Бедный Демьян


БÉДНЫЙ Демьян (наст. Придворов Ефим Алексеевич ) [1(13).4.1883, Губовка Александрийского у. Херсонской губ. — 25.5.1945, Барвиха Моск. обл., похоронен в М. на Новодевичьем кладб.] — поэт, публицист, общ. деятель.

Родился на Украине в семье бедного крестьянина из военнопоселенцев. До 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке нужды и зверства. По позднему определению Д., жизнь была «каторжная». Свое детство он описал в автобиографии: «Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье. Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское. С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень. Что касается матери, то если я остался жильцом на этом свете, она менее всего в этом повинна. Держала она меня в черном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой “Путь ко спасению”». Испытал большое влияние дяди, Демьяна Софроновича Придворова, народного обличителя и атеиста; позже взял его имя и деревенское прозвище «Бедный» в качестве псевд.

Учился в сельской школе. Когда Б. было 13 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую Киевскую военно-фельдшерскую школу (1896–1900). Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь начал свои перв. лит. опыты — писал сатирич. стихи на школьные темы. По окончании школы ему как лучшему ученику было позволено, по высочайшему повелению великого кн. Константина Константиновича, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости за курс классич. гимназии с условием предварительной службы в армии, выполнив которое (отбыв воинскую повинность и выдержав экзамены) Б. уехал в СПб. для поступления в СПб. ун-т. На историко-филологич. фак-те СПб. ун-та Б. слушал лекции с 1904 по 1908 (курс не закончил).

Перв. стихи Б. в печати появились в 1899 (газ. «Киевское слово»), в них он изображает тяготы народно-крестьянской жизни. Осн. стилистика ранней поэзии — романсно-песенная. Школа и солдатчина воспитали Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе — и эти мотивы прежде всего получили отражение в ранней лирике начинающего поэта, в т.ч. в поэме « Лебедь» (1901).

Студенч. волнения и события Перв. русской революции (1905–07) ошеломили Б., но лишь с началом реакции он нач. проникаться рев. настроениями. Тогда сблизился с поэтом П. Якубовичем-Мельшиным и через него познакомился с ред. группой ж. «Русское богатство» (СПб.; гл. ред. В. Короленко), проникнутого рев.-демократич. и народнич. идеями. Начал печ. в нем с 1908. Сблизился с В. Бонч-Бруевичем. Печ. в «Бедноте», «Известиях ВЦИКа» и др. В янв. 1911 в «Русском богатстве» появилось стих. « О Демьяне Бедном, мужике вредном » (напис. в 1909).

В дек. 1910, с момента основания легальной большевистской газ. «Звезда» (СПб.) и до ее закрытия (1912), Б. стал сотрудничать в ней — первоначально под своей фамилией, затем под псевд., в т.ч. Демьян Бедный (примерно с 1911 этот псевд. становится осн.). Сблизился с большевиками, в 1912 в СПб. вступил в РСДРП(б). В 1912 в СПб. стоял у истоков и активно участвовал в создании большевистской газ. «Правда» — с перв. дней деятельно сотрудничал в ней (своими публикациями уже в это время привлек внимание В. Ленина). По воспоминаниям В. Бонч-Бруевича, Ленин «замечательно чутко, близко и любовно... относился к могучей музе Демьяна Бедного... Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель» (На лит. посту. 1931. № 4). Ленин, по словам М. Горького, неоднократно подчёркивал агитационное значение работы Б., при этом оценивал так: «Грубоват. Идёт за читателем, а надо быть немножко впереди».

Перв. кн. Б. — « Басни » — вышла в СПб. в 1913 (отмечена Лениным в письме к М. Горькому; см. ПСС Ленина. 5 изд. Т. 48). Тогда же был арестован. Втор. сб. — « Диво дивное и другие сказки » — вышел в Пг. в изд-ве «Жизнь и знание» в 1916.

