Базанов Василий Григорьевич


БАЗÁНОВ Василий Григорьевич (псевд. Василий Унжак, В. Г. Базанов-Унжак) [14(27).8.1911, с. Вожерово Кологривского у. Костромской губ. — 16.2.1981, Л-д; похоронен на Комаровском кладб.] — литературовед, историк лит-ры, фольклорист, публицист, лит. критик.

Печ. с 1925. Уже школьником стал писать в районной газ. «Плуг и молот» в г. Галич Костром. обл.

В 1928 поступил в Ярославский пед. ин-т, откуда был по доносу отчислен за «нетрудовое происхождение». Окончил общ.-экономич. фак-т Горьковского гос. ун-та в 1931. По словам Л. Емельянова, «…уже в первых своих статьях он заявил о себе как исследователь, кот. интересуют фольклорные истоки литературы, та сложная, проникнутая борьбой различных литературно-общественных традиций атмосфера, в кот. происходит творческое становление писателя».

С 1931 по 1933 учился в аспирантуре в Гос. ин-те речевой культуры (Л-д). В связи с закрытием Гос. ин-та речевой культуры был переведен в аспирантуру в Воронежский го с. ун-т и там же защитил канд. дис. « Антинигилистический роман Н. С. Лескова », в 1948 в ИРЛИ АН СССР — докт. дис. « Ф. Глинка и В. Раевский как деятели и поэты Союза Благоденствия ». Преподавал и заведовал каф. лит-ры в Карельском пед. ин-те и Петрозаводском ГУ (1934–45), был ст. науч. сотр. Карельского науч.-исслед. ин-та АН СССР. В 1948–51 — зав. отд. лит-ры Карело-финского филиала АН СССР. Наиболее изв. работы Б. «карельского» периода — ст. « О поэзии Глинки » (1938), « Фольклор сов. Карелии » (1938), « Родина народных певцов и сказителей » (1940), « П. И. Рябинин-Андреев и его предки » (1940), кн. « За колючей проволокой. Из дневника собирателя народной словесности » (1945), « Карельские поэмы Федора Глинки» (1945).

В ИРЛИ с 1 марта 1945. Первоначально докторант, затем ст. науч. сотрудник. В 1953–54 — зав. сектором народного тв-ва ИРЛИ; в 1955–60, 1963–65 — зам. директора ИРЛИ, 1965–75 — директор ИРЛИ, 1975–81 — ст. науч. сотр. сектора сов. лит-ры. Со времени основания ж-ла «Русская лит-ра» (1957) — ее гл. ред. (1958–67). В 1962 — член-корр. АН СССР.

В кон. 1940-х — нач. 1950-х работал в ЛГУ им А. А. Жданова, зав кафедрой «Истории русской журналистики» и и.о. зав. каф. «Истории русской литературы», позже многие годы был в ЛГУ профессором по совместительству.

Обл. науч. интересов Б. — история русского фольклора и фольклористики, история русской лит-ры XIX–XX вв., тв-во декабристов, тв-во народников. Л. Емельянов: «…его научные интересы со временем все более сосредоточиваются на творчестве поэтов пушкинской поры, главным образом поэтов-декабристов, вследствие чего и социально-эстетическая роль фольклора открывается ему многими новыми своими сторонами. Прослеживая эту роль в творчестве Ф. Глинки, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, выявляя особое значение, кот. имел фольклор в становлении их взглядов на народную жизнь, В. Г. Базанов, в сущности, уже тогда очень близко подошел к мысли о фольклоре как источнике революционного народознания, к мысли, кот. в будущем составит основу его наиболее фундаментальных исследований <…> Продолжая углубленную разработку проблем декабристской литературы (книги “ Вольное общество любителей Российской словесности ” (1949), “ Поэтическое наследие Федора Глинки ” (1949), “ Поэты-декабристы ” (1950), “ Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика ” (1953)), В. Г. Базанов, как и прежде, ведет обширную работу в области фольклористики. Он пишет ряд исследований по истории фольклористики (“ А. Ф. Гильфердинг и его “Онежские былины” ” (1949), “ Павел Иванович Якушкин ” (1950)), принимает активное участие в издании многих крупных памятников русского фольклора, направляет собирательскую работу фольклористов института».

