человеческой жизни или же, как сказал В. Кривулин, «вязкую аморфную массу, какой-то онтологический кисель».
Б. вошел в лит-ру с циклом (или лучше сказать серией) миниатюр о некоем Мухине. К изначальной серии приращивались новые, и так составились две его кн. « Прогулки с Мухиным » (Л., 1991) и « Мухиниада » (СПб., 1999). Кто такой Мухин? Он, если использовать термин французского структурализма, симулякр. Б. определял симулякр как «поверхностный объект, за кот. не стоит никакая реальность». Мухин — сконструированное существо, состоящее из намерений, не становящихся поступками, или же поступков, не имеющих последствий. Точно такой же симулякр — его сосед Коромыслов. Однако в процессе работы эпопея о Мухине претерпела значительные изменения. Из условного Макарьева автор переселил Мухина в еще более условный Сад, по кот. он гуляет вместе с Коромысловым. Симулякр постепенно исчезает, и Мухин начинает восприниматься неким человеком вообще, испытывающим «условия человеческого существования». Это особенно ясно в повествовании о его посл. днях перед смертью: он, подобно толстовскому Ивану Ильичу, именно перед смертью из «поверхностного объекта» становится человеком. На протяжении своей творч. жизни Б. неоднократно менял повествовательную стратегию, использовал различные худож. приемы. Основные из них — остранение, абсурд, скрещивание различных функциональных стилей. Он непрерывно экспериментировал с языком, воспроизводя то усредненную стилистику соцреализма, то наивную эпичность средневекового повествования, то захлебывающуюся речь сексуально озабоченной школьницы.
Помимо худож. прозы и драматургии (скетчи) значительную часть наследия Б. составляют статьи. Они собраны им в кн. « Эпоха и стиль » (М., 2006) и в последней, вышедшей при его жизни, кн. « Ритм эпохи » (СПб., 2009). В них он выступил прежде всего как теоретик постмодернизма, высказывая при этом ряд оригинальных идей. Так, он настаивает на отеч. корнях моск. и петерб. ветвей этого направления, видя их не только в лит-ре соц. реализма, но и в самой сов. жизни. Ряд его ст. посвящ. писателям как творчески близким ему (Ионеско), так и далеким (Толстой, Достоевский, Чехов, пролетарские поэты первых лет сов. власти).
Член СП СПб., Союза российских писателей, Международного клуба писателей и художников «Dada Lama Orden» (Берлин), Международной Федерации русских писателей (Мюнхен), Об-ва биографических исследований Who is Who (Вена), Русского ПЕН-центра (М.).
Соч.: Дивертисменты // Перекресток: первая книга прозаиков. Л., 1990; Прогулки с Мухиным. Л., 1991; Недолгое знакомство. СПб., 1994; Unterwegs mit Muchin.
Лит.: Субботин А. [Останин Б.] О Мухине, чуть-чуть подробнее / Беседа с А. Бартовым // Часы. 1982. № 36; Констаниади В. [Лапенков В.] Аркадий Бартов глазами Хорхе Борхеса // Обводный канал. 1985. № 7 [Самиздат. Машинопись]; То же // Родник. Рига, 1988. № 12; Носов С. Вехи абсурда // Звезда. 1990. № 6; Пикач А. Кто вы, Аркадий Бартов? // Звезда. 1992. № 2; Кривулин В. Вступ. заметка к «Мухиниаде» // Бартов А. Мухиниада. СПб., 1999; Самиздат Л-да: Лит. энц. М., 2003; Слепухин С. Бартов и Пустота // Сетевая словесность. 2006–12; Памяти Аркадия Бартова и Юлии Шор. СПб.: Юолукка, 2014.
Авторы статьи - Н. Нейман, С. Стратановский