В годы Перв. мировой войны был мобилизован и попал на Запад. фронт. В 1914–15 — воен. фельдшер. Изредка его публ. появлялись в ж. «Сов. мир» (Пг.) и в провинциальных изд. По окончании службы вернулся в Пг.

После Февральской революции продолжил сотрудничество в Пг. в газ. «Правда» и в др. большевистских газ. После Октябрьской революции часто выезжал на фронта Гражданской войны, где вел агит. работу в рядах РККА, выступал на фабриках и з-дах, Эпоха революций и войн 1914–20 создала исключительную популярность Б. в широких массах рабочих и беднейшего крестьянства. В апр. 1923 по решению Реввоенсовета и ВЦИКа был награжден орденом Красного Знамени. В сопроводительной грамоте Президиум ВЦИКа отметил «особо выдающиеся и исключительные заслуги» Б., произведения кот., «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, — зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы». Формулировка награждения Б. орденом — «за рев.-боевые заслуги», фактически — перв. награда за лит. деятельность в СССР.

С янв. 1925 — член правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). С 1934 — член СП СССР.

Идеология Б., получившая отражение в его поэзии, — идеология беднейшей части крестьянства, перешедшей на позиции пролетариата (законченное выражение образ «пролетаризирующегося крестьянства» нашел в поэме « Мужики » [1918]). Стихи Б. периода «Русского богатства» по содержанию и форме вполне традиционны — рев.-демократич. стихи (как правило, отмеченные подражанием Н. Некрасову и П. Якубовичу). Но активное участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения сформировали Б. в «большевика поэтического рода оружия» (Л. Троцкий), в зачинателя и одного из лидеров пролетарской поэзии 1920-х. Тематика рев. лирики Б. охватывает практически все стороны идейно-полит. борьбы пролетариата и крестьянства тех десятилетий. Умение Б. быстро и ярко реагировать на общ. события придавало его стихам значение своеобразной худож. летописи революции. Дореволюционные стихи Б. — о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне, о сельских «мироедах» (старшинах, урядниках, лавочниках, помещиках, попах). Объектами его сатиры становятся душители рабочей печати (« Звезда »), различные оттенки соглашательского меньшевизма (« Муха »), либерализм (« Кукушка »), третьеиюньская дума (« Притон ») и пр. В период Временного правительства Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть Советов. Красная армия находит в Б. своего певца-агитатора: он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям» («Пора», « Обманутым братьям в белогвардейские окопы», «Защищайте Советы», «Ура, добьем Юденича», «На защиту Красного Питера » и др.). Наряду с этим Б. отражал в поэзии и недостатки начинающегося сов. строительства. Особое место в его тв-ве занимала тема колебания крестьянства в революции (поэмы « Красноармейцы», « Генерал Шкура», «О Митьке-бегунце и об его конце», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное тв-во Б.: он говорит об обмане и лицемерии духовенства (« Отцы духовные, их помыслы греховные »), в поэме « Новый завет без изъянаевангелиста Демьяна » пародирует Евангелие и разоблачает его внутр. противоречия. НЭП отразился в агитках Б. со знаком борьбы и неприятия, с разоблачением капитуляции перед новой буржуазией (« Эп», «В Спекуляндии», «Непград »). Многочисленны отклики Б. на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и пр.), им создана поэма о комсомольцах « Куриный брод ». В стих. « Мой стих», «Правда-матка», «Вперёд и выше!», «О соловье » запечатлен образ поэта нового типа, живущего по ленинским заветам, поставившего перед собой цель творить для широких масс, нести народу правду ленинских рев. идей, приобщать их к новой политике и культуре.