На протяжении 1950–60-х Б. опубл. ряд статей по проблематике, необычной для фольклористики. Это ст. « И. И. Введенский и Н. Г. Чернышевский (К истории русской фольклористики) » (1956), « Семейные и местные предания в “Автобиографии” Н. Г. Чернышевского » (1958), « Н. Г. Чернышевский и А. С. Зеленой (К проблеме народного просвещения) » (1959), « Новые люди или нигилисты? (К истории русского демократич. народоведения) » (1959), « Поэма “Кому на Руси жить хорошо” и крестьянское политич. красноречие » (1959), « Добролюбов и народознание » (1962), « Илья Муромец — крестьянский революционер » (1963), « Накануне “хождения в народ” » (1964), « К истории тюремной поэзии рев. народников 70-х гг. » (1966), « Проблема “литературного фольклора” в русском рев. движении XIX в .» (1968), « Хождение в народ и книга для народа » (1970). Не вполне очевидной была на первых порах связь этих работ и с проблематикой предшествующих исследований Б. Однако после статьи «Новые люди или нигилисты?» и особенно «Добролюбов и народознание» стало ясно, что Б. продолжает разрабатывать «свою» тему, но при этом горизонты ее обозначены им широко и смело, и появились все основания говорить о принципиально новом подходе к изучению фольклора. Итогом многолетних разысканий Б. явилась кн. « Русские рев. демократы и народознание » (1974). Сформулировав в ней осн. принципы подхода к изучению фольклора, Б. продемонстрировал их на огромном фактическом материале. Суть этого подхода заключается в том, что фольклор рассматривается не только как предмет спец. науки — фольклористики, — традиционно выводимой из литературоведения и этнографии, но и как часть предмета более широкой социально-науч. дисциплины — демократич. народознания. «Фольклористика, — пишет Б., — входит в народознание, составляет один из важнейших разделов науки о народном мировоззрении, об экономической, умственной и эстетической жизни русского крестьянина... В нераздельности проблем — литература и фольклор, народный быт и революционное просвещение, социология и фольклористика — состоит своеобразие демократического народознания на втором этапе освободительного движения в России». Отсюда вытекает и второе, не менее важное, метод. требование, предписываемое исследовательской стратегией демократического народознания, — необходимость жанрового расширения понятия «фольклор». «Чтобы понять своеобразие демократической фольклористики, принявшей на себя функции социалистического народознания, необходимо расширить само понятие фольклор. Если изучение фольклора ограничивать ведущими жанрами (былины, сказки, песни, обрядовая поэзия), то народное творчество пореформенной эпохи будет явно сужено, представлено односторонне. Не успевая укладываться в законченные художественные формы и композиции, современная крестьянская действительность, в частности борьба за землю и волю, находит наиболее полное отражение в толках и слухах, в местных преданиях, кот. еще не являются собственно художественным фольклором. В связи с новым публицистическим фольклором временнообязанных крестьян особого внимания заслуживают агитационные речи “возмутителей” и “лжетолкователей” царского манифеста. Народные толки: и крестьянское политическое красноречие, на наш взгляд, многое определяли в судьбах традиционного крестьянского фольклора. Летучая публицистика способствовала идейному переоформлению традиционных сюжетов, распространению социальных мотивов, злободневности материала». Такое понимание фольклора позволяет представить многообразие его форм, сложный и противоречивый характер его ист. жизни, специфику историко-фольклорного процесса в целом. Раскрывая науч. и социально-политич. смысл теоретич. положений Чернышевского и Добролюбова, привлекая почти не изученный мат-л, характеризующий лит. и рев.-пропагандистскую практику народников 70-х, Б. с возможной полнотой раскрывает сущность того поворота, кот. рев.-демократическое народознание придало развитию русской фольклористики в посл. трети XIX в. По Б., гл. цель демократ. народознания состояла в постижении осн. законов развития народного сознания и народного мировоззрения, в комплексном изучении народной соц. истории, экономич. быта и народного худож. тв-ва.

Вопросам связи фольклора и худож лит-ры посвящены мн. работы Б. посл. времени: « Об одном стихотворении » (1967), « Оглядываясь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине) » (1969), « Поэзия Сергея Есенина » (1975), « Гремел мой прадед, Аввакум! (Аввакум. Клюев. Блок) » (1976), «“ Плач о Есенине” Николая Клюева» (1977), « Олонецкий крестьянин и петербургский поэт » (1978), « Древнерусские ключи к “Ключам Марии” С. А. Есенина » (1978), « От мифа о “вечном древе” к социально-этической утопии (Сергей Есенин и Николай Клюев) » (1978), « Поэма о древнем Выге » (1979), кот. дают широкое представление как об источниках постижения лит-рой народной жизни, так и о богатейшем разнообразии самих форм этого постижения.

С 1960-х интересы Б. связаны с тв-вом новокрестьянских поэтов С. А. Есенина и Н. А. Клюева. В 1977 Б. удалось отстоять у цензоров публикацию в малой серии «Библиотеке поэта» сборника стихотворений Клюева. Это была первая публикация с кон. 20-х. Ф. А. Абрамов так определил заслугу литературоведа: «Клюев… Не реабилитирован. Базанов взялся за него и реабилитировал».

Завершают тв-во Б. посмертные монографии: « Сергей Есенин и крестьянская Россия »; «С родного берега: О поэзии Н. Клюева» .

