Бехтеев Сергей Сергеевич


БЕХТẾЕВ Сергей Сергеевич [7(19).4.1879, г. Елец Орловской губ.— 4.5.1954, Ницца; похоронен там же на русском кладб. Кокад] — поэт.

Принадлежал к дворянскому роду, изв. по документам с 1571. Отец поэта Сергей Сергеевич (1844–1911) прошел путь от мирового судьи до члена Гос. совета в чи­не действительного тайного советника; много сделал для благоустройства населения Ор­ловской губ., где находилось его имение Липовка.

Окончив Императорский Александров­ский лицей, Б. издает в 1903 свою перв. кн. — сб. лирич. стихов с посвящением императрице Марии Федоровне. Средства от его продажи Б. передал Царскосельскому ремесленному приюту, состоявшему под по­кровительством Марии Федоровны. Прора­ботав некот. время в земстве родного Ель­ца, Б. поступает служить в подшефный Ее Им­ператорскому Величеству Кавалергардский полк. С нач. войны 1914 Б.— офицер дей­ствующей армии. Раненный в голову, он попа­дает в дворцовый лазарет, где его посещают работавшие там сестрами милосердия импе­ратрица Александра Федоровна и ее стар­шие дочери. Воспоминания об этом отобра­зятся в его позднейших стих. По выздоров­лении Б. снова на фронте, ранен в грудь. По­сле лазарета и небольшого отдыха на родине служит на Кавказе. Здесь его застало изве­стие о вынужденном отречении императора Николая II. В Кисловодске пишет ряд обли­чительных стих. (« Царским орлам », « Сво­бодное слово », « Русь горит!.. » и др.), уезжает в Орел, где продолжает с болью и не­годованием отзываться в стихах на вопиющие факты рев. разбоя и святотатст­ва, оплакивая гибнущую Россию, клеймя пре­дательство по отношению к Государю. «Сле­пой народ, обманутый лжецами» сравнивает­ся Б. с предавшими Христа, и поэт пророчест­вует о том, что последует за этой изменой: «Предатели, рожденные рабами, / Свобода лживая не даст покоя вам. / Зальете вы стра­ну кровавыми ручьями, / И пламя пробежит по вашим городам» (« НиколайII »).

Вернувшись в родной Елец, на пепелище отчего дома, Б. пишет стих. « Молитва » («Пошли нам, Господи, терпенье...»), «Святая ночь», «Боже, Царя сохрани», «Россия», «Верноподданным ». Поэту удается через графиню А. Гендрикову пе­реслать их в Тобольск находящемуся в заклю­чении Николаю II, от кот. Б. получает выражение благодарности. Первоначально авторство «Молитвы», найденной в бумагах Царственных мучеников, приписывали одной из великих княжон. Строки этого стих., одно­го из самых сильных и пронзительных в лири­ке Б., были широко изв. в среде эмигра­ции и обрели второе звучание в России 1990-х: «Владыка мира, Бог вселенной! <...> И, у преддверия могилы / Вдохни в уста тво­их рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов!».

Поэт уезжает в Добровольческую армию, в составе кот. он разделяет все тяготы бо­евой жизни 1918–20 вплоть до эвакуации войск генерала Н. Врангеля из Крыма. В воен. газ. печатаются его стихи, некот. из них распространялись в виде листовок. Про­ходившие в Крыму по почину духовенства 11–13 сент. 1920 Дни покаяния Б. ознаменовал стих., где с большой силой обличает пре­ступления богоборцев-революционеров, осо­бенно — зверское убиение Царской семьи. В нояб. 1920 Б. навсегда оставляет Россию, но сохраняет незыблемо свою верность ей как православный патриот-монархист.

С кон. 1920 и до кон. 1929 Б. живет в Сербии, где находит доброжелательный приют, предоставленный королем Александ­ром множеству изгнанников из России. Поэт редактирует выходившую в Белграде газ. «Русский стяг», публ. стихи в периодике, изд. сборники. В 1923 в Мюнхене ему удается напеч. сб. « Песни русской скорби и слез » (вып. 1, 2), где помещено около 100 стих., отзывавшихся на события революции и Гражданской войны, призываю­щих к деятельному сплочению патриотов, оказавшихся за рубежами родины. Через 2 года Б. издает автобиографич. роман в стихах « Два письма » (Ницца, 1925), а еще через 2 года — сб. стихов « Песни сердца » (Белград, 1927).

Переехав в Ниццу в кон. 1929, Б. активно участвует в общественной жизни русской православной эмиграции. Он был церковным старостой русского храма Державной Божией Матери. На свои средст­ва и собств. руками соорудил иконостасы и украсил интерьеры осн. храма и придела святого Серафима Саровского, за что был удостоен благодарственной гра­моты и благословения от экзарха Моск. патриархии. Продолжая писать, Б. выпу­стил сб. патриотич. стих. « Царский гусляр » (Ницца, 1934), а за 2 года до своей кончины завершил изд. итогового сб. в четырех вып. « Святая Русь ». Сюда вошли его посл. стихи и многие из напечатанных ранее, отобранные самим автором. Среди них — посвящ. святителям Русской земли Сергию Радонежскому, Серафи­му Саровскому, Иоанну Кронштадтскому.