Жанры, кот. использовал Б., крайне разнообразны и необычайно разнородны. Преобладают агитац. стих. (намеренно грубые и примитивные «агитки»), часто переходящие в патетич. воззвания (« В огненном кольце » и др.), марши, лозунги, речевки. Реже встречается лирика интимная (« Печаль», «Снежинки »), но с непременной соц. направленностью. Обращается Б. и к эпосу-хронике (« Повесть про землю, про волю, про рабочую долю »; напис. в 1917–20; перв. ред. опубл. в 1918, перераб. — в 1920), абстрактному сюжетному эпосу (« Главная улица »; 1917–22; напис. к пятой годовщине Октябрьской рев.), конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет » и др.), к эпосу сатирическому и др. Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом, раешником, лубком. В эпоху «Звезды» и «Правды» осн. жанром Б. стала басня, превращенная в острое орудие политич. борьбы (кроме оригинальных басен, Б. принадлежат переводы басен Эзопа). Восприняв жанр басни от Крылова и лит. сказки от Салтыкова-Щедрина, Б. насыщает их той рев. тематикой, кот. отражала существо времени. Б. использует жанр эпиграммы, памфлета, пародии (« Манифест барона Врангеля », « Земля обетованная », «Новый завет…»). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистич. приемов: он пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Стиль Б. характеризуется намеренным примитивизмом, использованием социальных «масок» (попа, буржуя, батрака), почти полным устранением из повествования пейзажей (ни в сатирической, ни в патетической поэзии им места не находится), плакатной резкостью композиционных приемов (любимейшим из них является противопоставление «старого» и «нового»). Для Б. характерна травестия сюжета и стиля — худож. снижение, связанное с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Осн. источник стилевых и метрич. новшеств стиха Б. — фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т.д. Язык Б. «дерзкий и колкий», «без вывертов, без хитростей, без вычурных прикрас», язык, заимствовавший из мужицкой речи острый образ и крепкое словцо. Разнообразие и многообразие жанровых форм отражают различие установок Б., многосложность заданий, стоявших перед поэтом недавно рожденной и борющейся за свое существование рев. страны.

Популярность Б. в 1920-е чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экз. и имели широкий отклик в массах. Отд. произведения Б. неоднократно изд. брошюрами и книжками. По данным красноармейских библиотек. Б. был самым читаемым автором. Некот. стихи Б. стали популярными песнями (« Проводы (“Как родная меня мать провожала”)», « Нас побить, побить хотели », « Батрацкая » и др.). В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило СС в одном томе со ст. К. Еремеева и Л. Войтоловского. В 1923 ГИЗ начал выпуск СС в 10 т. под ред. и с прим. Л. Сосновского и Г. Лелевича. Изд-вом «Народы СССР» выпущена кн. избр. стих. Б. на нем. яз. (перев. И. Русса). Украинское изд-во «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна…» в перев. О. Вараввы. Библиография Б. была помещена в кн. И. Владиславлева «Русские писатели» (Л., 1924), в указателе В. Львова-Рогачевского и Р. Мандельштам «Рабоче-крестьянские писатели» (Л., 1926). Уже в нач. 1920-х появились брошюры о тв-ве Б. — Фатов Н. Демьян Бедный: Очерк жизни и тв-ва. М., 1922, 2-е доп. изд. — М., 1926; Сперанский В. Демьян Бедный. М., 1925; Войтоловский Л. Демьян Бедный. М., 1925; Mедведев П. Демьян Бедный. Л., 1925; Ефремин А. Демьян Бедный в школе. М., 1926; Ефремин А. Демьян Бедный на противоцерковном фронте. М., 1927; и др.