Участвовал в колл. трудах ИРЛИ: гл. ред. ПСС и писем Ф. М. Достоевского, член редкол. ПСС и писем Н. А. Некрасова, серийного изд. «Русский фольклор», «Памятники русского фольклора», ЛН, был редактором собрания сочинений Н. С. Лескова в 6 т. (Л.: Худож. лит-ра, 1961–63), собр. соч. А. Ф. Кони в 8 т. (Л.: Юридическая лит-ра, 1967) и др. Для серии «Биб-ка поэта» подгот. изд. сб. стих-й Ф. Глинки (1951, 1957), В. Раевского (1952), А. Одоевского (1954), Н. Клюева (1977). Автор более 150 науч. публ., в т.ч. 18 кн.

Член СП СССР с 1938. В 1944–45 отв. секретарь СП Карело-Фин. ССР. Избирался в Правление и Секретариат ЛО СП и в Правление СП РСФСР, где возглавлял «Комиссию по критике и литературоведению.

Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.», медалью «за доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1975).

Архивы: ИРЛИ. Ф. 825; Архив РАН (Москва), ф. 411, оп. 4а. д. 384: Личное дело чл.-корр. В. Г. Базанова.

Соч. : Лит-ра сов. Карелии // Карелия: лит.-худ. сб. Петрозаводск, 1937; Родина народных певцов и сказителей // На рубеже. Петрозаводск. 1940. № 2–3; Мастерство сказки // Лит. современник. 1940. № 10–11; Былины П. И. Рябинина-Андреева. Петрозаводск, 1940; Карелия в худож. лит-ре. Петрозаводск, 1940; Поэзия Печоры. Сыктывкар, 1943; Сов. сказки. [Б.м.], 1943; Избр. причитания. Петрозаводск, 1945; Вольное об-во любителей российской словесности. Петрозаводск, 1949; Поэты-декабристы. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский. М.-Л., 1950; Очерки декабристской лит-ры. М., 1953. Ч. 1; М.-Л., 1964. Ч. 2; Карелия в русской лит-ре и фольклористике ХIХ в. Петрозаводск, 1955; Проблема эстетич. отношения фольклора к действительности у Н. Г. Чернышевского // Русская лит-ра. 1958. № 1; Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и крестьянское полит. красноречие // Русская лит-ра. 1959. № 3; Спорное в декабристской текстологии // Русская лит-ра. 1960. № 2; Добролюбов и народознание // Русская лит-ра. 1962. № 2; Илья Муромец — крестьянский революционер // Русская лит-ра. 1963. № 1; Ученая республика. М.-Л., 1964; Заметки фольклориста // Русская лит-ра. 1966. № 2; Русский эпос в лит. интерпретациях XIX в. // Problemi attuali di scienze e di cultura. (Atti del convegno internazionale sul tema: La poesia epica e la sua formazione. Roma, 28 marzo — 3 aprile 1969). Roma, 1970; От фольклора к народной книге. Л., 1973 (2-е изд. — Л., 1983); Русские революционные демократы и народознание. М., 1974; «Плач о Есенине» Николая Клюева // Русская лит-ра. 1977. № 3; Олонецкий крестьянин и петербургский поэт // Север. Петрозаводск, 1978. № 8; От фольклора к народной книге. Л.: Худож. лит-ра, 1973 (Л., 1983); Русские рев. демократы и народознание. Л.: Сов. писатель, 1972; Поэзия русского Севера: карельск. статьи и очерки. Петрозаводск: Карелия, 1981; Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: Сов. писатель,1982; Фольклор. Русская поэзия начала XX в. / АН СССР. ИРЛИ (ПД). Л.: Наука, 1988; С родного берега: О поэзии Н. Клюева. Л., 1990; и др.

Лит.: В. Г. Базанову — 60 лет // Лит. газ. 1971. 8 дек. № 50; Макогоненко Г. П. Шестидесятилетие Василия Григорьевича Базанова // Изв. АН СССР: Сер. лит-ры и яз. Т. XXXI. 1972; Список опубликованных трудов В. Г. Базанова в обл. фольклора и фольклористики (1937–79) / сост. М. Мельц; по изд.: Русский фольклор. Поэтика русского фольклора. Л.: Наука, 1981. Т. XXI; Василий Григорьевич Базанов // Русская лит-ра. 1981. № 3; Емельянов Л. И. Василий Григорьевич Базанов // Поэтика рус. фольклора. Л., 1981. Т. 21; Емельянов Л. И. Вспоминая В. Г. Базанова… // Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: Сов. писатель, 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Карелия: энц.: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1. Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007; Базанов Н. В. Судьба ученого // СПб. панорама. 1992. № 11; Базанов Н. В. За бортом // Лит. газ. 1993. 1 дек. № 48 (5476); Базанов Н. В. Что скрывалось за благополучной судьбой… // Север. 1993. № 12.

  • Базанов Василий Григорьевич