Базунов Олег Викторович
БАЗУНО́В Олег Викторович [5.6.1927, Л-д — 12.10.1992, СПб.] — прозаик.
Отец — помощник прокурора Октябрьской железной дороги; мать — в прошлом артистка балета Мариинского театра. Брат — писатель В. Конецкий (1929–2002). 3 года Б. учился в Высшем военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, на гидрографич. фак-те. Позднее закончил фак-т теории и истории искусств Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1955). В 1944–45 работал на з-дах в Омске и в Л-де; в 1945–47 служил в армии, впоследствии работал на Куйбышевской ГЭС, в Русском музее.
С 1955 занимался лит-рой. Перв. рассказ — « Озимые » — напеч. в альм. «Молодой Л-д» (1958); там же в 1962 опубл. повесть « Холмы, освещенные солнцем », давшая название перв. книге Б., кот. вышла спустя 25 лет. В ранних рассказах Б. мир увиден внимательным и доброжелательным взглядом; иногда взгляд кажется слишком пристальным, изощренно наблюдательным: бросается в глаза чрезмерность детализации, перенасыщенность цвета, при том, что мир вокруг до предела обыден. Так, в рассказе « Рабочий день » все прописано густо и плотно: пейзаж, настроение, работа монтажников. Герой повести «Холмы, освещенные солнцем» — художник, место действия — археологич. раскопки, и герою хочется видеть землю одновременно такой, какая она сегодня и какой была сотни, даже тысячи лет назад, когда на месте сожженных солнцем холмов плескалось море. Художнику надо, чтобы в пейзаже проступала история: «Когда изображаешь мир, нужно чувствовать, как он живет, как он движется в пространстве и во времени», а для этого необходимо быть предельно самоотверженным и честным. Искусство неотделимо от нравственности и не может создаваться на ложной, компромиссной или условной основе. Однако этот порыв к «вершинам человеческого духа» в ранней повести лишь декларируется. В произведениях Б. 1970-х « Собаки, петухи, лошади » и « Зеркала » (их жанр не поддается определению) эта отвлеченная «духовность» преобразуется в формы более конкретные, личностные. В «Зеркалах» мимолетные впечатления и ассоциации, воспоминания, вызываемые подчас неожиданными зацепками памяти, складываются в целостную картину. Автор пытается воспроизвести мир души человеческой во множестве и разнообразии добрых связей с окружающим — тем богаче и глубже внутренний мир человека: личный, неповторимый «космос» его души.
В кн. « Тополь » (1984), жанр кот. Б. определяет как «Записки любителя городской природы», изображен микромир совр. горожанина, городская природная среда, беззащитная перед злом и невежеством. Книгу наполняют доброта и преданная любовь к простой житейской реальности, экспрессия сплавлена с очерковостью.
Д. Лихачев в предисл. к кн. « Окно » (1967), куда вошли «Собаки, петухи, лошади» и «Тополь», назвал прозу Б. «целительной», зовущей к размышлению и спокойствию. Как прозаик, пишет он, Б. «облечен ощущением языка, чувством слова»; «все, что он пишет, я ставлю в один ряд с произведениями таких писателей, как Распутин, Белов, Носов».
Любовью к дому, к родному краю, ко всему живому и сущему пронизан и « Мореплаватель » — произведение, кот. по жанру сродни «Тополю», но еще разветвленнее и сложнее (опубл. в «Новом мире». 1987. № 6, 7). Это ликующая песнь жизни, космос души человеческой — в бесконечном множестве жизненных связей, ассоциаций, воспоминаний, предметных и зримых подробностей, экологических наблюдений, проза трудная, к кот. надо привыкнуть, чтобы стали доступны ее глубина и прозрачность.
Соч.: Холмы, освещенные солнцем: Повести и рассказы. Л., 1977; Тополь: Записки любителя городской природы. Л., 1984; Окно: Повести. М., 1987; Мореплаватель. Л., 1990; Зеркала. М., 2001.
Лит.: Тюльпинов Н. Пленительная власть слова, или Разговор о сложной прозе // ЛГ. 1967. 16 сент.; Калянов В. Доверие к сложности // Новый мир. 1984. № 3; Голявкин В. [о повести «Тополь»] // Звезда. 1986. № 2; Тюльпинов Н. Ода тополю // Лит. обозрение. 1986. № 3; Лихачев Д. Преданность окружающему. О прозе Олега Базунов а// Базунов О. Окно. М., 1987; Цурикова Г., Кузьмичев И. Контрасты осязаемого времени. Л., 1988; Хмельницкая Т. В глубь характера. Л., 1988; Марченко А., Сидоров Е. Дети солнца и дети подземелья: Диалог // ЛГ. 1989. 20 дек.; Конецкий В. Из семейной хроники // «Никто пути пройденного у нас не отберет». М., 1989.
Автор статьи - Г. Цурикова