В нач. 1920-х «товарища Демьяна» высоко ценили А. Луначарский и Л. Троцкий. Б. поддерживал политику Ленина-Троцкого, воспевал их в стихах (стихи о Ленине — «Снежинки», «Никто не знал» и др.). Во время внутрипартийной борьбы 1926–30 стал активно и последовательно отстаивать линию Сталина, за что получал различные жизненные блага. Однако в дек. 1930 специальное Постановление ЦК ВКП(б) осудило стих. фельетоны Б. « Перерва », « Слезай с печки» и «Без посуды» за объявление «лени» и «сидения на печке» едва ли не «национальной чертой русских». Усугубили тяжесть официальной опалы напис. в 1936 стих. Б. « Пощады нет!» (кот. поэт думал вернуть себе расположение властей, в привычной для себя грубовато-лубочной манере обличая «врагов народа»: Левку – Л. Каменева, и Гришку – Г. Зиновьева), либретто оперы-фарса « Богатыри» (на муз. А. Бородина), высмеивающее крещение Древней Руси (спектакль после премьеры в Камерном театре А. Таирова был запрещен — Комитет по делам искусств в спец. постановлении резко осудил спектакль как антипатриотический), а также басня « Борись или умирай» , отправленная перед публ. на просмотр Сталину и резко им раскритикованная. После массированной критики Б. стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни (« Диво дивное коллективное», «Ёж » и др.), цитировал Сталина, использовал его слова в качестве эпиграфов, но к кон. 1930-х позиции Б.-поэта ослабли. В 1938 он был исключен из партии (восстановлен посмертно в 1956) и из СП с формулировкой за «моральное разложение», лишен доступа к печати. Попавший в опалу, Б. бедствовал, был вынужден распродавать свою библиотеку (он был крупным библиофилом, хорошо разбиравшимся в истории кн., собрал одну из крупнейших частных библиотек в СССР — свыше 30 тыс. томов).

С нач. Великой Отеч. войны публикации Б. возобновились (в осн. — газетные; печ. в «Правде», «Окнах ТАСС», «Известиях», «Красной звезде» и др.), сначала под псевд. Д. Боевой, к кон. войны — под первоначальным псевд. Он напис. стих. « Я верю в свой народ» , антифашистские басни, песни и памфлеты (« Гитлер и смерть», «Анна-партизанка», «Помянем, братья, старину!», «Ярость » и др.). В майские дни 1945 им написаны воззвание « Побежденное варварство» и «Автоэпитафия ». Однако новые стих. Б. остались незамеченными.

Посл. критич. партийное постановление, касающееся Б., вышло уже посмертно: 24 февр. 1952 были подвергнуты идейному разгрому изд. Б. 1950–51-го за «грубейшие политические искажения» (в эти изд. оказались включенными первоначальные варианты произведений Б. вместо поздних, политически переработанных). В 1956 посмертно восстановлен в КПСС.

С 1925 по 2005 г. Спасск Пензенской обл. носил имя Беднодемьяновск.

Существует предположение о том, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна» и ответным «Посланием евангелисту Демьяну» (1925), подписанным именем С. Есенина (позднее доказано авторство Н. Горбачева), послужили толчком для написания М. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита», где Б. стал одним из прототипов образа Ивана Бездомного. Б. принимал участие в травле М. А. Булгакова.

Соч.: Басни. СПб., 1913; ПСС. Т. 1–19, М.-Л., 1925–33; СС: В 5 т. М., 1953–54; Стих. и поэмы. М.-Л., 1957; Избр. произв.: В 2 т. М., 1959; СС: В 8 т. М., 1963–65; О писательском долге. М., 1964; Избр. М., 1983; Стихотворения. М., 1988.

Лит.: Макаров А. Демьян Бедный. М., 1964; Воспоминания о Демьяне Бедном. / сост. Д. Придворов и А. Прямков. М., 1966; Эвентов И. Жизнь и тв-во Демьяна Бедного. Л., 1967; Эвентов И. Поэт красного Питера. Л., 1968; Бразуль И. Демьян Бедный. Серия «ЖЗЛ». М., 1967; Эвентов И. Демьян Бедный: Биография писателя. Л., 1972; Недашковская Т. Демьян Бедный: Библиографич. указатель . Кировоград, 1973; Эвентов И. Демьян Бедный: Жизнь, поэзия, судьба. М., 1983; Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М. А. Булгаков-драматург и худож. лит-ра его времени. М., 1988; Эвентов И. Давние встречи: Воспоминания и очерки. Л., 1991; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Громов Е . Сталин. Власть и искусство. М., 1998; Дубровский А. Сталин, Демьян Бедный и русская история // Нева. 1999. № 10; Русская лит-ра ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. Т. 1. М., 2005.

  • Бедный Демьян