Стих. Б. пронизаны болью за поругание искореняемой большевика­ми в народе православной веры, некоторые прямо были посвящ. уничтожаемым тогда святыням — Иверской иконе Богоматери, храму Христа Спасителя. Образ Царя-страстотерпца Николая Александровича занимает особое место в тв-ве поэта. Его убежденность в том, что этот государь будет про­славлен святым, отчетливо выражена уже в стих. 1922 « Виденье дивеевской стари­цы », а затем и в ряде др. Непоколебимой была уверенность Б. в неизбежном падении богоборческой власти, в грядущем восстановлении православной веры русского народа и православного царства на русской земле. Яркое выражение этого — в стих. « Гряду­щее » (1927), « Внукам » (1933), « Верую » (1937), « Царская Россия » (1952). Поэт восклицает: «Я говорю через века / С гряду­щим новым поколеньем», кот., как убеж­ден Б., «полюбит древний быт / Святой стра­дальческой России...» («Внукам»).

Поэтич. наследие В. — человека глу­боко религиозного, бескомпромиссного пат­риота России — дает образцы высоконравственного, самоотверженного служения ее традиц. ценностям и святыням. В задававшей преобладающий тон лит. среде русской эмиграции осн. пафос поэзии Б. выгля­дел слишком несовременно, сочувственные заметки о нем стали появляться в эмигрант­ской прессе только после смерти поэта (Но­вое русское слово. Нью-Йорк, 1954. 13 июн.; Православная Русь. Джорданвилл, 1968. № 13). Но в России посл. десятилетий интерес к наследию Б. неуклонно растет. Вы­пущены CD с записью вокальных циклов на стихи Б. в исполнении Ж. Бичевской: «Царь Николай» (1999) и «Верую» (2000), а также Светланы Копыловой.

В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд и проводятся Бехтеевские чтения. В Елецком гос ун-те им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвящ. Б. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Вл. Невяровича создан докум. фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящ. пребыванию Б. в Югославии.

Самая полная информация о Б. собрана «Бехтеевским фондом» (рук. писатель и поэт В. К. Невярович). Книга В. К. Невяровича «Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: жизнь и творчество» (2008) удостоена СП России Большой лит. премии. В кн. впервые опубликованы архивные док-ты, фотографии; представлены полностью поэтические сб. Б.: «Песни русской скорби и слез», роман в стихах «Два письма», сб. «Царский гусляр», четыре сб. «Святая Русь», изданные поэтом в Ницце в 1948–51.

Соч .: Стихотворения С. Бехтеева, воспитанника Им­ператорского Александровского лицея. СПб., 1903; Свя­тая Русь: сб. православно-патриотич. стих. Ницца, 1949. Вып. 1; 1950. Вып. 2; 1951. Вып. 3; 1952. Вып. 4; Из поэтич. наследия С. С. Бехтеева // Дворянское собрание: ист.-публ. и лит.-худож. альм. М., 1990. № 4; Песни русской скорби и слез / сост. и предисл. А. Шаргунова. М., 1996; Песни русской скорби и слез: сб. стих. М.-Подольск, 1997; Везде мне грезится священный Образ Твой: стих. Орел, 2000; Гря­дущее: стих. СПб., 2002; Грядущее: стих. СПб.: [Б.и.], 2004; Вещий колокол // Слово. 2009. № 2; Царский крест: 400-летию основания Дома Романовых посвящается. М., 2011. Стихи на сайте: soulibre.ru

Лит .: Азбелев С., Стрижев А. Сергей Бехтеев, царский гусляр // Возрождение. СПб., 1996. № 4 (6); Стрижев А. Царский гусляр — Сергей Бехтеев // Лит. учёба. 1996. № 4; Биогр. справка о поэте Сергее Сергеевиче Бехтееве // Бехтеев С. Песни русской скорби и слез. М.-Подольск, 1997; Алабин Л. Памяти Сергея Сергеевича Бехтеева // Русский вестник. 1998. № 1–2; Азбелев С. Образ Святого Царя-Мученика в поэзии С. С. Бехтеева // Дворянский вестник. М., 2000. № 5–6; Загоровская В. Певец русской скорби и слез // Лит. учёба. 2000. № 5/6; Из «государевых стихов» Сергея Бехтеева // Православная жизнь. Джорданвилл, 2000. № 7; Счастная Г. О Сергее Бехтееве и его стихах // Бехтеев С. Грядущее. СПб., 2002; Красников Г. Верный присяге: Судьба забытого поэта // ЛГ. 2004. № 15; Грамматчиков К. «Я зрю Россию без оков в державной шапке Мономаха...» // Русская народная линия. 2005. 7 февр.; Четверткова С. «Я в мир иду, чтоб славить Бога…»: (Православно-патриотическая поэзия С. С. Бехтеева) // Русская классика: проблемы интерпретации. Липецк, 2006; Невярович В. Лицеист Сергей Бехтеев // Русская народная линия. 2006. 19 окт.; Меньшикова Э. Сергей Бехтеев // Крестный путь, голгофская дорога: судьбы писательские. Усмань, 2006; Хатюшин В. Царский поэт, или Молитва Сергея Бехтеева // Молодая гвардия. 2007. № 10; Невярович В. Певец Святой Руси: Сергей Бехтеев: Жизнь и тв-во. СПб., 2007; Иванов А. «Певец Святой Руси» [Рец.] // Русская народная линия. 2008. 11 февр.; Невярович В. Любите дети, старину…: детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве. Воронеж, 2011; Любомудров А. М. Православные писатели русского Зарубежья. С. С. Бехтеев // Судьбы русской духовной традиции в отеч. лит-ре и искусстве XX — начала XXI в.: в 3 т. СПб., 2016. Т. 1.

С. Азбелев

  • Бехтеев Сергей Сергеевич